Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 386.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации27.11.2013
Размер386.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3


Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум»


Методическая разработка

урока сообщения новых знаний

по учебной дисциплине «История»

по теме «Смутное время»

Автор: Малышева Ю.В.


Наумовка 2008

Одобрена на заседании цикловой Утверждаю

комиссии социально- Зам.директора по учебной

гуманитарных дисциплин работе_________________

З.Р. Мунасыпова

Протокол №__

От «__»__________2008г.

Председатель цикловой комиссии

_________ Шляпкина С.Ю.


Автор: Малышева Ю.В.

Рецензент: преподаватель социально-экономических дисциплин

Новодран Н. Н.


РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку урока сообщения новых знаний «Смутное время» по учебной дисциплине «История»

разработанную преподавателем Малышевой Ю.В.
В методической разработке представлены все её структурные элементы: аннотация, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.

В аннотации рассмотрен кратко каждый раздел.

Во введении и теоретической части раскрываются основные цели образовательного процесса и значение исторических знаний и знаний по теме Смутное время.

Обоснованы все используемые методы образовательной и воспитательной работы.

В практической части представлен развернутый конспект урока, использованы моменты активизации внимания студентов.

Преподаватель для контроля и оценки знаний применяет различные методы и приемы обучения: заполнение карт, решение исторических задач, решение проблемных ситуаций, фронтальный опрос по проблемным вопросам.

Материал представленный в методической разработке интересный, правильно подобранный, логически скомпонованный. Тема актуальна. Методы, используемые, преподавателем, способствуют развитию у студентов мышления, памяти, умений свободно выражать свои мысли, оперировать собственными точками зрения.

Методическая разработка имеет практическое значение, так как может быть использована при проведении уроков истории, обществознания, литературы, истории мировых цивилизаций.
Рецензент: преподаватель социально-экономических дисциплин Новодран Н.Н.

______________

ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация 5

Введение 7

Теоретическая часть 9

Практическая часть 13

Заключение 21

Литература 22

Приложение 23

Аннотация
Современный уровень культуры, реалии общественной жизни остро ставит проблему углубления социально-гуманитарных знаний.

Основным социально-гуманитарным предметом в среднем профессионально-образовательном учреждении является история. Это универсальная наука, так как объектом её изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человека. История формирует личность, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина. Через учебный материал этой дисциплины до студентов доводится смысл таких нравственных категорий как: совесть, честь, достоинство, порядочность, любовь и сострадание к людям, уважение Отчизны.

Современные проблемы общественной жизни невозможно в полной мере решить эту задачу без обращения ко всему курсу истории человечества. Исторические имена, названия, термины, и понятия, факты встречаются нам на каждом шагу, так они являются основой всех современных знаний, сведений.

История является основой для получения знаний в последующих социально-гуманитарных курсах политологии, социологии, философии, основ права.

В средних профессиональных учебных заведениях курс истории предусматривает интегрированное изучение отечественной и всеобщей истории, что дает студентам наиболее полные сведения об историческом развитии всего человечества, позволяет глубже проследить общее и особенное в историческом пути народов и стран. Большое внимание уделяется крупным социально-политическим событиям, войнам, революциям, их оценкам в исторической литературе, людям, принимающим в них непосредственное участие.

Большое место среди исторических событий, процессов и явлений занимают события борьбы за власть, которые являются одним из способов достижения целей, изменения политического и социально-экономического строя общества. События Смутного времени занимают значительное весомое место не только в отечественной, но и во всемирной истории.

Предпочтительными методами изложения исторического материала являются рассказ с элементами беседы, лекция, демонстрация слайдов презентации, портретов исторических личностей, репродукций картин, решение познавательных задач. Эти методы позволяют активизировать студентов, изложить учебный материал доступно и более эмоционально, закрепить его в памяти.

Данная методическая разработка содержит развернутый план-конспект урока объяснения нового материала по теме «Смутное время». Она может быть использована всеми интересующимися историей, политологией, обществознанием, преподавателями других учебных заведений. Материал, содержащийся, в ней является хорошо подобранным, обработанным, компактно и логично изложенным. Разработка содержит в себе ряд разнообразных образовательных и воспитательных методов, приемов, с помощью которых формируются знания об исторической эпохе XVII века, умения и навыки анализа, развивается мышление и память.

Введение
«История наставница жизни», - говорили мыслители прошлых поколений. Так именно она дает молодому поколению опыт жизни. Действительно, именно история дает ответ на самые насущные вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Изучение истории делает человека богаче, умнее в мыслях, делах, планах. Знание истории помогает понять современность, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее.

События, имена, даты являются фундаментом современных знаний о реальном мире. История объясняет реалии современной жизни, основы социально-экономического и культурно-политического устройства. Так, например, события Смуты в корне изменили политическое и социально-экономическое устройство России того времени, а её опыт наглядно показал опасность таких событий, поставил российскую государственность на грань распада, потери национальной независимости. Смутное время это не просто события Российского государства, но и вообще одно из событий имеющих мировые масштабы, так как в нём присутствовали и иностранные интересы.

Смутное время дает нам современным поколениям поучительный пример мужества, патриотизма, чести, долга, знакомит нас с самыми вечными ценностями, воспитывает их в нас.

Историческое образование на современном этапе характеризуются следующими чертами:

  1. Приоритетностью изучения отечественной истории.

  2. Изучение её в контексте мирового развития.

  3. Углублением учебного материала.

  4. Использованием методов развития самостоятельной работы студентов, что способствует развитию мышления, памяти, логики, умений свободно излагать свои мысли, точки зрения.

Прошлое нельзя забыть, оставить позади, оно всегда идет, впереди показывая дорогу современности. Так как, из исторических фактов вытекают события, и процессы нашего времени.

В рамках среднего профессионального образования необходимо изучение курса истории, так как он решает следующие задачи:

- формирует всесторонне развитую гармоническую личность;

- приобщает молодого человека к мировой и отечественной культуре;

- развивает самосознание;

- формирует идеалы, ценности;

- развивает у студентов умения анализировать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;

- создает предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней профессиональной школы в высших учебных заведениях и путём самообразования.

Российский психолог Е.А.Климова пишет: «Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводится к знаниям в своей области. Профессиональная компетентность означает осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность понимать действительность». Соответственно, что является только следствием изучения истории, исторических имен, событий и процессов.

Основная часть

Теоретическая часть
Знания, умения, навыки, ценности, личностные качества специалиста формируются в процессе обучения. Вся система учебных заведений готовит не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а широко образованную личность. На начальных этапах обучения весь изучаемый студентами опыт оформляется в виде отдельных учебных дисциплин.

Образовательный и воспитательный процесс осуществляется с помощью методов обучения, именно они закрепляют и воспитывают определенные свойства личности. Методы обучения – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Они определяются содержанием образования, особенностями контингента учащихся и спецификой организации процесса обучения. Правильный их выбор, оптимальность сочетания – главный критерий педагогического мастерства преподавателя.

Даная методическая разработка содержит развернутый план-конспект урока сообщения новых знаний по теме «Смутное время».

Урок сообщения новых знаний – это урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках преподаватель самостоятельно излагает учебный материал, но при этом он активизирует внимание учащихся, проводит самостоятельную работу под своим руководством. Большое внимание уделяется закреплению нового изученного материала, которое может поводиться в разных формах: опрос, тестирование, решение проблемных ситуаций, задач, различные игровые формы. Структура такого урока включает в себя следующие элементы:

  1. Объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся по изучению новой темы,

  2. Закрепление новых знаний,

  3. Домашнее задание.

При проведении теоретических занятий по социально-гуманитарным дисциплинам с учащимися-первокурсниками наиболее часто используется метод объяснение материала в виде рассказа преподавателя.

Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в описательной и повествовательной форме. В сочетании с беседой он сопровождается элементами лекции, демонстрацией отрывков из документальных и художественных фильмов, использованием схем, исторических карт, рисунков, фотографий, диаграмм и предполагает максимальную познавательную активность учащихся. Главная дидактическая задача рассказа - это логическое, последовательное, эмоциональное изложение теоретического материала. Данный метод широко используется в преподавании гуманитарных предметов, он подразумевает под собой обобщение и систематизацию большого по объему учебного материала, раскрытие сущности изучаемых понятий и закономерностей на основе описания фактического материала. Рассказ для учащихся-первокурсников требует от преподавателя тщательной подготовки. Отобранный материал должен соответствовать требованиям программы, излагаться научно, аргументировано и доступно, логично, последовательно, четко и доказательно, образно для того, чтобы была понятна суть изучаемого события, процесса или явления. Речь преподавателя должна отличаться ясностью и выразительностью, образностью и эмоциональностью, воздействовать на ум и чувства. Для того чтобы активизировать познавательную деятельность, во время рассказа необходимо обосновать его актуальность, значимость для общего уровня развития человека, для повышения уровня культуры. Нужно ознакомить учащихся с планом изложения материала, ставить проблемные вопросы, подводящие их к получению новых знаний, наводящие на размышление. Процесс восприятия во время рассказа сопряжен с умениями учащихся концентрировать свое внимание, создавать такое внутреннее состояние, чтобы появилась как бы отрешенность от всех посторонних мыслей, не связанных с учебным материалом. Преподаватель должен поддерживать это состояние, нацеливать учащихся на сознательное восприятие содержание рассказа, чтобы они могли понять и запомнить услышанное. Но необходимо обязательно обращать внимание на продолжительность рассказа, не перегружать его неизвестными и сложными для восприятия словами, понятиями и терминами, учитывать возрастные особенности учащихся.

При этом необходимо основные, главные элементы изложения содержания темы записывать для наилучшего усвоения учебного материала, что тренирует и память и мышление.

Продуктивным методом является беседа. Она представляет собой вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе – тщательно продуманные вопросы, поиск ответов на которые должен подводить студентов к получению новых знаний. Беседа помогает формировать собственную точку зрения, умения её отстоять. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность отдельной личности или определенной группы, отдельное событие или их система, объединенная общими признаками. В начале беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, затем ставит вопросы, так чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе общий вывод.

Большой образовательный эффект имеет использование в учебном процессе технических средств обучения, что формирует наглядный образ изучаемой проблемы.

Для наглядного примера тех или иных событий, процессов целесообразно использовать на уроках учебные карты, исторические документы, демонстрировать портреты, репродукции картин.

При закреплении изученного материала используются проблемные задания: заполнить карту, решить ситуацию, решение «текстов с ошибками». Все это позволяет повторить больше пройденного материала и улучшает его запоминание.

Соответственно методы рассказа, беседы, а также использование наглядности, дополнительного учебного материала в виде видеофрагментов, исторических документов являются самым оптимальным на уроке со студентами первокурсниками по учебной дисциплине «История», для формирования у них боле целостных представлений о тех или иных исторических события, явлениях, процессах и исторических личностях.

Практическая часть.

Урок сообщения новых знаний «Смутное время»
Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие группы, отметка отсутствующих, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу, ответы на вопросы студентов.

2. Сообщение темы урока, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия.

Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.

Тема Смутного времени к тому же очень востребована и раскрыта, её посвящали свои произведения Пушкин, Глинка, Репин, Мартос и мн. другие. События смуты это одни из немногих, которые имеют свое закрепление в государственном празднике. 4 ноября празднуется день народного единства, праздник, посвященный народному единству времени Смуты.

3. Изложение (изучение) нового материала, применяемая методика.

Итак, тема сегодняшнего урока «Смутное время». Эпиграфом сегодня будут слова В.О.Ключевского «Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее». С помощью сегодняшнего урока мы окунемся в эпоху того времени, когда Россия на время «заблудилась» в своем развитии (Приложение 9-26).

Сегодня нам нужно будет рассмотреть следующие вопросы:

1.Понятие Смутного времени и его причины.

2. Содержание Смутного времени.

3.Народные ополчения. К.Минин и Д.Пожарский.

Работать сегодня мы будем следующим образом, по ходу объяснения нового материала вы должны будете заполнять схема-конспекты, которые находятся перед вами на столах (Приложение 5), также мы будем обращаться к слайдам презентации (Приложение 27).

