Скачать 65.65 Kb.
|
РАЗМЕТКА ЗАГОТОВКИ, ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШТАНГЕНЦИРКУЛЕМ Класс: 6. Цели: продолжить формирование умений размечать поверхности заготовок из сортового металлического проката; сформировать желание рационализировать процесс разметки заготовок; способствовать развитию конструкторского мышления. Тип урока: урок освоения новых знаний. Методы обучения: устный опрос, беседа, показ учителем приёмов, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа. Ход урока I. Организационно-подготовительная часть. Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. II. Теоретическая часть
План беседы учителя с учащимися:
Прежде чем начать объяснение вопроса о разметке поверхности заготовки из сортового проката, можно провести беседу с учащимися по материалу, полученному в предыдущем классе, задавая вопросы:
Разметка – ответственная операция, от которой во многом зависит качество будущего изделия. Разметкой называют определение границ обработки заготовки. Разметку поверхностей из сортового металлического проката выполняют по чертежу или шаблону. Размечают не только общие контуры детали, но и отдельные её элементы: отверстия, пазы, выступы и др.. Разметку следует производить, стремясь к тому, чтобы как можно меньше металла шло в отходы. Перед началом разметки надо внимательно изучить чертёж и технологическую карту, осмотреть заготовку и наметить, какую поверхность подготовить в качестве базовой. Её опиливают напильником, качество опиливания контролируют с помощью угольника и линейки. Дальнейшее объяснение процесса разметки учитель сопровождает рисунками на доске. В ходе разметки возникает необходимость нанести на поверхность заготовки прямые линии. Для этого от базовой поверхности с двух сторон откладывают линейкой нужный размер и проводят чертилкой риски, которые затем соединяют. Проведение прямых линий параллельно заданной прямой на определённом расстоянии от неё осуществляется следующим образом. Из произвольных точек на прямой проводят дуги заданных радиусов. Касательная к этим дугам и будет линией, параллельной заданной прямой. Для проведения на заготовке взаимно перпендикулярных рисок, нужно на середине прямой линии поставить точку и по обе стороны от неё сделать засечки и накернить их. Циркулем провести от засечек дуги радиусом более половины расстояния между засечками. Линия, соединяющая точки пересечения дуг, и будет перпендикуляром к заданной прямой. Разметку детали, имеющей отверстия, проводят так. На заготовке соответствующих размеров с помощью измерительной линейки и чертилки откладывают и отмечают перпендикулярные линии, центр пересечения которых соответствует центру будущего отверстия. В этой точке с помощью кернера делают углубление (керн). При разметке заготовки надо оставлять припуск 2-3 мм для последующей обработки (резания, рубки, опиливания). 2. Измерение размеров деталей штангенциркулем При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют такие контрольно-измерительные инструменты, как линейка, слесарный угольник и др. Для более точных измерений служит штангенциркуль Термин «штангенциркуль» образован из двух слов: немецкого «штанге» - шест, жердь, стержень и латинского «циркулус» - круг, то есть он означает «стержень для измерения круга». С его помощью можно измерять наружные и внутренние размеры деталей и глубину отверстия, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных видов и отличаются пределами и точностью измерения. Чаще всего используется штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью до 0,1 мм. Удобному и точному измерению диаметров отверстий способствует само устройство штангенциркуля. Основу его составляет штанга, на которой нанесена шкала с миллиметровыми делениями. На штанге имеются измерительные губки. По штанге перемещается подвижная рамка с губками и соединённым с ней глубиномером. Рамка во время измерений закрепляется на штанге зажимным винтом. Нижние губки служат для измерения наружных размеров, а верхние – внутренних. На скошенной грани рамки нанесена вспомогательная шкала, называемая нониусом. Длина нониуса 19 мм, поделена на 10 равных частей, значит, цена каждого деления 1,9 мм. При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 – 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм. Измерения штангенциркулем . При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра – по шкале нониуса начиная от нулевой отметки до той риски, которая совпадает с какой-либо риской миллиметровой шкалы. Перед началом измерений штангенциркулем надо осмотреть его и проверить на точность. Для этого нужно совместить губки инструмента. При этом нулевые риски обеих шкал должны совпасть. Одновременно должен совместиться десятый штрих нониуса с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. При измерении наружного размера штангенциркуль берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки, затем разводят нижние измерительные губки на размер, несколько больший размера измеряемой детали, помещают деталь между губками и передвигают рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали. Измеряя деталь, закрепляют рамку зажимным винтом и вынимают деталь из промежутка между губками штангенциркуля. Держа штангенциркуль прямо перед глазами, считывают результат. При измерении внутреннего размера штангенциркуль также берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки. Устанавливают верхние губки на размер несколько меньший, чем измеряемый. Затем вводят губки в отверстие или другое углубление и раздвигают их до соприкосновения со стенками измеряемого углубления. Расположив штангенциркуль прямо перед собой, считывают результат измерения. Глубину пазов и отверстий, а также высоту различных уступов деталей измеряют с помощью глубиномера. Взяв штангенциркуль в левую руку и, ослабив зажимной винт рамки, упирают торец штанги в верхний край измеряемого углубления. Перемещая подвижную рамку, вводят линейку глубиномера в отверстие или другое углубление до упора, закрепляют это положение рамки зажимным винтом, вынимают глубиномер из углубления и считывают результат измерения. III. Практическая часть. Совместная работа учителя с учениками Правила обращения со штангенциркулем.
Самостоятельная работа «Измерение размеров деталей штангенциркулем».
Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте, делают записи в тетради. Для выполнения работы понадобятся плакат с изображением штангенциркуля и его частей, штангенциркуль, образец для измерения.
Задание:
4 Повторение темы урока Оценка результатов работы учащихся; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде. IV. Итоговая часть. |
Повторение пройденного материала. Вопросы: Назовите инструменты,... Он может быть представлен в виде графического материала (плакаты, таблицы, графики, диаграммы и т д.) или в виде другого материала... | Методическая разработка учителя моусош №43 Тимофеева В. И. урока... Цели: расширить представление учащихся о процессе отделки изделий из сортового проката, обобщить изученный материал по ручной обработке... | ||
Кормопроизводство (зоотехния) Вопросы к зачету ... | Для «Агрохимии и агропочвоведения»: Вопросы к зачету ... | ||
Правила проката инвентаря для массового катания При получении услуги проката в первый раз необходимо ознакомиться под роспись с настоящими Правилами | Рефератов по дисциплине «рынки икт и организация продаж» Основная (теоретическая) часть. Содержит постановку и основные пути решения рассматриваемой проблемы | ||
Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «тренинг профессионально ориентированной риторики» Назовите величайших ораторов Древней Греции и Древнего Рима. Каково их значение в развитии ои? Основные положения их теории | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Моу сош №13 им. Р. А. Наумова Вопросы на 2 балла. Назовите специальность... Ответы на вопросы и задания интеллектуально-познавательной профориентационной викторины команды «Стратегия» | ||
Экзаменационные билеты по химии теоретическая часть (9 класс) преподаватель:... Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | Экзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая часть) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Теоретическая часть | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть,... | ||
Курс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | 1. Охарактеризуйте главные проблемы и основные направления средневековой... Охарактеризуйте главные проблемы и основные направления средневековой философии. Назовите основных представителей и дайте краткую... |