Скачать 379.54 Kb.
|
Итоговый отчет инновационной площадки - МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №6 города Пятигорска за отчетный период 2008-2011 г.г.
Информатизация образовательного учреждения – это процесс создания единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, технологических, программных, функциональных, мультимедийных, информационных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих использовать в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку информации по всем аспектам деятельности школы, что, в свою очередь, обеспечивает выход на новый качественный уровень образования и управления. Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения: учащихся, их родителей и государства – к проблеме информатизации образовательных учреждений. При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы, не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг. Эти обстоятельства, дополняемые все более возрастающей ролью ряда формализованных факторов, обработка и анализ которых без применения компьютерных технологий становится все более трудоемким и менее эффективным, не менее ясным показывают, что время «выжидательного» отношения к информатизации подходит к концу. Всеобщая компьютеризация образования – всего лишь вопрос времени. Другой особенностью сегодняшнего дня информатизации является то, что возникла необходимость формирования Единой информационной среды школы и построение в ее рамках информационного пространства, доступного большинству участников образовательного процесса. В школе функционирование информационной среды является не столько средством обучения и воспитания, сколько самостоятельной целью, достижение которой имеет педагогический смысл. То есть в образовании актуализируется не только утилитарная полезность информационной среды, но также и ее познавательная ценность, эмоциональное воздействие и ценностный потенциал для развития личности ребенка и профессионального становления учителя. Чтобы быть эффективными, процессы обучения и воспитания должны быть эмоционально-позитивными и комфортными. Что дает с этой точки зрения создание единой информационной среды школы?
Концепция исследования.
2.2. Цель исследования, гипотеза и основные задачи. Целью настоящего проекта является всесторонняя информатизация учебно-воспитательного процесса, управленческой деятельности и формирование ИКТ- компетентности педагогов. Гипотеза. В ходе опытно-экспериментальной работы мы предполагаем, что только с помощью Единого информационного пространства можно сформировать полноценную ИКТ - компетентность педагогов. Направление работы школы видится так: через ИКТ – компетентность педагогов – к единой информационной культуре. Учитель, как носитель культуры, сам погружается в Единую информационную среду, а потом формирует ее у своих воспитанников. Создание Единой информационной среды поможет педагогам ориентироваться в методической работе, позволит обмениваться наработками и сделает возможным быстрый поиск информации для проведения уроков, общение педагогов по циклам предметов (виртуальные методические объединения), предоставит возможность работы с помощью новейших достижений компьютерной и мультимедийной техники (INTERNET, интерактивные доски, мультимедийные проекторы). Со стороны администрации этот проект – апробация электронного документооборота, унификация отчетности в электронном варианте, общение с педагогами школы посредством электронной доски объявлений, возможность быстрого поиска информации по кадрам и контингенту обучающихся; создание концепции использования ИКТ в воспитательной работе (на основании наблюдений за ходом дискуссий, которые разворачиваются на форумах школьного сайта, можно распознавать позитивные и негативные тенденции ученической среды и строить свою работу, что называется «на опережение»). Задачи эксперимента.
2.4. Основные аргументированные результаты исследования. Работа по формированию ИКТ-компетентности педагогов, запланированная в 2007 году, имела своей целью поднять на принципиально новый уровень методику преподавания предметов, поддержку инновационных методик, стимулирование работы лучших, интересующихся, творческих учителей, создание единого информационного пространства школы. Однако время внесло свои коррективы в работу школы в целом и каждого педагога в частности. Поэтому тема эксперимента в части, касающейся использования средств электронной учительской, претерпела некоторые изменения. Проект экспериментальной работы включал взаимопроникающие модели:
- учитель-учитель, - учитель- ученик, - учитель – социум. 1.2. Повышение квалификации педагогов.
Сегодня, по окончании эксперимента, можно сделать вывод о том, что полностью сформирована первая модель, т.к.: - реализован ряд сетевых проектов:
- удались взаимодействия всех типов: учитель-учитель - проведение семинаров-практикумов для учителей школы и города, участие в конкурсах педагогического мастерства, публикации, статьи, мастер-классы, педагогические мастерские создание электронных учебных пособий:
учитель- ученик (создание сетевых проектов, презентаций, проведение круглых столов, телемостов, конференций, заседаний школьного научного общества), учитель – социум (электронный документооборот, сетевые взаимодействия педагогов, акции и интерактивные опросы), - создан электронный банк тематического планирования по всем предметам, - виртуальные ШМО формируют у себя электронную медиатеку (создан каталог ЦОРов), - успешно функционирует сайт школы, - ведется электронный журнал 3Г класса (учитель Квирая Г.Р.), - создана и активно используется локальная сеть, в которую объединены АРМы администрации, - ведется огромный по объему электронный документооборот, в который вовлечены не только все администраторы, секретарь школы, но и все руководители школьных методических объединений, и отдельные учителя, у многих учителей появилась собственный электронный почтовый ящик, - в течение 2-х лет функционировали 2 версии программного пакета «1С: ХроноГраф Школа»: расписание уроков составлялось в версии 3.0, затем ассимилировалось с версией 2.5. Были загружены сведения об учениках (70% полей): анкетные и паспортные данные, данные о родителях, листок здоровья, форма обучения, сведения о ЕГЭ. Экспорт данных по этим параметрам удобен для классификации по годам рождения (по запросам Военного комиссариата г. Пятигорска, Студенческой поликлиники и др. инстанций), поиска адресов и телефонов детей, их родителей. Среди введенных сведений о сотрудниках - анкетные и паспортные данные, ИНН, № страхового свидетельства, разряд педагога, преподаваемый им предмет, классы, в которых он работает, нагрузку, номер кабинета, классное руководство, дату приема на работу. Электронный журнал велся в том объеме, который был удобен и информативен. Мы отказались от идеи выставления всех оценок и пропусков предметов, но выставляли четвертные и итоговые оценки по всем классам. Этот вид работы удобен в качестве информации об успеваемости детей и для формирования отчетности педагогами, которая им нужна для подтверждения показателей оценочного листа при подсчете баллов стимулирующей части зарплаты, а также для аттестации. По выставленным оценкам легко ориентироваться при составлении отчетности о качестве знаний по классам, отдельным предметам, по учителям-предметникам, не нужно для этого искать все журналы за несколько лет. Программный пакет находился на файловом сервере школы, на него можно выйти из любого компьютера локальной сети. Особая роль в распространении опыта работы школы по теме эксперимента отводится семинарам – практикумам, проводимым для учителей города. Три таких крупных семинара послужили ярким подтверждением того, что эксперимент успешно вовлекает все большее количество педагогов, растет мотивация к освоению компьютерной техники и технологий, становится «делом чести» достойно представить свой предмет на суд коллег.
- «Использование ИКТ на уроках литературы – актуальная проблема современного школьного образования» (Труфанова А.А.), - «Чтение с увлечением. Как работать с электронной версией учебника для 9-11 классов» (Черемская Е.М.), - фрагменты уроков с использованием версии электронного учебника «Лесковский сказ» (Лепетенко-Семенюта С.Г.), «Разрушительное воздействие нигилизма на личность человека», «А.Н. Островский – создатель русского национального театра» (Труфанова А.А.) - фрагмент пресс-конференции с поэтом «Литературное Пятигорье. Мир Галины Шевченко – мир духовности» (Василенко И.П.)
Так, учащиеся 4 «Б» класса под руководством учителей английского языка Головач А.Ю. и Саркисовой И.Ю. создали коллективный проект по теме: «Времена года», который впоследствии стал частью сетевого проекта школы по теме «Экология». Для подготовки и проведения билингвального урока (англо-испанского) учителя Гарбузенко Д.Н. и Минасова Э.М. использовали Интернет-ресурсы по теме: «Музеи Мира». Успешно прошел телемост Пятигорск-Голландия на тему: «Молодежь против наркотиков» под руководством учителя английского языка Гальченко Е.А. Урок, посвященный творчеству знаменитого американского писателя Марка Твена, проходил с использованием интерактивной доски. Подготовили и провели урок учителя английского языка Стоюшкина И.В. и Саркисова И.Ю. Шкуратова Л.Н. продемонстрировала возможность использования Интернет-ресурсов при обучении переводу; рассказала, как работать с электронной версией газет на примере BBC Learning English, CNN.com, The New York Times, Learning Network, а также представила портфолио ученика 7 класса Аветисян Р. Ахметзяновой Л.Н. и Шкуратовой Л.Н. был представлен страноведческий сетевой проект «In the English-speaking World», сетевые проекты «Ecologi», «Global Environmental Problems». В рамках проводимого в школе эксперимента уже был создан ряд сетевых проектов по разным темам, которые учащиеся демонстрировали на заседании школьного научного общества. В рамках сетевого проекта «Экология» создана электронная книга, в разработке проекта приняли участие 82 человека, включая учащихся начальной школы, среднего звена и студентов колледжа информационных технологий, продемонстрировав тем самым преемственность «школа - ВУЗ». Сетевой проект по регионоведению включает в себя несколько разделов по истории, географии, литературе, природе родного края. Над проектом работали 64 человека под руководством Гальченко Е.А. Сетевой проект «Чай» - это коллективный труд учащихся школы и учителей иностранного языка и литературы, объединяет 117 человек, посвящен традициям гостеприимства и чаепития в разных странах мира. Силами учеников старших классов и студентами ПГТУ под руководством Саркисовой И.Ю. создан электронный учебник «Английский язык. Практическая грамматика», который по сути является ЦОРом, включающим в себя этап объяснения, тренировочных упражнений, промежуточного тестирования и итогового контроля по теме.
- выступление заместителя директора по начальным классам Алиференко Е.В. с информацией о системе работы школы по формированию ИКТ – компетентности младших школьников: использованию наглядности, аудио и видеоматериалов, работе с применением программы Power Point, вставке текстовой информации, оформлению слайдов, анимации, навигации. - фрагмент интегрированного урока технологии и информатики (учитель Климанова С.А.). - презентация Интернет - проекта «Мы нашли друзей» (Учитель Квирая Г.Р.) - фрагменты урока литературного чтения по теме «русское народное творчество» с применением интерактивной доски (Учитель Боброва В.В.). - компьютерная графика на уроке информатики. Фрагмент интегрированного урока окружающего мира, технологии и информатики. (Учитель Гусарова Е.В.) - проект – презентация «По страницам Красной книги Ставропольского края» ученика 4Б класса Бойко Дмитрия. (Учитель Гусарова Е.В.). Присутствующие на семинаре руководители ШМО отметили высочайший уровень проведения семинара-практикума, огромное разнообразие детских работ, представленных на выставке, - презентаций, компьютерной графики, открыток. Приятно, что в дополнение к запланированной работе можно добавить:
1. в 2008-2009 уч. году мастер-класс Е.М. Черемской «ИКТ на уроках русского языка и литературы», в рамках работы которого практически все учителя-филологи школы демонстрируют высокий уровень владения информационными технологиями, при этом формируются их деятельностные и коммуникативные компетенции. Среди проведенных мероприятий - семинар «ИКТ на уроках литературы», заседания по темам «Использование ИКТ для подготовки учащихся к ЕГЭ», «Работа с интерактивной доской и ЦОРами», «Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ». 2. В 2009-2010 уч. году Елена Михайловна организовала работу мастер-класса. «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». Среди мероприятий: урок по творчеству И.С. Тургенева «Образ Базарова», итоговое занятие по теме «Местоимения», «Обучение сочинению «Моя малая родина», «Использование интернет-технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку». 3. в 2010-2011 уч. году Черемская Е.