Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю





Скачать 493.09 Kb.
НазваниеРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю
страница1/5
Дата публикации15.01.2015
Размер493.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Институт химии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической работе

Профессор Е.Г. Елина

______________________________

«___»_______________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Урбанизация и экологическая безопасность
Направление подготовки

Химия
Профиль подготовки

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Саратов

2011 год
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Урбанизация и экологическая безопасность» является формирование у студентов компетенций, связанных с пониманием экологических проблем окружающей среды и современных производственных технологий для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении дисциплин профиля «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного на уменьшение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Урбанизация и экологическая безопасность» является вариативной дисциплиной гуманитарного, социального и экологического цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Химия» - профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность».

Материал дисциплины базируется на знаниях по неорганической химии, органической химии и безопасности жизнедеятельности в объеме курсов ООП по направлению 020100 «Химия» и является основой для последующего изучения вариативных дисциплин профиля подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», включая такие дисциплины как «Экологическая культура» и «Вода и ее антропологическое значение». Для освоения программы по дисциплине «Урбанизация и экологическая безопасность» студенты должны уметь:

- объяснять связь человечества с природной средой, значение ее для человечества, круговорот веществ в природе, влияние роста населения на окружающую среду;

- устанавливать и понимать причины и сущность экологических кризисов современности, связь между занятостью населения города и влиянием этого на окружающую среду;

- давать оценку негативным последствиям загрязнения окружающей среды, влиянию различных веществ на биосистему, этическим нормам поведения человека в мире природы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Урбанизация и экологическая безопасность».

В совокупности с другими дисциплинами базовой части естественнонаучного цикла ФГОС ВПО дисциплина «Урбанизация и экологическая безопасность» обеспечивает формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра направления «Химия»:

– знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач и анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3);

– использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе государственной тайны (ОК-8);

– владение основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);

– применение основные законы химии и экологии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);

– владение навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

–знать: основные термины и понятия (экосистема, природная среда, урбанизация, урбосфера, экологическая деятельность), биосферные функции человека, экологические нормы, основные экологические законы, экологические особенности родного города;

уметь: объяснять взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды, биологический круговорот веществ; находить альтернативные пути решения задач экологической безопасности; извлекать уроки из прошлого; осмысливать собственный опыт в контексте общечеловеческих ценностей;

владеть: экологическим прогнозированием технологических процессов, социально-экологическим мониторингом, мониторингом окружающей среды, умением моделировать экосистему родного города как структурную единицу окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины «Урбанизация и экологическая безопасность»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек

Лаб. р.

С/р

Всего

1

Введение

6

1

2







2




2

Влияние человека на атмосферу

6

2,3

4




6

10

- письменные дом. задания;

3

Природные водные объекты городов

6

4,5

4




4

8

- письменные дом. задания;

4

Антропогенное воздействие на экологическое равновесие в морях и океанах

6

6,7

4




4

8

- письменные дом. задания;

5

Добыча полезных ископаемых и окружающая среда

6

8,9

4




4

8

- письменные дом. задания;

6

Химизация сельского хозяйства и экология

6

10, 11

4




4

8

- письменные дом. задания;

7

Экологическая роль леса и лесонасаждений

6

12, 13

4




4

8

- письменные дом. задания;

8

Отходы производства и потребления.

6

14, 15

4




4

8

- письменные дом. задания;

9

Градостроительный кодекс Российской Федерации

6

16, 17, 18

6




6

12

- письменные дом. задания;

- контр. работа.

Итого










36




36

72

зачет



1. Введение.

Понятие урбанизации. Формы воздействия человека на природу и природные ресурсы. Влияние городских поселений на окружающую среду в XVIII – XIX вв. Краткие сведения об охране природы в России. Первые законы по охране природы. Влияние промышленной революции на процессы урбанизации. Законодательные основы организации городов в Российской империи. Статистика ООН по народонаселению планеты. Данные Госкомстата России.

2. Окружающая среда и здоровье населения крупных городов.

2.1. Влияние человека на атмосферу.

Антропогенная нагрузка на экологическую обстановку городов. Влияние транспорта на атмосферу воздуха. Антропогенные выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. Озоновый экран Земли. Кислотные дожди. Влияние загрязненности атмосферы на здоровье населения. Государственный контроль над охраной атмосферного воздуха. Влияние транспортной системы Саратова на экосистему.

2.2. Природные водные объекты городов.

Источники загрязнения водоемов. Водохранилища и гидротехнические сооружения. Самоочищение водоемов. Экологические проблемы некоторых крупных водных систем России (Волги, Байкала). Санитарные условия спуска сточных вод. Трансформация химических веществ в водной среде. Расчет предельно допустимых сбросов. Охрана водоемов. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных ресурсов. Очистка промышленных и бытовых сточных вод. Мониторинг водных объектов. Водные ресурсы Саратова и области.

2.3. Антропогенное воздействие на экологическое равновесие в морях и океанах.

Федеральная программа «Мировой океан». Загрязнение и самоочищение морей и океанов (нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, бытовые отходы, радиоактивные загрязнения). Экологические проблемы Каспийского, Азовского и Черного морей. Охрана морей и океанов. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственный контроль и мониторинг.

2.4. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда.

Влияние промышленности на природные ландшафты и загрязнение окружающей среды. Рациональное использование и охрана недр. Рекультивация земель. Литомониторинг и мониторинг геологической среды.

2.5. Химизация сельского хозяйства и экология.

Применение и значение пестицидов. Классификация пестицидов: химическая, гигиеническая, производственная. Последствия применения пестицидов. Загрязнение пестицидами продуктов питания. Влияние пестицидов на биогеоценозы. Биологическая защита растений. Трансгенные растения. Агрохимикаты и окружающая среда. Общие принципы регламентирования пестицидов в объектах окружающей среды. Контроль над загрязнением почвы в Саратовской области.

2.6. Экологическая роль леса и лесонасаждений.

Лес как совокупность компонентов окружающей среды. Участие леса в природном балансе азота, кислорода, фитонцидов, белка, влаги. Рекреационное использование лесов. Уничтожение и деградация лесов и растительности. Положение лесов в Саратовской области. Охрана лесов. Мониторинг лесов. Красная книга. Особо охраняемые природные территории (государственные заповедники, национальные парки, природные парки). Хвалынский лечебно-оздоровительный комплекс.

3.Удаление твердых бытовых отходов. Удаление отдельных видов отходов потребления .Удаление твердых промышленных отходов. Опасные отходы. Контроль в области обращения с отходами.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Градообразующие факторы. Малые города, города-спутники. Градостроительное планирование развития территории РФ. Зонирование территории для осуществления градостроительной деятельности. Подземное пространство города.

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Химия» реализация комnетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

– лекции;

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией схем и плакатов. На вводной лекции студентам сообщается план и особенности изучения дисциплины, а также рекомендуемая литература.

Основными способами изложения материала являются:

Индукция - способ изложения от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам.

Дедукция - способ рассуждения от общего к частному: вначале выдвигается теоретическое положение, которое предстоит усвоить, а затем в качестве аргументов к нему приводятся частные посылки, примеры и факты.

Концентрический способ предполагает изложение вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения преподаватель все время возвращается к ней, постепенно углубляет и развивает выдвигаемые положения.

Способ аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно обучаемым. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Ступенчатый способ - рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда преподаватель переходит от низших ступеней к высшим. Рассмотрев какую-либо проблему, преподаватель уже не возвращается к ней.

Лекция - самая распространенная форма учебных занятий в высших учебных заведениях. На лекциях дается представление о химии как о науке в целом, формируются ее основные идеи, ее методология, показывается связь с другими науками и учебными предметами. Важнейшее место на лекциях занимают качественное рассмотрение и количественное описание физических явлений и законов в их взаимосвязи.

Методика изложения лекции подчиняется интересам наиболее доходчивого и убедительного преподнесения основного содержания темы, активизации мыслительной деятельности студентов.

На вводной лекции студентам должны сообщаться план и особенности изучения всей дисциплины, а также рекомендуемая литература.

Каждая лекция должна состоять из следующих частей: вводная часть, изложение программного лекционного материала, заключительная часть.

Приступая к изложению нового раздела или темы, в вводной части необходимо отметить физический и философский смыслы явлений, которые будут являться предметом изучения в данной теме, ее место в истории развития химии, а также практическое значение рассматриваемых вопросов. Нужно указать, какие практические занятия, лабораторные и контрольные работы будут проводиться в данном разделе или теме. В вводной части лекции, являющейся очередной в данной теме, можно ограничиться объявлением темы, целей, учебных вопросов лекции, кратким повторением материала, который рассматривался на предыдущих занятиях.
На лекциях обычно используются следующие дидактические методы: информационно-сообщающий метод, объяснительный метод, объяснительно - побуждающий метод. Использование того или иного метода зависит от нескольких факторов: содержания изучаемого материала; наличия иллюстрационного материала, демонстрационных установок; состава учебной группы (потока). Хорошие результаты дает использование на лекциях элементов проблемного обучения.

– самостоятельная работа студентов (освоение теоретического материала, письменное домашнее задание, подготовка к текущему и итоговому контролю)

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Умение самостоятельно работать является не только средством, но и целью обучения. Самостоятельная работа - трудная, но необходимая часть учебной работы, потому что в ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления, творческой активности, что позволяет студентам глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, руководствоваться теоретическими знаниями в своей практической деятельности, контролировать ход самостоятельной работы, не пускать ее на самотек.

Особая роль в повышении эффективности самостоятельной работы студентов принадлежит лекции. Конспектирование лекции уже является своего рода самостоятельной работой студента. Поэтому контроль со стороны преподавателя за конспектированием лекционного материала является дисциплинирующим фактором, способствующим приобретению знаний и навыков самостоятельной работы. В процессе лекции можно практиковать вопросы к студентам по материалам предыдущих занятий и тем, самым осуществлять выборочный контроль самостоятельной проработки теоретического материала.

Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. Можно считать положительной практику проведения консультаций преподавателем в определенные дни недели. В этот день консультации преподаватель оказывает помощь студентам, обращающимся к нему с теми или иными вопросами, а также посещает студентов во время их самоподготовки. При этом дает консультацию по теоретическим вопросам изучаемого раздела и контролирует самостоятельную подготовку к предстоящим занятиям. Опыт показывает, что такие консультации имеют положительное значение как для улучшения качества подготовки к предстоящим занятиям, так и для привития навыков самостоятельной работы.

– краткий толковый словарь основных терминов дисциплины «Урбанизация и экологическая безопасность» (Приложение 1);

– цикл интерактивных занятий «Проблемы города» (описание представлено в Приложении 2);

– ролевая игра «Суд над хлором» (Приложение 3);

В рамках учебных курсов предусмотрена встреча с заместителем директора ПМФ ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» по научной работе и общим вопросам, доктором технических наук, профессором Истоминым Сергеем Викторовичем.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск