Скачать 90.21 Kb.
|
Металлы в науке, в технике и в быту (20 часов)Автор – Лёвкин А.Н., к.п.н., заведующий кабинетом химии СПбАППОПояснительная запискаПредлагаемый элективный курс для учащихся 9-х классов физико-химического направления посвящён одной из наиболее важных тем курса химии “Металлы”. Металлы являются объектом изучения как химии, так и физики. Эта тема является благодатной почвой для межпредметной интеграции, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применить полученный знания на практике. В школьном курсе химии тема «Металлы» изучается в конце 9-го класса. Очень часто для ее полноценного изучения не хватает времени на проработку материала, учителя экономят время за счет уроков, посвященных применению металлов в быту и в технике. Кроме того, часто тема изучается в курсе химии в отрыве от тех знаний, которые учащиеся получили при изучении физики. Целью данной программы является профильная ориентация учащихся на продолжение образования в профильном физико-химическом или химико-биологическом классах. При изучении данного элективного курса учащиеся смогут проявить свои интересы и склонности к химии и физике и принять решение относительно продолжения обучения в соответствующем профильном классе. Задачами данной программы являются:
Данная программа создана впервые. Реализация программы рассчитана на 20 часов. При изучении элективного курса учащиеся привлекаются к самостоятельному поиску и самостоятельному изучению свойств различных металлов. Организация уроков в форме практической, лабораторной и исследовательской работы предоставляет учащимся максимальную самостоятельность, возможность выдвинуть свою гипотезу, обосновать и проверить её. Результатом реализации данной программы является осознанный выбор профиля, понимание единства физических и химических знаний, развитие экспериментальных умений учащихся. Итоги реализации данной программы могут быть подведены на учебно-исследовательском семинаре по решению творческих задач. Содержание программыОтличительные черты металлических элементов. Положение элементов-металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения металлов – простых веществ. Металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка. Геометрическая конфигурация металлических кристаллических решеток. Общие физические свойства металлов. Пластичность, тепло- и электропроводность металлов, металлический блеск. Причина высокой электропроводности металлов. Основы электронной теории электропроводности металлов. Классификация металлов: легкие и тяжелые, легкоплавкие и тугоплавкие, твердые и мягкие. Гальванический элемент. История открытия гальванического элемента и его использование в научных исследованиях XIX века. Процессы, происходящие при контакте металла с электролитом: образование двойного электрического слоя. Анализ работы элемента Даниеля-Якоби. Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы металлов. ЭДС гальванического элемента. Современные гальванические элементы. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Получение металлов. Понятие о черной и цветной металлургии. Производство чугуна и стали. Технологическая схема и научные принципы доменного процесса. Сплавы. Применение сплавов в технике. Алюминий. Физические и химические свойства алюминия, его получение и применение. Сплавы на основе алюминия, их применение в технике. Железо. Физические и химические свойства алюминия. Применение чугуна и стали в технике. Особенности хрома, меди и серебра. Применение их сплавов в технике. Решение творческих задач по теме «Металлы». ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Учебно-тематическое планирование
Рекомендации к проведению уроков Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения. Урок «Металлические элементы. Строение металлов – простых веществ» является вводным и предполагает лекционную форму построения, или может быть проведен в форме беседы с учащимися. Следующий урок «Общие физические свойства металлов» может быть построен на основе теории проблемного обучения и организован в форме «сократовского диалога» (эвристической беседы). Урок «Электропроводность металлов» предназначен для повторения, углубления и расширения знаний учащихся, полученных ими в курсе физики. Урок может быть построен как урок-конференция: учащиеся выступают с небольшими докладами, которые затем оцениваются и обсуждаются всей аудиторией. Следующий урок – лабораторная работа учащихся. После лабораторной работы обязательно подведение итогов. Урок «Классификация металлов» может быть организован как урок с элементами КСО, включать в себя работу в парах сменного состава. Материал этого урока содержит несколько независимых друг от друга модулей. В конце урока предполагается обобщение и систематизация полученных знаний. Следующие три урока посвящены изучению нового для учащихся материала и могут быть построены в форме беседы с учащимися с элементами проблемного обучения. Урок «Гальванический элемент» можно начать с демонстрации следующего опыта. В чашечку Петри кладут несколько кружков фильтровальной бумаги, пропитывают ее раствором поваренной соли, кладут на бумагу цинковую и медную пластинки. К пластинкам прикасаются проводками, соединенными с гальванометром. Стрелка гальванометра отклоняется. Далее учитель ставит проблемный вопрос: «Значит ли это, что в системе возникает электрический ток? Объясните, как он мог возникнуть?». Ответ на этот вопрос и дается на этом и следующем уроке. Уроки 6-8 рекомендуется проводить с использованием компьютерных анимаций или с демонстрацией слайдов, сделанных в Power Point. Урок «Современные гальванические элементы» рекомендуется провести в форме конференции: учащиеся защищают доклады, которые затем обсуждаются и оцениваются аудиторией. Уроки «Химические особенности металлов» и «Коррозия металлов» расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими в курсе химии. Учитель может выбрать любую подходящую форму проведения уроков, включающую активную мыслительную деятельность учащихся. По теме «Химические особенности металлов» настоятельно рекомендуется демонстрация опытов, сопоставляющих химическую активность металлов: взаимодействие с водой лития, натрия, магния и меди; взаимодействие цинка, железа и меди с кислотами и солями и т.п. Демонстрировать целесообразно те опыты, которые не могут быть поставлены учащимися во время лабораторной работы, которая проводится на следующем уроке. Уроки 15-16 посвящены общим способам получения металлов и металлургии. Уроки могут быть построены в форме эвристической беседы с учащимися. Уроки 17-19 готовят учащихся к семинару по решению творческих задач. Знания полученные на предыдущих уроках курса, здесь прилагаются к конкретному материалу, связанному с изучением свойств перечисленных металлов. Таким образом, элективный курс построен «от общего к частному» (индуктивный путь построения курса). Уроки 17-19 можно провести как в форме защиты докладов (урок-конференция), так и в иной форме, активно вовлекающей учащихся в учебную деятельность. Уроки 18-19 можно провести с использованием элементов КСО, так как изучаемый материал можно скомпоновать в форме модулей, независимых друг от друга. Заключительный урок можно провести в форме семинара или в форме защиты проектов учащихся. Список литературы
Интернет-ресурсы www.alhimik.ru http://www.chemport.ru/ |
Задачами являются Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Задачами дисциплины являются Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 3 | ||
Задачами дисциплины являются Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | Задачами освоения дисциплины являются Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации» Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории... | Задачами школьного кабинета русского языка и литературы являются Состояние кабинета русского языка и литературы и его работа являются важным показателем постановки преподавания предмета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются | Задачами программы развития гбоу нпо по пу №12 г. Никольска являются «Состояние качества подготовки рабочих кадров в гбоу нпо по пу №12 г. Никольска и взаимодействие Учреждения с работодателями». Итоги... | ||
Реферат по отдельным темам Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются | Задачами дисциплины являются Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются | Задачами практики являются: овладение «Электроснабжение железных дорог» по методам технической эксплуатации устройств электроснабжения | ||
Задачами деятельности ученического совета являются Ученическое самоуправление является исполнительным органом конференции учащихся школы | Задачами курса являются Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | ||
Задачами Собрания являются «Иконописный образ. Взгляд сквозь века», посвященного празднованию 1025-летия Крещения Руси | Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено... План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса. Лекции... |