Скачать 70.71 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе КРО Пояснительная записка Современная педагогика и психология определяют мышление как высшую форму активности человека. Выполняя мыслительные операции, человек познает окружающий мир, устанавливает связи между предметами и явлениями. Активизировать мышление ученика - значит создать необходимые условия в обучении для обеспечения роста определенных знаний и умений. К сожалению, для некоторой части учеников учение является бременем, наказанием. Особенно часто эта проблема возникает в классах КРО, так как ребята чувствуют определенные трудности в обучении. Возникает вопрос, как вызвать у них желание познавать, какими способами активизировать их мышление на уроках русского языка? Одним из путей решения проблемы ведущие педагоги и психологи считают проведение нестандартных уроков, так как такие уроки направлены на активизацию мышления через применение необычных методов и приемов работы и яркого оборудования. Важно помнить о том, что уровень познавательной активности учеников разный, поэтому возникает необходимость дифференцированного подхода в обучении, применения коллективной и индивидуальной работы школьников, создание ситуации успеха для каждого ученика. Особенности психофизического развития учеников классов КРО требуют частой смены деятельности, чередования письменной и устной работы, проведения «лингвофизминуток» для снятия умственной и физической напряженности, активизации творческих способностей учеников. Представленный урок направлен на активизацию познавательной деятельности учеников, испытывающих проблемы в обучении и применении полученных знаний. Тема: Путешествие на планету Лексикония Тип урока: урок – путешествие. Цели урока:
Оборудование:
Опережающее задание: найти информацию о фразеологизмах, нарисовать рисунок, отражающий значение одного фразеологизма. План урока:
Ход урока:
С поиском нужных слов мы сталкиваемся каждый день, когда пытаемся о чем-то рассказать людям или понять чужую речь. Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие на планету Лексикония, которую мы изучили только в теории. Перед нами стоит задача составить карту этой неизвестной планеты. вы постараетесь заглянуть в каждый уголок, исследовать все, что возможно. Цель нашего путешествия – повторить все знания по теме «Лексикология» и применить наши знания.
Путешествие мы совершим на двух космических кораблях (класс делится на две команды). Каждый экипаж выбирает капитана и получает макет планеты Лексикония, на нем уже есть материк Лексическое значение слова, горы и острова, пролив Исконно русских слов, архипелаг Архаизмов и Неологизмов, Фразеологическое море, но есть и белые пятна на карте. Каждое открытие – это правильный ответ на вопрос или правильное выполнение задания. Команда, выполнившая задание, закрашивает соответствующее белое пятно на карте своим цветом (1 команда – красным, 2 экипаж - зеленым). Побеждает команда, сделавшая больше открытий. В конце путешествия вы назовете наиболее выдающегося члена вашего экипажа, он получит сюрприз. Счастливого пути! Проверка готовности к старту: К доске выходят капитаны команд, которые должны узнать слово по его лексическому значению. Отвечают по очереди, если затрудняются с ответом, право отвечать на этот вопрос переходит к другому. Вопросы: 1) сосуд для содержания водяных животных и растений (аквариум); 2) безмоторный летательный аппарат (планер); 3) бьющая вверх струя воды (фонтан); 4) помеха, затруднение (препятствие); 5) место стоянки судов (пристань); 6) лестница, которая непрерывно движется вверх или вниз (эскалатор). Команды доказали готовность к старту. Итак, отправляемся. Наше место посадки – материк Лексическое значение слова. Право первой начать открытие белых пятен будет принадлежать той команде, которая объяснит разграничение однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значений. Задание 1: Составить и записать словосочетания, выбрать те, которые имеют переносное значение: зажечь (костер, свеча, работа), рассыпать (зерна, монеты, лучи), серебряный (браслет, голос, монета). Задание 2: Найти в толковом словаре слова «зеркало», «озарить», рассказать о них по пометам. Итак, оба экипажа готовы к новым открытиям. Сейчас мы будем исследовать материк более детально. Здесь есть горы, но назвать их мы сможем только после того, как выполним все задания. Первой начинает та команда, которая быстрее определит лексическое значение слова «горы». Задание 1: Определите, как называются данные ниже слова, дайте определение этого термина, подберите еще примеры: низкий – высокий, красивый – уродливый, глубокий – мелкий. Итак, мы начинаем разговор об антонимах и горы мы назовем Горы Антонимов. Задание 2: Часто антонимы используются в пословицах. Ваша задача вспомнить и записать в тетрадь по пять пословиц с антонимами, если возникнут трудности, то можно воспользоваться сборниками пословиц. Задание 3: индивидуальное для тех, кто быстро записывает Подобрать антонимы к словам на скорость: жидкий -, жара -, мрак -, мощный -, истина -, красота -, встречают -, живой -. Отправляемся дальше – перед нами остров, он тоже без названия, выполнив первое задание, мы сможем дать название острову. Первой начинает та команда, которая быстрее определит лексическое значение слова «остров». Задание 1: Прочитать стихотворение, определить, что общего между выделенными словами: Простое слово «промежуток». В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все антракт. На время что-то прекратив, Мы объявляем перерыв. В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим передышку. После урока непременно Нужна ребятам перемена. Это синонимы, остров мы назовем Остров Синонимов. Задание 2: все ученики становятся в круг, в центре учитель с мячом. Учитель, называя слово, кидает мячик ученику, школьник должен вернуть мяч, назвав синоним к этому слову. Дорога, великан, тишина, бежать, молчать, истина, ложь, смех, красный, огромный, сверкать, очи, мокрый, пасмурный, отчизна, караулить, зной, лазурный, отвечать, хохотать. Экипажи продолжают путешествие и отправляются через Пролив Исконно русских слов в неведомые дали. Первой начинает та команда, которая быстрее определит лексическое значение слова «пролив». Задание 1: Рассказать об исконно русских и заимствованных словах по схемам – подсказкам.
Задание 2: команды делятся внутри на две мини-команды. а) Составить и записать с заимствованными словами предложения, доказать, что эти слова заимствованные. Экипаж1: глобус, цирк, бутерброд. Экипаж 2: режиссер, футбол, джем. б) Разгадать, какие слова спрятаны в анаграммах, найти исконно русское слово: Экипаж 1: ссоояк (колосс), ггаинт (гигант), ттани (титан), канилев (великан). Экипаж 2: стипани (пианист), мряиа (армия), зюсо (союз), канилев (великан). Следующий пункт нашего путешествия – Архипелаг Архаизмов и Неологизмов. Первый экипаж должен дать определение архаизмов и привести примеры, второй экипаж – неологизмов, если команда не справляется, то право ответа переходит другой команде. Последний пункт нашего путешествия – Фразеологическое море. Подготовку к этому этапу мы проверим при помощи вашего домашнего задания: надо было найти информацию о фразеологизмах, нарисовать рисунок, отражающий значение одного фразеологизма. Итак, экипажи по очереди показывают рисунки друг другу, отгадывая их. Первой начинает та команда, которая быстрее определит лексическое значение слова «море». Задание 1: Найти четвертое лишнее, объяснить значение фразеологизмов: а) во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока; б) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит; в) попасть впросак, попасть в переделку, попасть в переплет, попасть на седьмое небо;
Итак, завершилось наше необыкновенное путешествие, можно подвести итоги, посчитаем, какого цвета больше на карте, назовите наиболее выдающегося члена вашего экипажа, он получит сюрприз. Задание на дом: написать короткий рассказ «Что запомнилось и понравилось в путешествии?» |