М. ведет мастер-класс «Формы интерактивных и ролевых занятий в системе дополнительного образования. Музейная педагогика» (Совместно с Государственным музеем-заповедником М.Ю. Лермонтова и Государственным музеем-заповедником «Михайловское). 4. Учитель информатики Никитина В.Е. в течение двух лет ведет мастер-класс «Среды программирования в учебном процессе» (углубленный курс). Зарекомендовав себя, как учитель высочайшего уровня, Виктория Евгеньевна стала руководителем городского методобъединения учителей информатики. 5. Учитель химии и биологии Маслобоева М.Л. в 2009-2010 уч. г. вела городской мастер-класс «Использование мультимедийного оборудования на уроках химии и биологии и во внеурочное время». 6. В 2010-2011 уч. году Маслобоева М.Л. ведет мастер-класс «Использование ресурсов Интернета и цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по химии и биологии». 7.. Для учителей информатики в течение 3-х лет работал мастер-класс Жулевой Л.Я. «Работа на языке программирования Turbo Pascal», «Работа в программе Photo shop».
- профессиональную (осуществление оценочно-ценностной рефлексии), - информационную (готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОРов, ведение школьной документации на электронных носителях), - коммуникативную (умение организовывать совместную деятельность для достижения социально-значимых целей), - правовую (использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативно-правовых документов). Поскольку особую значимость приобретает информационная культура учителя, владение инновационными IT-технологиями, все мероприятия, проведенные коллективом школы, с уверенностью можно отнести к деятельности по формированию ИКТ-компететности педагогов: три семинара-практикума для слушателей курсов СКИПКРО, учителей начальных классов, заместителей директоров и директоров школ Советского, Степновского районов и Пятигорска, тьюторство директора школы, масса выступлений по обмену опытом работы на заседаниях ГМО, коллегии Управления образования Пятигорска, педсоветах, интернет-педсоветах и т.д. Подробно об этом указано в приложении № 2.
Заместитель директора по УВР Кузнецова М.И., учителя информатики Жулева Л.Я. и Никитина В.Е. освоили в системе дистанционного обучения программу обучения «Применение пакета свободного программного обеспечения». В настоящий момент в школе нет таких учащихся, которые бы обучались только дистанционно. Но как составляющую урока мы практикуем спринт-технологии, ТВ-технологии, индивидуальные консультации преподавателей, сетевые технологии при изучении ряда предметов, например: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». «Человек и его здоровье», «Животные», «Растения. Бактерии. Грибы», «Общая биология - 10,11 классы» <saie@mng.ru>; «Репетиторы Кирилла и Мефодия. Тестовая подготовка к вступительным и выпускным экзаменам» <saie@mng.ru>. В 2009 году учитель химии и биологии Маслобоева М.Л. приняла участие в консультативном семинаре «Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс», проводимом Министерством образования Ставропольского края совместно с компанией «Сан-Сан».
|
В моу «сош №39 с углубленным изучением отдельных предметов города... В моу «сош №39 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары» в 2010-2011 уч г | Рабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным... Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу сош №23 с углубленным изучением отдельных предметов города Пятигорска представлен в соответствии с требованиями Закона РФ от... | Директора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных... Директора моу «гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов» по итогам | ||
Инновационного педагогического опыта Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны | Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Публичный отчет директора мбоу сош №19 с углубленным изучением отдельных... Публичный отчет директора мбоу сош №19 с углубленным изучением отдельных предметов за 2012-13 уч год | Программа составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г.... Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной... | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | Cоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов» | П р о грамм а развития Госуда рс т венногобюд жетногообразов ательногоу... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных... | ||
Анализ работы моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным... Моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов за 2010 – 2011 учебный год | Радиоактивность Образовательное учреждение моу «сош №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода |