Скачать 440.48 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43» Согласован Утверждено Зам. директора по УВР приказом директора МБОУ «СОШ № 43» ____________Л.С. Покачалова № 145 от 02.09.2013 г. «___»______2013 г. Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 11 класса 2013-2014 учебный год Учителя химии Ильиной Инны Георгиевны Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественного цикла Руководитель ШМО _______________ /Михайлова Т.С./ Протокол №___ от «___» сентября 20 г, Норильск, 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели обучения химии:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В связи с этим в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - формирование знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; - развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности; - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; - формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Государственного стандарта основного общего образования. Химия. 2.Учебного плана МБОУ «СОШ №43» на 2013 - 2014 учебный год. 3. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.» Сборник программ для основной, средней(полной) школы базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 г. В соответствии с учебным планом на изучение химии в11 классе определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 11-х классах составляет 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов ( 2 ч. в неделю). Программа по химии для 11 классов общеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые темы, преимущественно теоретические, рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Построение рабочей программы таким образом наиболее целесообразно, так как в этом случае наиболее успешно реализуются поставленные цели и формируется овладение следующими компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной, личностного саморазвития, профессионально-трудового выбора. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №43» рабочая программа рассчитана на 68 часов ( 2 ч в неделю): в том числе:
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту. Предусмотрены все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. В 11 классе химия преподается 4-й год. В классе 23 человека, из них 4 чел. имеют высокий уровень РУВ, 7 –средний, остальные 12- низкий уровень РУВ. В связи с этим обучение ведется на базовом уровне. Для учащихся с ВРУВ предусмотрены индивидуальные задания творческого и исследовательского характера. Для учащихся с низким уровнем РУВ – задания репродуктивного характера, предусматривающие работу по алгоритмам и помощь педагога. Ведущие формы и методы, технологии обучения: Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Данная рабочая программа реализуется в процессе использования технологии личностно-ориентированного обучения с использованием элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей конкретного класса . Ведущие формы обучения: индивидуальная, дифференцированная, групповая и коллективная работа на уроке, уроки имеют практическую направленность. Методы обучения: словесный, информационный, практический, частично-поисковый, проблемный. Для проверки и оценки результатов на разных ступенях возможно использование следующих методов:
и видов контроля:
В своей педагогической практике применяю следующие педагогические технологии: - личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); - здоровьесберегающие; - ИКТ-технологии; - проблемное обучение и др. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщающих умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и др.), которые учащиеся могут применять в различных образовательных и жизненных ситуациях. Он позволяет обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности. Компетентностый подход включает в себя: информационную компетентность – готовность к работе с информацией; коммуникативную – готовность к общению с людьми; кооперативную – готовность к сотрудничеству; проблемную – готовность к решению проблем; позволяет подготовить учащихся к сознательному ответственному обучению, повышению степени мотивации учения, за счет осознания его пользы для жизни. В процессе обучения по химии учащиеся приобретают «универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», что соответствует определению понятия ключевых компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Используемый учебно-методический комплект: 1. Химия. Учебник для 11 класса /О.С.Габриелян/, М.: «Дрофа»,2012. 2. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.» Сборник программ для основной, средней(полной) школы базовый и профильный уровень. Дрофа. 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Содержание рабочей программы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по химии (базовый уровень), целям и задачам образовательной программы МБОУ «СОШ № 43 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (6 ч) Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Понятие об орбиталях. Электронные конфигурации атомов. ПЗ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. ПСХЭ Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах. Положение водорода в ПСХЭ. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. 2. «Строение вещества» ( 26ч) Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом хим. связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом связи. Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические, их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Примеры газообразных смесей. Загрязнение атмосферы и борьба с ним. Представители газообразных веществ, их получение, собирание и распознавание. Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисп. среды и дисп. фазы. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации 1. Модели кристаллических решеток. 2. Образцы минералов с различным типом хим. связи 3. Модель молекулы ДНК. 4. Образцы пластмасс и изделия из них. 5. Образцы волокон. 6. Образцы неорганических полимеров. 7. Приборы на жидких кристаллах. 8. Образцы различных дисперсных систем. 9. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов» 3. «Химические реакции» ( 16 ч) Реакции, идущие без изменения состава вещества. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменением состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Обратимость химических реакций. Состояние химического равновесия для обратимых реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку. Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания, соли с тч зр ТЭД, Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Гидролиз органических и неорганических соединений. Обратимый и необратимый гидролиз. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения мыла и гидролизного спирта. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Определение степени окисления по формуле соединения. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. 10. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия соляной кислоты в различными металлами. 11. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации. 12. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием газа, воды и осадка. 13. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Лабораторные опыты.
4. «Вещества и их свойства» ( 20ч.) Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Алюминотермия. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии. Способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Кислоты органические и неорганические. Классификация. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями, спиртами. Особые свойства концентрированных серной и азотной кислот. Основания органические и неорганические. Классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, солями, кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация. Химические свойства солей: взаимодействие со щелочами, металлами, кислотами, солями. Представители солей и их значение. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Особенности генетического ряда в органической химии. Демонстрации. 14. Коллекция образцов металлов. 15. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди. Лабораторные опыты. 5. Испытание растворов кислот, солей, оснований индикаторами. 6. Гидролиз хлоридов и ацетатов металлов. 7. Взаимодействие растворов кислот с другими классами соединений. 8. Взаимодействие растворов солей с кислотами, основаниями, металлами. Требования к уровню подготовки обучающихся ( выпускников) – В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
уметь
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень литературы и средств обучения Литература для учителя: 1. О. С. Габриелян «Контрольные и проверочные работы по химии 11 кл.», М., «Дрофа», 2005 г. 2. М. Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии », М., «Вако», 2006 г. 3. Ю. Н. Медведев, «ЕГЭ по химии.2013», М., «Экзамен», 2013 г 4. Н. С. Павлова «Дидактические карточки-задания по химии», М., «Экзамен», 2006 г. 5. А. М. Радецкий и др. «Дидактические материалы по химии 10-11», М., «Просвещение», 2005 г. 6. М. А. Рябов, Е.Ю. Невская «Тесты по химии», М., «Экзамен», 2006 г. 7. И. Г. Хомченко « Сборник задач и упражнений», М., «Новая волна*ОНИКС», 2010 г. 8. М. А. Шаталов «Уроки химии. Методическое пособие», М., «Вентана-Граф», 2006 г 1. Видеоматериалы
2. Медиаматериалы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа учебного предмета «Химия» Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... | О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 11 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их... Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко | ||
Рабочая программа курса «Химия» Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоении учебного предмета | Рабочая программа по химии Н. Н. Гара: М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 8 класс | ||
Рабочая программа Учебного предмета «Химия» Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по химии 8 класса разработана на основании | Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Химия» Освоение важнейших понятий об основных понятиях и законах химии, химической символике | Рабочая учебная программа предмета органическая химия по специальности... Изучение предмета базируется на атомно-молекулярной теории, периодической системе Д. И. Менделеева, теории строения атома, теории... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Пояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия» «Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... |