Скачать 58.22 Kb.
|
Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладевания ими знаниями учебных предметов. Что же такое мышление? Мышление – творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – форма мышления, отражающая существенные признаки предметов. В понятии отражается совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Понятия могут быть единичными – хлорид натрия, частными – средняя соль, общими – соль. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Например, хлорид натрия – соль. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, первое суждение – все металлы – простые вещества, а второе суждение – литий – металл. Заключение - литий – простое вещество. Для формирования понятий используются операции мышления - основные логические приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и классификация. Анализ – это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами. Абстрагирование – это выявление наиболее существенных признаков (свойств), явлений, веществ, предметов и их использование отвлеченно (отдельно от свойств конкретно изучаемых в данный момент веществ, явлений) для определения правил, понятий, законов и иных обобщений. Например, при изучении основных классов неорганических соединений используется прием сравнения и абстрагирования, выписываются формулы веществ и учащимся предлагается установить их сходство и сделать вывод в виде обобщенного определения. Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. Например, учащимся предлагается задание обобщающего характера: Зная состав и строение акриловой кислоты CH2=CH-COOH, предскажите ее характерные химические свойства. Учащиеся вспоминают основные свойства карбоновых кислот и алкенов и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты. Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта. Например, вода: а) как необходимый продукт питания; б) как среда химических реакций; в) как условие обмена веществ в организме; г) как среда происхождения и развития жизни; д) как средство гигиены и т.д. Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Каким образом ? 1) После изучения каждой большой темы можно давать учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливать внутритематические и межтематические связи. Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д. Задание 1 Установите признак классификации веществ и определите, какой объект нарушает закономерность: СаО, Na2O, SiO2, BaO. (характер свойств оксидов: три основных оксида, один – кислотный.) 2) Использование творческих заданий. Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д. К творческим заданиям относят многие химические загадки (логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным. 3) Использование химических диктантов. Они позволяют активизировать такие формы мышления как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. В процессе работы мною были разработаны диктанты по органической химии на темы: “Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях”, «Углеводороды с алифатической цепью» для 10-x и 11-x классов и по неорганической химии на тему: «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений» для 8 класса. Диктанты проводятся следующим образом: учащиеся записывают в столбик определенные термины, учитель зачитывает утверждения – вопросы, учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После проведения проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися. Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся. Диктанты были апробированы в 8 – 11-x классах и вызвали большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для проверки остаточных знаний учащихся. 4) Применение тестов интеллекта. Были разработаны и апробированы тесты: «Основные классы неорганических соединений» (8 класс), «Основные классы органических соединений» (11 класс), итоговые тесты по химии для 8-9-x классов, «Производство серной кислоты» (9 класс). Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету. 5) Использование межпредметных связей. При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке: Я на бумаге оставляю Конечно, очень жирный след. И рисовать вам помогаю Уже я много – много лет! Не прочен я, не как гранит! А называюсь я ... (графит) *** Горжусь своим я блеском И тем, что очень твёрд. Разрежу я железку На тысячи кусков. Я – камень драгоценный, Чужих боюсь я глаз! Надеюсь, догадались: Меня зовут... (алмаз) *** Я в периодической системе Живу на третьем этаже. Хоть группа у меня седьмая, Но применяюсь я везде. Кислоты, соли есть повсюду, Даже в воде встречаюсь я. Я очень – очень счастлив буду, Коль назовёте вы меня. (хлор) Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Литература
|
Уроках. Урок по теме: "Гармонические колебания" (алгебра + физика) «Переменный электрический ток», «Электромагнитное поле и волны». Таким образом, цель данного урока создать своеобразный мостик между... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современная педагогика и психология определяют мышление как высшую форму активности человека. Выполняя мыслительные операции, человек... | ||
Название модуля (тема урока) Организация игрового пространства играет большую роль в воспитании эстетических чувств детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что в... | Рабочая программа по классической гитаре Составитель Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара» Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом... | Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями... ... | ||
Урок по изо «Проект детской площадки» призван научить ребят умению... Организация игрового пространства играет большую роль в воспитании эстетических чувств детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что в... | Логика Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные... | ||
Логика Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные... | Урок: «Законы геометрической оптики». Цели: Повторить законы геометрической... Сегодня на уроке мы повторим законы геометрической оптики. Но прежде, чем начать повторение я хочу, что бы вы сказали, что вы видите... | ||
Сибирская государственная геодезическая академия Предмет курса «логика» – человеческое мышление как понятийная деятельность, способы формализации мышления, законы и методы правильного... | Касательная к графику функции Цели: формирование логического, абстрактного, системного мышления; владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями:... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе... | Законы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике» Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для развития абстрактного мышления учащихся через путешествие «выше неба» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая развитие абстрактного мышления из имеющегося лексического материала выбрать необходимые лексические единицы для решения... |