Слово учителя: Конец XVI начало XVII века в России ознаменованы событиями, которые получили название Смутного времени. Это события 1598 – 1613гг.

Это время глубокого внутреннего кризиса, который охватил все стороны жизни российского общества, государства и поставили вопрос вообще о существовании России.

Активизация внимания группы: Ребята назовите ассоциации к слову Смута.

Термин смута появился ещё в XVII веке, дал его Г.Котошихин: «Смута это смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотическое движение». Этот термин был подхвачен исследователями и в последующем лишь дополнен.

Многие знаменитые историки прошлого и настоящего пытались оценить факты истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было “яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики” (Приложение 9-26).

Смута – это политический, экономический, социальный, национальный и культурный кризис, который вылился в кровопролитные крестьянские войны, упадок морали, в иностранной интервенции и борьбе за национальную независимость.

Теперь необходимо познакомиться с причинами Смутного времени.

Активизация внимания группы: Ребята, как развивалась Россия в XVI веке? Чем известен Иван Грозный? Что такое опричнина? Чем эти события завершились?

Слово учителя: К причинам Смуты относят:

  1. «великое разорение и поруха Московского государства», которая была следствием опричнины и Ливонской войны Ивана Грозного.

  2. Закрепощение крестьян и их бегство на окраины России, на юг.

  3. Недовольство многих слоев населения правящей политикой.

4. Пресечение царской династии Рюриковичей, что связано со смертью сыновей Грозного в 1581г. Убит Иван, в 1591г. в Угличе умер царевич Дмитрий, в 1598г. – царь Федор.

5. Неурожаи и голод 1601-1602гг.

6. Посягательства Польши и Швеции на Российское государство, их вмешательство во внутреннюю политику России.

Активизация внимания группы: Ребята, кто сможет назвать личностей относящихся ко времени Смуты?

Слово учителя: Смутное время «творилось» Б.Годуновым, Лжедмитрием 1, В.Шуйским, Лжедмитрием 2, членами семибоярщины, М. Романовым, К. Мининым, Д.Пожарским (Приложение 9-26).

Теперь давайте познакомимся с самим содержанием событий того времени.

Первые проявления Смуты появляются уже после смерти Ивана Грозного в 1584г., когда на престол взошел его сын Федор, он был слабым, безвольным человеком, часто болел и, в общем, был не способен управлять государством.

При царе Федоре возвышается Борис Годунов, и постепенно все бразды правления переходят в его руки, он становится фактическим правителем России.

При нем царевич Дмитрий был сослан в Углич. Таким образом, посягательства на власть начинаются до смерти законного царя.

В 1598 году умирает Федор Иванович, не оставив наследника и Земской собор избирает новым царем Б.Годунова.

Он сразу же начинает убирать с политической арены всех своих соперников. Но народным авторитетом новый правитель не пользовался и поэтому для завоевания любви у российского общества он проводит следующие мероприятия:

  • Освобождает крестьян на год от уплаты налогов,

  • Инородцев от уплаты ясака,

  • Купцы получали право беспошлинной торговли на 2 года,

  • Узники освобождены, а подвергшиеся опале прощены,

  • Вдовы, бедные, сироты получали помощь,

  • Смертная казнь была отменена.

Такими способами Годунов планировал получить поддержку, но его старания не оправдались, и после истечения льготного срока он стал проводить жесткую политику.

Также в это время ужесточается закрепостительная политика, крестьяне закреплены, приписаны за своими помещиками. У опальных бояр забирались их земли, а сами они ссылались в монастырь.

Активизация внимания группы: Ребята, как вы думаете, такая политика Годунова могла укрепить его положение в государстве?

Действительно, все это привело к смутам, к народным выступлениям и волнениям. Ярким примером такого выступления было восстание 1601 – 1603гг. под руководством Хлопка. Ситуация также осложняется и неурожаями и голодом (работа с документом, исторической картой, Приложение 1,8).

И поэтому терпение народа «лопнуло», авторитет Годунова окончательно ослаб.

В апреле 1605 года Годунов умер, оставив престол своему сыну Федору, который не смог удержать власть, и которую у него отобрал Лжедмитрий 1.

Активизация внимания группы: Ребята, что из себя представляет Смута, что лежит в первую очередь в основе её событий?

Слово учителя: Смута, прежде всего, представляет собой борьбу за власть. А поводом к ней послужило пресечение царской династии, что связано со смертью царевича Дмитрия в 1591 году.

Таинственная смерть царевича породила огромное количество слухов, домыслов о чудесном спасении царевича. Эти слухи и привели к появлению самозванцев, выдававших себя за спасшегося Дмитрия, они собирали вокруг себя огромные народные массы, недовольных царями их политикой.

Первым и самым удачливым был Лжедмитрий 1. Появился он в Польше, именно оттуда он пришел в Россию, о нем говорили, что царевич Дмитрий жив и скоро он вернется, чтобы получить законную власть и русский престол (работа по карте, Приложение 8).

По официальной версии Лжедмитрий был беглым русским монахом, который, бежал в Польшу и там якобы открылся русским магнатам, о том, что он русский царь и заявил о своих претензиях на русский престол. Они его поддержали, обещали свою помощь.

В Польше же он женился на Марине Мнишек и принял католичество. Он обещал в случае «возвращения» власти сделать Россию католической и предоставить полякам русские территории и властные посты.

Польский король Сигизмунд III за эти обещания предоставил Лжедмитрию войско и денежную помощь.

В 1604 году войско самозванца перешло границу и быстро стало продвигаться к Москве, везде находя продержку. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Где даже был признан матерью Марией Нагой (работа с документами, Приложение 1).

Но, утвердившись у власти, самозванец не торопился выполнять все данные обещания ни полякам, ни русскому народу и поэтому 17 мая 1606 года против него был организован заговор, а он сам был убит (работа с документами, Приложение 1).

После этих событий на власть был возведен боярский царь Василий Шуйский, который обещал править в согласии с боярами. Но слухи о живом, спасшемся царевиче Дмитрии по-прежнему существовали, а народ верил и ждал его появления.

В 1606 – 1607 годах проходило крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, который выступал против Шуйского и призывал установить законную, природную власть. Оно нашло своих сторонников во многих российских городах (работа с документами, Приложение 1).

А в 1607 году появился Лжедмитрий 2, появившийся также из Польши, который утверждал, что он чудом спасся во время заговора 1606 года (работа по карте, Приложение 8).

Его «признала» и его жена Марина Мнишек. Лжедмитрий 2 долго пытался захватить власть, но Москву ему взять не удалось, и поэтому обосновался он в городе Тушино.

Шуйский же для укрепления своей мощи обратился за военной помощью к Швеции, которая дала ему несколько отрядов.

И шведы, и поляки умело пользовались ситуацией сложившейся в России, они приступают к захватам и грабежам. Сигизмунду III Лжедмитрий 2 был уже не нужен, и он открыто потребовал московский престол для своего сына Владислава.

Власть Лжедмитрия стала лишь номинальной, власть Шуйского также не оправдала себя. И поэтому, в 1610 году в ходе заговоров оба были свергнуты. А власть была передана «семибоярщине» - совету из семи бояр во главе с Ф. Мстиславским.

Шведы и поляки в это время бесчинствовали по территории страны, грабили население, захватывали города, так первые взяли Новгород, а вторые осадили Смоленск.

Сама же «семибоярщина» заключила с Польшей договор, по которому на российский престол должен войти королевич Владислав и бояре присягнули ему (работа с документами, Приложение 1). Над Россией нависла угроза потери национальной независимости.

А Смута по-прежнему продолжалась.

Активизация внимания группы: Ребята как вы думаете, кто или что могло спасти Россию.

Слово учителя: Смута продолжалась, власть переходила из рук в руки, иностранцы развязали открытую интервенцию, а правящие особы не предпринимали никаких действий для её прекращения.

И поэтому в такой обстановке в «дело включился народ».

В 1611 году П. Ляпунов и Г. Заруцкий обратились к народу с призывом объединиться и встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, и после её освобождения всем миром избрать нового царя.

Люди после этого на сходках в городах, уездах приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не общаться с поляками и шведами, не обижать русских, бороться с боярами-изменниками.

Но добиться каких-либо успехов этому ополчению не удалось, так как его организаторы, руководители не могли, договориться друг с другом и оно распалось.

В 1612 году на сходе в Нижнем Новгороде выступил земской староста Кузьма Минин, он призвал не жалеть имущества, не жалеть жизни и призвал собрать ополчение. Предводителем нового ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский (работа с документами, Приложение 1, работа с картой, Приложение 8).

Для снаряжения ополчения собирали добровольные пожертвования и так называемая «пятая деньга».

Был создан «Совет Всея земли», который руководил ополчением и потом должен был избрать нового царя.

С августа начались бои за Москву, которая окончательно была, освобождена 4 ноября 1612 года и поэтому этот день стал праздником – днем народного единства.

В декабре по всей России были разосланы грамоты с приглашением на Земской Собор, который должен был выбрать нового царя.

13 января 1613 года Земской Собор, рассмотрев несколько кандидатур, избрал на царство Михаила Романова (работа с документами, Приложение 1).

Смута закончилась.

Активизация внимания группы: Ребята, кто такой Иван Сусанин? Чем он знаменит?

Таким образом, окончательно завершились события Смутного времени в России начала XVII века.

4. Закрепление изученного материала, применяемая методика

Теперь мы можем перейти к следующему этапу нашего урока – закреплению:

4.1. Фронтальный опрос:

  1. Соответствует ли название периода «смутное время» своему содержанию?

  2. Закономерна ли была Смута? Какая альтернатива могла быть у России после смерти Ивана Грозного?

4.2.Работа с «текстом с ошибками» (Приложение 3): на проекторе и у вас на столах находятся тексты, в которых допущены ошибки, ваша задача прочитать и найти и исправить ошибки.

Теперь ребята мы с вами поработаем микрогруппами, для того чтобы охватить, разобрать как можно больше пройденного материала.

    1. Работа в микрогруппах:

      1. Решите хронологические задачи (Приложение 4).

№ 1.(Дата вступления Лжедмитрия 1 в Москву +указ об урочных летах + венчание Ивана 4 на царство – Ледовое побоище +битва на реке Калке – падение Василия Шуйского – 1408) : 2 + 758 =
№2. (Дата создания второго ополчения + Невская битва + время начала татаро-монгольского нашествия) : 4 + начало феодальной раздробленности – 556 =


      1. Работа с исторической картой (Приложение 2 ).

Отметьте на предложенной карте:

  • Польшу,

  • Швецию,

  • Москву,

  • Тушино,

  • Н.Новгород и место сбора 2 ополчения,

  • путь Лжедмитрия 1 к Москве.

4.3.3. Определение исторических личностей периода смуты по образным выражениям, примененных к ним и укажите на её портрет (Приложение 7):

1. - «боярский царь»,

- в Москву он вошел под колокольный звон, а вышел…

2. - «тушинский вор»,

- хоть и «царская родня», но народ не принял.

3. - «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»,

- Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти!

4.3.4. Решите исторические ситуации (Приложение 6 ):

1. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле?

2. Представьте, ситуацию если бы на российский престол был избран не Михаил Романов, а другой человек. Как бы могло развиваться российское государство?

3. Представьте, ситуацию если бы 2 ополчению не едалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше?

5. Подведение итогов, домашнее задание

Сегодня мы с вами окунулись в эпоху одного из самых ярких исторических событий – в события Смутного времени. Вы познакомились со всеми особенностями этих событий, их характеристикой, действующими лицами, ходом и результатами. Я надеюсь, что вы сможете применять полученные знания при оценке последующих периодов нашей истории, дать правильную оценку этим событиям. Ребята, которые активно работали, на уроке получили положительные оценки.

Домашнее задание повторить схема-конспект лекции, содержания учебника Артемова В.В. История Отечества. М., 2001. – стр.74 - 86, выучит даты, имена и подготовиться к хронологическому диктанту.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск