Скачать 228.97 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» Фоминой Елены Васильевны, учителя изобразительного искусства, 6 класс 2013 Пояснительная записка Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Задачи:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: для учащихся: Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»:автор:Л. А. Неменская под ред. Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2011г. для учителя: – Программа изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2009; - Поурочные разработки. Искусство в жизни человека. 6 класс авторы: Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская; под ред. Б.М. Неменского. -Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7классы (по программе Б.М.Неменского)/Авт. сост. И.В.Буланова - М.: Планета,2010. Для реализации программы в 6 классе запланировано 35учебных часов(1час в неделю). Формы входного, рубежного и итогового контроля: тест, изовикторина, выставка. Изменений в рабочую программу не внесено. Формы организации учебного процесса: урок, урок-путешествие, урок-мастерская, урок-экскурсия. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: — о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; — о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; — о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; — основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; — ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; — особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; — основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; — о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; — о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: — пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; — видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; — видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; — создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; — активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Календарно-тематическое планирование 6 КЛАСС
Содержание программы учебного предмета Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской образовательной программы. I РАЗДЕЛ ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч.) Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1ч Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества 1ч Рисунок — основа мастерства художника. Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.). Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага. Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей). Тема. Линия и ее выразительные возможности 1ч Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.). Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага. Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 1ч Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Тема. Цвет. Основы цветоведения 1ч Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). Тема. Цвет в произведениях живописи 1ч Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Тема. Объемные изображения в скульптуре 1ч Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. Тема. Основы языка изображения 1ч Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре. II РАЗДЕЛ МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч) Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника 1ч Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения. Тема. Изображение предметного мира — натюрморт 1ч Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1ч Многообразие форм в мире.. Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел. Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов. Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции. Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 1ч Плоскость и объем.. Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки). Материалы: карандаш, бумага. Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения. Тема. Освещение. Свет и тень 1ч Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением; наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков. Тема. Натюрморт в графике 1ч Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Тема. Цвет в натюрморте 1ч. Рубежный контроль. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) 1ч Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. III РАЗДЕЛ ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (12 ч.) Тема. Образ человека — главная тема искусства 1ч Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции 2ч Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц. Тема. Изображение головы человека в пространстве 1ч Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.. Задание: объемное конструктивное изображение головы. Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 1ч Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Тема. Портрет в скульптуре1ч Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса. Тема. Сатирические образы человека 1ч Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.. Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей. Тема. Образные возможности освещения в портрете 1ч Изменение образа человека при различном освещении. Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта. Тема. Портрет в живописи 2ч Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля. Тема. Роль цвета в портрете 1ч Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном. Тема. Великие портретисты (обобщение темы) 1ч Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя). IV РАЗДЕЛ ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч) Тема. Жанры в изобразительном искусстве 1ч Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Тема. Изображение пространства 1ч Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Тема. Правила линейной и воздушной перспективы 1ч Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. .Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь. Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства 1чПейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1ч. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Тема. Городской пейзаж 1ч. Итоговый контроль. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 1ч. Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Формы и средства контроля
Критерии оценки устных индивидуальных ответов
Критерии и система оценки изовикторины
Критерии оценки выполнения тестовой работы. Оценка выполнения тестов, содержащих более пяти заданий: оценка «отлично» может быть поставлена учащемуся, верно ответившему на 80 и более процентов заданий, «хорошо»- на 65-80 процентов, «удовлетворительно»- на 50-65 процентов. Если учащийся правильно ответил на менее чем на 50 процентов заданий, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно». Критерии и система оценки творческой выставки
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
Тест .6 класс 1) Что лишнее? а) б) в) 2) Исаак Левитан – известный а) Живописец и пейзажист? б) Диктор телевидения? в) Директор мультипликационной студии? 3) Художник это то: а) Кто умеет видеть б) Кто умеет рисовать в) Кто умеет чувствовать красоту 4) Зачем человеку искусство? А) Чтобы приносить себя в жертву; Б) Чтобы приносить человеку радость; В ) Учит видеть и воспринимать прекрасное в жизни. 5) Театр называют: а) «Кузницей» талантов б) Синтетическим искусством в) Картиной в движении 6) Живопись это – а б) изображение на картинной плоскости любого объекта - гуашью, маслом ,акварелью, акрилом (то есть красками); в) изображение живой природы пастельными мелками или углем? Вопросы к изовикторине. 6 класс 1.Как называют человека, который пишет картины . А) Композитор Б) живописец В) Скульптор Г) Писатель Д) График Е) Поэт
А) Пушкин Б) Левитан В) Айвазовский Г) Шишкин Д) Чехов Е) Крылов
5. Как называют художника, который рисует: Пейзажи, портреты, море, животных 6.Какими инструментами пользуется художник (напиши) 7. Какие художественные материалы использует художник? Перечень учебно-методических средств обучения. Литература основная 1. Программа изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2009; 2. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»: Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М. «Просвещение»2011 3. Поурочные разработки. Искусство в жизни человека. 6 класс; авторы Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская; под ред. Б.М. Неменского. Литература дополнительная 1.Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7классы (по программе Б.М.Неменского)/Авт. сост. И.В.Буланова.-М.: Планета,2010. 2. Изобразительное искусство в школе. Научно-методические журналы. 2005-2007. 3. Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию/пер. с англ. И. Гиляровой. – М.: Издательство Эксмо. 2002. 4. Электронная версия музеев мира. Электронные ресурсы:
Видеофильм «Старооскольская глиняная игрушка»./ Старооскольский Дом ремёсел.
Сайты музеев:
Оборудование и приборы: 1. Компьютер . 2.Мультимедийный проектор. 3.Фотоаппарат. 4.Видеокамера 5.Краски (акварельные ,гуашевые) 6.Туш. Ручки с перьями. Фломастеры. Восковые мелки. Уголь. Пастель. Пластилин. 7.Бумага А3,А 4; бумага цветная. 8.Кисти. 9.Клей. Ножницы. 10.Муляжи фруктов и овощей. 11.Комплекты репродукций великих художников. |
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Рабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины... Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»... «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей... | Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской... | Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе... Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г | Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «изобразительное искусство» На заседании кафедры искусства Зам директора по увр директор маоу «Гимназия №23» | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» (Программа основной школы) Рабочая программа составлена применительно к учебной программе “Изобразительное искусство”, разработанной под руководством и редакцией... | Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... |