Скачать 83.19 Kb.
|
СЛАЙД 1 Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках химии Учитель химии и биологии МБОУ-СОШ № 1 г. Асино Исраилова Н.А. СЛАЙД 2 «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г.Белинский «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» Г. Лихтенберг Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. СЛАЙД 3 Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегий нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует личностно-ориентированного подхода в системе развивающего обучения. СЛАЙД 4 Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Деятельностный подход ломает привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». СЛАЙД №5 При этом возникают вопросы: Как подготовиться к уроку? Какой должна быть структура урока? Как добиться того, чтобы дети включились в самостоятельную деятельность, а не ждали, пока учитель всё расскажет сам? СЛАЙД 6 Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении химии: 1. Вызов 1.1 Собственно вызов. 1.2 Актуализация знаний. 2. Осмысление. 2.1 Постановка учебной задачи. 2.2 Открытия нового знания. 2.3 Составление алгоритма. 2.4 Первичное закрепление. 3. Рефлексия. 3.1 Самостоятельная работа – самоконтроль. 3.2 Собственно рефлексия. СЛАЙД 7 Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: - реализация всех дидактических принципов развивающего обучения; - использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения; - использование различных видов деятельности; - составление алгоритма действий; - использование различных оценочных шкал; - большая накопляемость оценок; СЛАЙД 8 Но есть и моменты, которые осложняют применение базовой модели критического мышления: - малый объём информации, охватываемый одним уроком; - большой объём дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в применении рассматриваемой модели на каждом уроке. Данная технология может успешно применяться в классах с углубленным изучением химии, где на предмет отводится большее количество учебных часов, что даёт возможность применять на уроке не только учебно-методический комплект, но и использовать дополнительную справочную литературу, а также информацию, полученную из сети Интернета. Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. СЛАЙД 9 Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности: - познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента; - приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства; -приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; -выявление характерных причинно-следственных связей; -творческое решение учебных и практических задач; - информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика). - рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. СЛАЙД 10 Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока. СЛАЙД 11 1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне – 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор – типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение». 2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди. Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды – NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа. Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей». 3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока. 4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока. СЛАЙД 12 Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например: - классифицируйте и укажите основание для классификации; - сравните; - обобщите объекты; - продолжите ряд, фразу; - дополните ряд, определение; - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; - установите соответствие между процессами, явлениями; - установите последовательность этапов, процессов, явлений. Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся решаются на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических работ. Можно проводить уроки с проблемными ситуациями. Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях. СЛАЙД 13 Завершает урок «Рефлексия». Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Формы проведения рефлексии. 1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям» 2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала» 3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» 4. Синквейн Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах. Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы. И в заключение… Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. СЛАЙД 14 Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Используемая литература «Системно - деятельностный подход в обучении»
|
Литература По нашему мнению, два «предмета» должны сформировать основу... По нашему мнению, два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение... | Программа курса Тема Культура как дискурсный конструкт Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Говорят, что есть на Руси Городок святой – Китеж-Град Купола горят... Неправильно учить людей тому, что мы рождаемся много раз. Мы рождаемся лишь раз. Тело, порожденное материей, разлагается естественным... | Секция: «Жизнь и творчество М. А. Шолохова» Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Конкурс «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (2011) Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Самоанализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Проблема сравнительно-типологического анализа осетинской поэзии 60-80-х... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Сравнение эмоций с инстинктами Во всей этой главе я буду пользоваться выражением «объект эмоции», безразлично применяя его как к тому случаю, когда этим объектом... | Пособие по тому, как работать в aiesec и хорошо учиться Вуз, жениться (выйти замуж), найти хорошую работу, сделать 2х детей и на этом успокоиться, считая, что жизнь прошла не зря. Aiesec’еры... | ||
Насчёт Миссии Модели ООН могу сказать, основываясь на своём личном... И сейчас они уже учатся брать ответственность на себя, искать компромиссы, вести переговоры и отстаивать свои позиции. Ведь было... | Как я поступал в вуз Половина, кого я знаю, да и я сама, начали задумываться, куда они собираются поступать именно с этой датой, а вторая половина начнет... | ||
Тезисы можно подавать на английском или русском языке. Но название... Но название и авторы должны быть даны в двух вариантах. Они должны быть подготовлены в Microsoft Word. Объем тезисов до 1 страницы,... | Уроку Система требований к современному уроку определяется Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они... | ||
Поклон Шолохову. Размышления об открытии памятника Ясным погожим... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Если закончится нефть и газ на Земле Но нефть и газ относится к числу исчерпаемых и невозобновимых ресурсов. Что же будет, когда они исчезнут? |