«Очистка загрязненной поваренной соли»





Скачать 91.74 Kb.
Название«Очистка загрязненной поваренной соли»
Дата публикации20.08.2014
Размер91.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Материал для учащихся

8 класс по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»

Аннотация

В дополнительном материале дана классификация основных методов разделения веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, действие магнитом или водой; инструкции по технике безопасности для учащихся.

В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности.

Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей:



Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Отстаивание

Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке. Пример смеси - смесь речного песка с водой.

Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием (смотреть видео)

Фильтрование

Разделение гетерогенных (неоднородных) смесей с помощью фильтрования основано на растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. Пример смеси - смесь песка и поваренной соли в воде.

Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием (смотреть видео)

Выпаривание

Этот способ используют для выделения твердых веществ из растворов. Выделить соль из фильтрата можно с помощью выпаривания, т.е. нагреть смесь и вода испарится, а соль останется на фарфоровой чашке.

Кристаллизация

Это процесс выделения твёрдой фазы в виде кристаллов из растворов или расплавов, в химической промышленности процесс кристаллизации используется для получения веществ в чистом виде. Кристаллизация из расплавов и растворов - основной способ образования кристаллов в природе. Так образуются из огненно-жидкого силикатного расплава (магмы) массивные кристаллические породы – граниты. На дне озер, заливов и в море отлагаются кристаллы солей. Из расплавов и растворов выращиваются искусственные кристаллы (например, технические и драгоценные камни: пьезокварц, карборунд, рубин, алмаз, сапфир и др.).

Дистилляция

Это метод разделения жидких веществ с разной температурой кипения. Дистилляция применяется в промышленности и в лабораторной практике для разделения и рафинирования сложных веществ: для разделение смесей органических веществ (например, разделение нефти на бензин, керосин, соляр и др.; получение ароматических веществ в парфюмерии; получение алкогольного спирта) и для получения высокочистых неорганических веществ (например, металлов: бериллий, цинк, магний, кадмий и др.).

Пример смеси - раствор соли в воде

Разделение однородных смесей (смотреть видео)

Действие магнитом или водой

Если в смеси присутствует вещество, способное к намагничиванию, то его легко выделить в чистом виде с помощью магнита, т.е. воспользоваться разницей в физических свойствах веществ. Такими свойствами могут быть удельный вес, способность намагничиваться или смачиваться водой. Например, так можно разделить смесь порошков серы и железа. Еще один способ разделения смеси серы и железа основан на разнице в смачиваемости и плотности этих веществ. Сера тяжелее воды, но не смачивается ею, порошок серы всплывает на поверхность. Железо тяжелее воды и смачивается ею, поэтому остается на дне. Такой способ разделения смесей называется флотацией. («Флотация» — слово, родственное слову «флот») Флотация применяется в горном деле: с помощью флотации обогащают руды — отделяют лишнюю породу.

Пример смеси - смесь порошка железа и серы

Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды (смотреть видео)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ


    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

  2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.

  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­перимента допускается только с разрешения учителя.

  4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

  5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

  6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­ми.

  7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­вать правилам техники безопасности.

  8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­вать игры.

  9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

  10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­мента не допускаются.



    1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ




  1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­тобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

  2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­костей до температуры кипения, использованием разъедаю­щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).

  3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.

  4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

  5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­теля по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собствен­норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­руется.

  6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­ко с разрешения учителя.



    1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ




  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.

  3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

  4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

  5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точ­но повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.

  6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.

  7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедлен­но прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобнов­ление работы возможно только с разрешения учителя.

  8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опы­ты, не предусмотренные в данной работе.

  9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

  10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся долж­ны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

  11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­тросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лабо­ранту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять не­исправности.

  12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

  13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.

  14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудо­вание с незадействованных на данный момент рабочих мест.

  15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу ка­кие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).

  16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагрева­тельные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.



    1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ




  1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

  2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учите­лю или лаборанту.

  3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

  4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необ­ходимо отдельно от остального нательного белья.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТОВКАМИ И СУХИМ ГОРЮЧИМ
Спиртовки широко распространены в химических кабинетах. Они просты по устройству, но требуют осторожности при эксплуа­тации.

Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний ос­мотр и удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и достаточно распушен, а горловина и дер­жатель фитиля совершенно сухие. Если спиртом смочены держа­тель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение цело­стности корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар. Поэтому ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку с остатка­ми жидкости, а следует выждать некоторое время и дать ей об­сохнуть.

Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу дер­жателя, иначе не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки

Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от дру­гой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Заполняются спиртовки только этиловым спиртом. В самом крайнем случае можно заливать в спиртовки керосин (но не бен­зин, не метанол!).

В нерабочем состоянии спиртовки хранят в металлических ящи­ках для ЛВЖ или под тягой (в изолированном от других реакти­вов отсеке).

Сухое горючее. При выполнении учениками опытов, связан­ных с нагреванием, из-за отсутствия спирта приходится пользо­ваться так называемым сухим горючим.

Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о спосо­бе тушения.

Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить — с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПолезные ссылки для учащихся по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»
В уроке подробно описано проведение опытов по разделению следующих смесей: 1 сахара с древесными опилками; 2 поваренной соли с речным...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconУрок. Практическая работа. Очистка загрязненной поваренной соли
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, 2 стакана, воронка, фарфоровая чашка, фильтр, тигельные щипцы, колба с водой,...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconТема урока: Практическая работа №3 "Очистка загрязненной поваренной соли"
Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическая работа №1 «приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка загрязнённой поваренной соли» инструктаж по т/Б
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Освобождение организма от паразитов и шлаков, очистка печени с использованием народных рецептов, естественных методов оздоровления...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconЗадачи на смеси и сплавы: Задача. Сколько кг соли в 10 кг соленой...
Задача. Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconУрок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли
«Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Знать состав кислот и солей; Определение кислоты и соли; Уметь составлять химические формулы солей, давать им название;...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconВ бутыли оказался 3%-ный раствор соли. Какова вместимость бутыли?
Из бутыли, наполненной 12%-ым раствором соли, отлили 1 л и долили бутыль водой, затем отлили еще литр и опять долили водой. В бутыли...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconКонспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка...
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconТесты безопасности Концентрация раствора хлорамина для обработки...
Запустите Internet Explorer, напишите в адресной строке
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПлан работы школьной библиотеки
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconРеферат Отчет представлен на 51 с., состоит из 5 ч., 12 рис., 2 табл
Ключевые слова: цианобактерии, прохлорофиты, инфузории, тройственный симбиоз, pbcv-вирус, выделение, очистка, культивирование, лскм,...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconОрганизация и очистка поверхностного стока, понижение уровня грунтовых вод
В соответствии с архитектурно-планировочным решением и инженерно-геологическими условиями намечаются следующие мероприятия по инженерной...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconРефераты публикуемых статей
Разработка методики и нормативов испытаний внешней изоляции электрооборудования в загрязненном состоянии. Мерхалев С. Д., Соломоник...
«Очистка загрязненной поваренной соли» iconПатентам и товарным знакам (19)
Л.: Химия, 1987, с. 85, 179. Яковлев с. В. и др. Очистка производственных сточных вод. М.: Стройиздат, 1979, с. 119-120. Su 869605...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск