Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления





Скачать 58.22 Kb.
НазваниеЗаконы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления
Дата публикации07.10.2014
Размер58.22 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Химия > Закон
Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладевания ими знаниями учебных предметов.

Что же такое мышление?

Мышление – творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира.

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные признаки предметов. В понятии отражается совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Понятия могут быть единичными – хлорид натрия, частными – средняя соль, общими – соль.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Например, хлорид натрия – соль.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, первое суждение – все металлы – простые вещества, а второе суждение – литий – металл. Заключение - литий – простое вещество.

Для формирования понятий используются операции мышления - основные логические приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и классификация.

Анализ – это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами.

Абстрагирование – это выявление наиболее существенных признаков (свойств), явлений, веществ, предметов и их использование отвлеченно (отдельно от свойств конкретно изучаемых в данный момент веществ, явлений) для определения правил, понятий, законов и иных обобщений.

Например, при изучении основных классов неорганических соединений используется прием сравнения и абстрагирования, выписываются формулы веществ и учащимся предлагается установить их сходство и сделать вывод в виде обобщенного определения.

Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

Например, учащимся предлагается задание обобщающего характера:

Зная состав и строение акриловой кислоты CH2=CH-COOH, предскажите ее характерные химические свойства. Учащиеся вспоминают основные свойства карбоновых кислот и алкенов и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты.

Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

Например, вода:

а) как необходимый продукт питания;
б) как среда химических реакций;
в) как условие обмена веществ в организме;
г) как среда происхождения и развития жизни;
д) как средство гигиены и т.д.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося.

Каким образом ?

1) После изучения каждой большой темы можно давать учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливать внутритематические и межтематические связи.

Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д.

Задание 1 Установите признак классификации веществ и определите, какой объект нарушает закономерность:

СаО, Na2O, SiO2, BaO.

(характер свойств оксидов: три основных оксида, один – кислотный.)

2) Использование творческих заданий.

Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д.

К творческим заданиям относят многие химические загадки (логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.

3) Использование химических диктантов.

Они позволяют активизировать такие формы мышления как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. В процессе работы мною были разработаны диктанты по органической химии на темы: “Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях”, «Углеводороды с алифатической цепью» для 10-x и 11-x классов и по неорганической химии на тему: «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений» для 8 класса.

Диктанты проводятся следующим образом: учащиеся записывают в столбик определенные термины, учитель зачитывает утверждения – вопросы, учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После проведения проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися. Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся.

Диктанты были апробированы в 8 – 11-x классах и вызвали большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для проверки остаточных знаний учащихся.

4) Применение тестов интеллекта.

Были разработаны и апробированы тесты: «Основные классы неорганических соединений» (8 класс), «Основные классы органических соединений» (11 класс), итоговые тесты по химии для 8-9-x классов, «Производство серной кислоты» (9 класс).

Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.

5) Использование межпредметных связей.

При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:

Я на бумаге оставляю
Конечно, очень жирный след.
И рисовать вам помогаю
Уже я много – много лет!
Не прочен я, не как гранит!
А называюсь я ... (графит)

***

Горжусь своим я блеском
И тем, что очень твёрд.
Разрежу я железку
На тысячи кусков.
Я – камень драгоценный,
Чужих боюсь я глаз!
Надеюсь, догадались:
Меня зовут... (алмаз)

***

Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень – очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня. (хлор)

Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

Литература

  1. М.В. Зуева. Развитие учащихся при обучении химии. М., Просвещение, 1983г.

  2. Ю.В. Малинковская. О развитии ассоциативного мышления учащихся Журнал Химия в школе №5, 1998 стр. 43-44

  3. Е.Г. Козлова. Давайте поиграем. (Развитие творческого мышления учащихся) Химия в школе №5, 1998 стр. 44-46

  4. С.В. Комиссарова. Если интересно, то будет результат. Химия в школе №1, 1998 стр. 49-54

  5. А.П. Мусатова. Из опыта активизации познавательной деятельности у  учащихся. Химия в школе №7, 1997 стр. 36

  6. А.В. Шабанов., Г.А. Стрюков. Использование приёмов развития мышления при обучении химии. Химия в школе №6, 1993 стр. 33

  7. Е.Е. Старостина., В.И. Старостина. О способах развития логического мышления учащихся. Химия в школе №2, 1999 стр. 21-22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconУроках. Урок по теме: "Гармонические колебания" (алгебра + физика)
«Переменный электрический ток», «Электромагнитное поле и волны». Таким образом, цель данного урока создать своеобразный мостик между...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современная педагогика и психология определяют мышление как высшую форму активности человека. Выполняя мыслительные операции, человек...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconНазвание модуля (тема урока)
Организация игрового пространства играет большую роль в воспитании эстетических чувств детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что в...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconРабочая программа по классической гитаре Составитель
Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара»
Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconУрок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями...
...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconУрок по изо «Проект детской площадки» призван научить ребят умению...
Организация игрового пространства играет большую роль в воспитании эстетических чувств детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что в...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconЛогика
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconЛогика
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconУрок: «Законы геометрической оптики». Цели: Повторить законы геометрической...
Сегодня на уроке мы повторим законы геометрической оптики. Но прежде, чем начать повторение я хочу, что бы вы сказали, что вы видите...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconСибирская государственная геодезическая академия
Предмет курса «логика» – человеческое мышление как понятийная деятельность, способы формализации мышления, законы и методы правильного...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconКасательная к графику функции
Цели: формирование логического, абстрактного, системного мышления; владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями:...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе...

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для развития абстрактного мышления учащихся через путешествие «выше неба»
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая развитие абстрактного мышления из имеющегося лексического материала выбрать необходимые лексические единицы для решения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск