Скачать 41.14 Kb.
|
МКОУ «Давыдовская СОШ» Лискинского района, Воронежской области Урок химии в 9 классе с мультимедийным сопровождением ( с элементами здоровьесберегающей технологии) «Осторожно: оксиды азота!» Учитель химии: Кутякова Т.В. 2011 Цели урока:
Ход урока. I. Актуализация знаний. - Разминка на знание формул изученных веществ (гимнастика для мозга). - Каково строение атома азота? - Какую степень окисления может приобретать азот в соединениях? (+1,+2, +3, +4, +5, 0, -3). II. Изучение новой темы. Сегодня мы продолжим изучение соединений азота. Тема урока «Осторожно, оксиды азота». Почему именно так называется тема, вы ответите в конце урока. Слайд. Оксид азота (I) N2O – несолеобразующий оксид. Бесцветный газ, со слабым своеобразным запахом (сладковатым). Обладает слабым наркотическим действием. Его называют «веселящим газом». Этот оксид азота вызывает конвульсивный смех. Для человека безвреден, в малых дозах вызывает глубокий сон. После 8-10 вдоха человек впадает в бессознательное состояние. Наркотическое действие снимается сразу после прекращения вдыхания. Получение: NH4NO3 → N2O↑ + 2H2O Химические свойства: 2N2O → N2 + O2 поддерживает горение, является окислителем : N2O + Cu → CuO + N2 Слайд. Оксид азота (II) - безразличный оксид. Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде. На воздухе мгновенно реагирует с кислородом воздуха. 2NО+ O2 → 2NO2 - Почему же оксид азота (II) такой химически активный? Молекула NО не совсем обычна по своему строению. Она имеет один неспаренный электрон, придающий ей очень высокую химическую активность ∙ N = О В 1992 году Молекулой Года объявлен монооксид азота – молекула жизни. NО участвует в регуляции всех важнейших процессов в человеческом организме: от мыслительной деятельности до активности половой системы: - убивает злокачественные и бактериальные клетки; - при заболеваниях иммунная система человека вырабатывает NО в большом количестве и он убивает клетки-мишени; - нитроглицерин, используемый сердечниками, выделяет дополнительную порцию NО, который расслабляет сердечную мышцу. ( в 80-годы XXI века на заводах Альфреда Нобеля по производству взрывчатых веществ – нитроглицерина и динамита, было замечено, что рабочие не жаловались на боли в сердце) В сигаретном дыму много NО. Астматики, как ни странно, вдыхая дым, получают некоторое облегчение дыхания из-за расслабления спазмов и расширения бронхов. В больших дозах NО блокирует гемоглобин, вызывает нарушение в центральной и периферической нервной системе. Получение: 4NH3 + 5O2 →4 NO +6H2O N2+ O2 → 2NO Это единственный оксид азота, получающийся при прямом взаимодействии азота с кислородом. На стр. 120 §24 прочитайте, где в природе образуется этот оксид азота. А теперь немного расслабимся. В начале урока мы повторили, какие степени окисления приобретает азот. Давайте газами нарисуем в воздухе эти числа (гимнастика для глаз). Слайд. Оксид азота (III) – N2O3 - азотистый ангидрид. Представляет собой темно-синюю жидкость. Получение: NО2+ NO → N2O3 Химические свойства: N2O3 + Н2О → 2НNО2 Слайд. Оксид азота (IV) – NO2 солеобразующий оксид. Газ бурого цвета с неприятным удушающим запахом. Пары его ядовиты. Он разрушает легкие, вызывая отек, понижает кровяное давление. «Лисий хвост» способен к димеризации: 2 NО2 → N2О4 Способность к димеризации объясняется также наличием неспаренного электрона. Получение: Cu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Химические свойства: 4NO2 + 2H2O + О2 → 4HNO3 2NO2 + H2O → HNO2 + HNO3 Слайд. Оксид азота (V) - N2O5 - азотный ангидрид. Бесцветные кристаллы, летучее неустойчивое вещество. Получение: 2NО+ O3 → N2O5 (во время грозы) Химические свойства: N2O5 + H2O → HNO3 Все оксиды азота физиологически активны, относятся к III классу опасности. Экологическое действие. В выхлопных газах оксидов азота содержится в 10 раз больше, чем угарного газа. 1/3 кислотных дождей обусловлено наличием в атмосфере оксидов азота. (сообщение учащихся о кислотных дождях) Применение : оксиды азота зарегистрированы в качестве пищевой добавки Е 918. Они замедляют пенообразование и улучшают консистенцию продукта. Но их применение не еще не подкреплено законом. - Так почему же сегодняшний урок называется «Осторожно, оксиды азота»? (уч-ся отмечают, что они очень физиологически активны и требуют к себе очень осторожного обращения, а также потому, что они оказывают негативное влияние на живую природу). Ребята, мы сегодня получили некоторое количество бурого газа, а именно 200 мл. Давайте рассчитаем, не превысило ли это ПДК. ПДК NО2 составляет 9 мл/м3 При решении задачи было установлено, что концентрация не превысила2 мг/м3 Задание на дом: §24, упр.3 |
Урок открытия нового знания по программе развивающего обучения Л.... Урок открытия нового знания с мультимедийным сопровождением по программе ро л. Занкова в 1 классе | Урок изобразительного искусства с мультимедийным сопровождением Тема урока: Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов: цветные карандаши, фломастеры | ||
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
Урок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек» Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение... | Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | ||
Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
Методическая разработка урока для 5 класса с мультимедийным сопровождением... Полный курс условно разделен на два цикла: «Рисую мир» для 1-4 классов, «Изобразительное искусство и его история» для 5-9 классов.... | Доклад Доклад Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.... | ||
Методические рекомендации учащимся. Портфель молодого исследователя... Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.... | Пояснительная записка Название материала: урок с сопровождением презентации по теме Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Городок в табакерке» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фирсина О. А. На севере Европы. Урок с мультимедийным приложением (окружающий мир, 3 класс) | Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории... Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка |