Задачами данной программы являются





Скачать 90.21 Kb.
НазваниеЗадачами данной программы являются
Дата публикации09.09.2014
Размер90.21 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Химия > Задача
Металлы в науке, в технике и в быту (20 часов)

Автор – Лёвкин А.Н., к.п.н., заведующий кабинетом химии СПбАППО




Пояснительная записка



Предлагаемый элективный курс для учащихся 9-х классов физико-химического направления посвящён одной из наиболее важных тем курса химии “Металлы”. Металлы являются объектом изучения как химии, так и физики. Эта тема является благодатной почвой для межпредметной интеграции, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применить полученный знания на практике.

В школьном курсе химии тема «Металлы» изучается в конце 9-го класса. Очень часто для ее полноценного изучения не хватает времени на проработку материала, учителя экономят время за счет уроков, посвященных применению металлов в быту и в технике. Кроме того, часто тема изучается в курсе химии в отрыве от тех знаний, которые учащиеся получили при изучении физики.

Целью данной программы является профильная ориентация учащихся на продолжение образования в профильном физико-химическом или химико-биологическом классах. При изучении данного элективного курса учащиеся смогут проявить свои интересы и склонности к химии и физике и принять решение относительно продолжения обучения в соответствующем профильном классе.

Задачами данной программы являются:

  • Ознакомить учащихся с учебным материалом по теме «Металлы» на межпредметной основе.

  • Показать единство и взаимосвязь курсов физики и химии.

  • Развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся.

  • Дать представление учащимся о специфике инженерных профессий, связанных с технологиями использования металлов.

Данная программа создана впервые. Реализация программы рассчитана на 20 часов.

При изучении элективного курса учащиеся привлекаются к самостоятельному поиску и самостоятельному изучению свойств различных металлов. Организация уроков в форме практической, лабораторной и исследовательской работы предоставляет учащимся максимальную самостоятельность, возможность выдвинуть свою гипотезу, обосновать и проверить её.

Результатом реализации данной программы является осознанный выбор профиля, понимание единства физических и химических знаний, развитие экспериментальных умений учащихся.

Итоги реализации данной программы могут быть подведены на учебно-исследовательском семинаре по решению творческих задач.

Содержание программы



Отличительные черты металлических элементов. Положение элементов-металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения металлов – простых веществ. Металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка. Геометрическая конфигурация металлических кристаллических решеток.

Общие физические свойства металлов. Пластичность, тепло- и электропроводность металлов, металлический блеск.

Причина высокой электропроводности металлов. Основы электронной теории электропроводности металлов.

Классификация металлов: легкие и тяжелые, легкоплавкие и тугоплавкие, твердые и мягкие.

Гальванический элемент. История открытия гальванического элемента и его использование в научных исследованиях XIX века. Процессы, происходящие при контакте металла с электролитом: образование двойного электрического слоя. Анализ работы элемента Даниеля-Якоби.

Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы металлов. ЭДС гальванического элемента.

Современные гальванические элементы.

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Получение металлов. Понятие о черной и цветной металлургии. Производство чугуна и стали. Технологическая схема и научные принципы доменного процесса.

Сплавы. Применение сплавов в технике.

Алюминий. Физические и химические свойства алюминия, его получение и применение. Сплавы на основе алюминия, их применение в технике.

Железо. Физические и химические свойства алюминия. Применение чугуна и стали в технике.

Особенности хрома, меди и серебра. Применение их сплавов в технике.

Решение творческих задач по теме «Металлы».
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1. Исследование электропроводности различных металлов.

  2. Исследование работы гальванического элемента.

  3. Химическая активность различных металлов. Особенности алюминия, железа и меди.

Учебно-тематическое планирование







Наименование блоков

К-во часов

Формы контроля



Металлические элементы. Строение металлов – простых веществ

1






Общие физические свойства металлов

1






Электропроводность металлов

1






Лабораторная работа. Исследование электропроводности металлов

1

Отчет о работе



Классификация металлов

1






Гальванический элемент. История открытия

1






Элемент Даниеля-Якоби

1






Стандартные электродные потенциалы

1






Лабораторная работа. Исследование работы гальванического элемента

1

Отчет о работе



Современные гальванические элементы

1

Доклады учащихся



Электрохимический ряд напряжений металлов

1






Химические особенности металлов

1






Коррозия металлов

1






Лабораторная работа. Химическая активность различных металлов. Особенности алюминия, железа и меди

1

Отчет о работе



Металлургия

1






Доменный процесс

1






Сплавы

1






Алюминий. Железо

1






Хром. Медь. Серебро

1






Семинар «Решение творческих задач»

1

Доклады учащихся



Рекомендации к проведению уроков

Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения.

Урок «Металлические элементы. Строение металлов – простых веществ» является вводным и предполагает лекционную форму построения, или может быть проведен в форме беседы с учащимися.

Следующий урок «Общие физические свойства металлов» может быть построен на основе теории проблемного обучения и организован в форме «сократовского диалога» (эвристической беседы).

Урок «Электропроводность металлов» предназначен для повторения, углубления и расширения знаний учащихся, полученных ими в курсе физики. Урок может быть построен как урок-конференция: учащиеся выступают с небольшими докладами, которые затем оцениваются и обсуждаются всей аудиторией. Следующий урок – лабораторная работа учащихся. После лабораторной работы обязательно подведение итогов.

Урок «Классификация металлов» может быть организован как урок с элементами КСО, включать в себя работу в парах сменного состава. Материал этого урока содержит несколько независимых друг от друга модулей. В конце урока предполагается обобщение и систематизация полученных знаний.

Следующие три урока посвящены изучению нового для учащихся материала и могут быть построены в форме беседы с учащимися с элементами проблемного обучения. Урок «Гальванический элемент» можно начать с демонстрации следующего опыта. В чашечку Петри кладут несколько кружков фильтровальной бумаги, пропитывают ее раствором поваренной соли, кладут на бумагу цинковую и медную пластинки. К пластинкам прикасаются проводками, соединенными с гальванометром. Стрелка гальванометра отклоняется. Далее учитель ставит проблемный вопрос: «Значит ли это, что в системе возникает электрический ток? Объясните, как он мог возникнуть?». Ответ на этот вопрос и дается на этом и следующем уроке. Уроки 6-8 рекомендуется проводить с использованием компьютерных анимаций или с демонстрацией слайдов, сделанных в Power Point.

Урок «Современные гальванические элементы» рекомендуется провести в форме конференции: учащиеся защищают доклады, которые затем обсуждаются и оцениваются аудиторией.

Уроки «Химические особенности металлов» и «Коррозия металлов» расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими в курсе химии. Учитель может выбрать любую подходящую форму проведения уроков, включающую активную мыслительную деятельность учащихся. По теме «Химические особенности металлов» настоятельно рекомендуется демонстрация опытов, сопоставляющих химическую активность металлов: взаимодействие с водой лития, натрия, магния и меди; взаимодействие цинка, железа и меди с кислотами и солями и т.п. Демонстрировать целесообразно те опыты, которые не могут быть поставлены учащимися во время лабораторной работы, которая проводится на следующем уроке.

Уроки 15-16 посвящены общим способам получения металлов и металлургии. Уроки могут быть построены в форме эвристической беседы с учащимися.

Уроки 17-19 готовят учащихся к семинару по решению творческих задач. Знания полученные на предыдущих уроках курса, здесь прилагаются к конкретному материалу, связанному с изучением свойств перечисленных металлов. Таким образом, элективный курс построен «от общего к частному» (индуктивный путь построения курса). Уроки 17-19 можно провести как в форме защиты докладов (урок-конференция), так и в иной форме, активно вовлекающей учащихся в учебную деятельность. Уроки 18-19 можно провести с использованием элементов КСО, так как изучаемый материал можно скомпоновать в форме модулей, независимых друг от друга.

Заключительный урок можно провести в форме семинара или в форме защиты проектов учащихся.

Список литературы

  • Кабардин О.Ф. Физика: справочные материалы. М.: Просвещение, 1988.

  • Крутецкая Е.Д., Лёвкин А.Н. Окислительно-восстановительные реакции. СПб.: СПбГУПМ, 2003.

  • Кукшкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб.: Синтез, 1995.

  • Лёвкин А.Н., Карцова А.А. Школьная химия: самое необходимое. СПб.: Авалон, Азбука классика, 2004.

  • Львов А.Л. Химические источники тока // Соросовский образовательный журнал. - №4. – 1998. – с. 45-50

  • Фадеев Г.Н., Сычев А.П. Мир металлов и сплавов. М.: Просвещение, 1978.

  • Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1989.

  • Чертков И.Н., Жуков. Н.П. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989.

  • Яворский Б.М., Детлаф А.А. Физика для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.

Интернет-ресурсы

www.alhimik.ru

http://www.chemport.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачами данной программы являются iconЗадачами являются
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Задачами данной программы являются iconЗадачами дисциплины являются
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 3
Задачами данной программы являются iconЗадачами дисциплины являются
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Задачами данной программы являются iconЗадачами освоения дисциплины являются
Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются
Задачами данной программы являются iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации»
Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории...
Задачами данной программы являются iconЗадачами школьного кабинета русского языка и литературы являются
Состояние кабинета русского языка и литературы и его работа являются важным показателем постановки преподавания предмета
Задачами данной программы являются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются
Задачами данной программы являются iconЗадачами программы развития гбоу нпо по пу №12 г. Никольска являются
«Состояние качества подготовки рабочих кадров в гбоу нпо по пу №12 г. Никольска и взаимодействие Учреждения с работодателями». Итоги...
Задачами данной программы являются iconРеферат по отдельным темам
Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются
Задачами данной программы являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Задачами данной программы являются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются
Задачами данной программы являются iconЗадачами практики являются: овладение
«Электроснабжение железных дорог» по методам технической эксплуатации устройств электроснабжения
Задачами данной программы являются iconЗадачами деятельности ученического совета являются
Ученическое самоуправление является исполнительным органом конференции учащихся школы
Задачами данной программы являются iconЗадачами курса являются
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами данной программы являются iconЗадачами Собрания являются
«Иконописный образ. Взгляд сквозь века», посвященного празднованию 1025-летия Крещения Руси
Задачами данной программы являются iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено...
План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса. Лекции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск