Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс





НазваниеЕ. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс
страница1/3
Дата публикации29.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3


Путеводитель «Водород. Кислоты. Соли»

Авторы составители:
Александрова Е.И. - учитель химии первой категории

МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары. Дипломат конкурса «Сайт – портфолио учителя» Управления образования администрации г. Чебоксары (2010). Призер конкурса «Учитель года Столицы - 2012». Победитель Всероссийского конкурса учителей химии фонда Д. Зимина "Династия" в номинации "Молодой учитель" (2010, 2011, 2012 гг.).
Архипова Н.В. - учитель химии первой категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школы № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары. Призер республиканского конкурса «Учитель года - 2005» г.Чебоксары.
Автор проекта:

Полбенникова И.И.- директор МАОУ «Лицей №3» г.Чебоксары
Рецензент:

Николаева М.В. – методист кафедры естественнонаучных дисциплин Чувашского Республиканского института образования.
Пособие по химии предназначено для обучающихся общеобразовательных школ и учителей. Пособие раскрывает обучающимся структуру учебной программы трех уровней сложности, уровень требований к знаниям и умениям, формы и критерии их оценивания. Для учителя наличие у каждого обучающегося такого пособия по химии может стать учебно-методической основой для построения дифференцированного обучения в рамках класса.


Оглавление
Предисловие…………………………………………………………………………..4
Раздел 1. Водород

    1. Ключевые вопросы……………………………………………………………...5

    2. Структурно-логические схемы……………………………………………......6

    3. Обучающие тесты……………………………………………………………….9

    4. Задачи и задания для самостоятельного решения………………………...11

    5. Ответы и подсказки на обучающие тесты……………………....……….....11

    6. Ответы и подсказки на задания для самостоятельного решения…….…13

Раздел 2. Кислоты

    1. Ключевые вопросы…………………………………………………….……….15

    2. Структурно-логические схемы………………………………………………..16

    3. Обучающие тесты………………………………………………………………18

    4. Задачи и задания для самостоятельного решения…………………………19

    5. Ответы и подсказки на обучающие тесты…………………………………..21

    6. Ответы и подсказки на задания для самостоятельного решения….…….21

Раздел 3. Соли

    1. Ключевые вопросы……………………………………………………………..24

    2. Структурно-логические схемы…………………………………………….…25

    3. Обучающие тесты……………………………………………………………....27

    4. Задачи и задания для самостоятельного решения…………………………28

    5. Ответы и подсказки на обучающие тесты……………………………….....29

    6. Ответы и подсказки на задания для самостоятельного решения………..30

Лист самоконтроля…………………………………………………………………33

Список используемой литературы………………………………...……………..35

Предисловие
Уважаемые восьмиклассники!

Вы держите в руках учебное пособие по разделу школьного курса химии «Водород. Кислоты. Соли». Пособие поможет вам быть успешным в овладении материалом данной темы. Путеводитель состоит из 6 разделов:

1. Ключевые вопросы

2. Структурно-логические схемы

3. Обучающий тест

4. Задачи (задания) для самостоятельного выполнения

5. Ответы, подсказки, примеры

6. Лист самоконтроля.

  • «Ключевые вопросы» – это перечень вопросов, составленных так, что вы, отвечая на них, лаконично и последовательно сумеете изложить содержание всего раздела. Работая над вопросами, вы научитесь формулировать определения новых понятий, выделять главное в логике материала.

  • «Структурно-логические схемы» – это конспект учебного материала, но не в текстовой форме, а в форме структурно-логических схем. В них заключено большинство ответов на ключевые вопросы.

  • «Обучающие тесты» - это вопросы и задачи, работая над которыми вы научитесь пользоваться новыми понятиями и законами и одновременно оценивать успешность своей работы.

  • «Задачи для самостоятельного решения» - задачи, которые вам будут предложены для самостоятельного решения дома или на уроке. Работая над ними, вы научитесь использовать приобретенные знания.

  • «Ответы, подсказки, примеры» - в этом разделе вы найдете правильные ответы и подсказки к обучающим тестам и задачам для самостоятельного решения. Кроме того, в этом разделе вы можете ознакомиться с подробным решением подобных задач, которые вы можете разобрать самостоятельно, не дожидаясь их разбора на уроке вместе с учителем.

  • «Лист самоконтроля» включает в себя два типа таблиц: 1) таблицы с вписанными номерами ключевых вопросов, обучающих тестов, задач (заданий); 2) таблица с наименованиями зачетов (Итоговое оценивание). По мере выполнения работы с ключевыми вопросами, с тестом и задачами вы, если уверены в правильности решения (ответа), отмечаете в таблицах соответствующие номера. Это поможет вам визуально оценить темп своей работы и сравнить в этом отношении себя с одноклассниками. В таблицу с наименованиями зачетов (ключевые вопросы, тест, задачи, контрольная работа) вы выставляете себе предварительную отметку, анализируя уровень своей подготовленности к ним. В эту же таблицу учитель выставит вам и свою оценку по итогам каждого зачета.


В путеводителе представлены задания трех уровней сложности:

  • уровень А – базовый – без «звездочек»: в нем представлены основные вопросы и задания по данной теме;

  • уровень В – профильный – с одной «звездочкой»: в нем представлены задания, требующие использования дополнительных ресурсов;

  • уровень С – углубленный – с двумя «звездочками»: в нем представлены задания повышенного уровня сложности.


Выбор за вами! Успехов вам!
РАЗДЕЛ 1. ВОДОРОД
1.1. КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Охарактеризуйте положение элемента водорода в периодической системе. Составьте схему электронного строения атома водорода и дайте его характеристику как элемента.

  2. Приведите примеры соединений, содержащих водород, и напишите их формулы.

  3. Поясните, что означают записи: 5H, 2H2, 6H, 3H2, H2.

  4. * Какие еще, кроме метана и воды, соединения, содержащие водород, вы знаете?

  5. В каком виде водород встречается в природе. Где он наиболее распространен?

  6. * Почему на звездах и в космическом пространстве отсутствуют молекулы H2?

  7. Водород имеет три изотопа ¹H (протий), ²H (дейтерий D), ³H (тритий T). Как соотносятся массы этих изотопов? Каков состав ядер изотопов водорода?

  8. Во сколько раз относительная атомная масса водорода меньше относительной атомной массы самого тяжелого химического элемента?

  9. **Какую кристаллическую решетку - атомную, молекулярную или металлическую - имеет водород в твердом состоянии? Почему при обычных условиях водород находится в газообразном состоянии?

  10. Опишите физические свойства водорода как простого вещества.

  11. Почему мыльные пузыри, наполненные водородом, взлетают и достигают потолка?

  12. Как проверить полученный водород на чистоту (на отсутствие в нем примеси кислорода)?

  13. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?

  14. Какими способами получают водород в лаборатории?

  15. Где применяют водород и каковы перспективы его применения в будущем?

  16. Какой вид топлива - водород или бензин - целесообразнее использовать для поддержания нормального санитарно-гигиенического состояния больших городов? Почему?



1.2. СТРУКТУРНО- ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
ВОДОРОД

Схема 1.



Характеристика элемента и распространение в природе

Н +1 ) Изотопы: Н- протий 99,98%- лат. Protium,

1 греч. protos — первый


1s1
 Н– дейтерий - лат. deuterium, от греч. deuteros


↑↓
— второй, D

 Н- тритий - лат. Tritium, от греч. tritos —

третий, T


m прот.  = 1,00783 (а.е.м.)

m нейтр.= 1,00866 (а.е.м.)

m протона = m электрона 


Валентность атома: I

СО: -1, 0, +1
Распространенность:

Во Вселенной: наиболее распространенный элемент (95% - составная часть звезд и межзвездного газа)

Земная кора: 1%

В свободном состоянии: вулканические газы и газы нефтяных скважин ,верхние слои атмосферы

В виде соединений: H2O и CH4



Получение

  1. В промышленности:

  • 2NaCl + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + Cl2

  • СН4 + 2Н20 = CO2 + 4Н2 — 165 кДж

  • H2O + C = H2 + CO

  • CH4 + H2O = CO + 3H2 (1000 °C)

  • 2CH4 + O2 = 2CO + 4H2

  • Крекинг и риформинг углеводородов в процессе переработки нефти

  1. В лаборатории:

  • Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

  • Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2

  • NaH + H2O → NaOH + H2






Строение молекулы. Физические свойства



H2


Газ без цвета и запаха. В 14,5 раз легче воздуха. Плохо растворим в воде, хорошо - в некоторых металлах (Pd, Ni).

Mr (H2)= 2

ρ= 0,09 г/л (н.у.)

t плав= -259,1 °С

t кип= -252,8 °С


Химические свойства

  1. N2 + 3H2 → 2NH3 (аммиак)

  2. F2 + H2 → 2HF (фтороводород)

  3. C + 2H2 → CH4 (метан)

4) Na + H2 → 2NaH (гидрид натрия)

5) CuO + H2 → Cu + H2O

CH2=CH2 + H2CH3-CH3 (этан)

Смесь с воздухом –ГРЕМУЧИЙ ГАЗ






Применение





Историческая справка


  • 16 в.- Парацельс и Р.Бойль описывали водород.

  • 1700 г.- Н. Лемери –газ, образующийся при действии Н2SO4 на Fе- взрывается.

  • 1766 г. Г. Кавендиш открыл Н2 и назвал «горючим воздухом».

  • 1781 г. А. Лавуазье доказал, что Н2О это продукт взаимодействия Н2 и О22 - от греч. «рождающий Н2О»).

  • 1824 г. М.Ф.Соловьев предложил русское название «водород».



Г. Кавендиш Парацельс А. Лавуазье Н. Лемери Р.Бойль


1.3. ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ


  1. Вычислите, в каком веществе содержание водорода больше: в воде H2O или в метане CH4?

  2. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить водород. Поясните, к какому типу относятся эти реакции.

  3. Водород можно получить при взаимодействии алюминия с растворами соляной и серной кислот. Составьте уравнения этих реакций.

  4. Один из способов получения водорода в промышленности основан на пропускании водяного пара через раскаленный уголь. Напишите уравнение реакции ,если, кроме водорода ,при этом образуется оксид углерода (II).

  5. * Имеется смесь медных и цинковых опилок. Как химическим путем отделить медные опилки? Напишите уравнение реакции.

  6. Какие степени окисления проявляет водород в следующих соединениях: H2, HI, CaH2, H2S, KH, HBr. Назовите эти соединения.

  7. Напишите формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами: фтор, бром ,селен, теллур, литий, кальций.

8. Один цилиндр заполнен водородом, а другой - кислородом. Как определить ,в каком цилиндре находится каждый из газов?

9 . Как перелить из одного сосуда в другой: а) водород; б) кислород?

10. *В четырех сосудах находятся азот, кислород, водород, углекислый газ. Как установить, где что?

11. Напишите уравнения реакций водорода с : а) хлором; б) серой; в) барием; г) азотом. Дайте названия образуемым соединениям.

12. Составьте уравнения химических реакций водорода со следующими оксидами: а) оксидом ртути(II); б) железной окалиной Fe3O4 ; в) оксидом вольфрама (VI).

13. Речь идет о водороде, как о простом веществе:

а) входит в состав большинства органических веществ;
б) водород восстанавливает металлы из их оксидов;
в) молекула метана содержит четыре атома водорода;
г) основной элемент Вселенной.

14. В лаборатории водород получают при взаимодействии соляной кислоты с:

а) Pt; б) Cu; в) Au; г) Zn.

15. Реактивами для получения водорода в лаборатории могут быть

а) Си и НСl б) Zn и Н 2SO4 ( конц.)

в) Zn и H 2SO 4 (разб.) г) Н 2О

16. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:

а) вверх дном; б) вниз дном; в) горизонтально; г) не имеет значения.

17. «Гремучий газ» – смесь водорода с кислородом в соотношении:

а) 2:1; б) 1:1; в) 1:2; г) произвольном.

18. Укажите причину по которой водород считается топливом будущего

А) выделяется при реакции с кислородом вода и много энергии

Б) он самый легкий газ и его легко перевозить

В) много запасов сырья для получения водорода

Г) дешевле других видов топлива

19. Массовая доля водорода в хлороводороде (НCl) равна:

а) 0,361; б) 0,027; в) 0,043; г) 0,154.

20. Реагирует с водородом при обычных температурах:

а) О2; б) Cl2; в) S; г) Ca.

21. Уравнение реакции и название продукта верны для:

а) N2 + 3H2 = 2NH3, гидрид азота;
б) Ti + H2 = TiH2, оксид титана;
в) Н2 + 2К = 2КН, гидрид калия;
г) Н2 + S = H2S, гидрид серы.

22. Относится к реакции восстановления:

а) FeО + Н2 = Fe + Н2О;
б) Zn + Cl2 = ZnCl2;
в) Zn + S = ZnS;
г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.

23. Реактивами в цепочке превращений: Fe  Fe2О3 Fe являются:

а) Н2 и О2; б) О2 и Н2; в) Н2О и Н2; г) О и Н.

24. Выберите формулу гидрида калия:

а) KOH; б) КNO3; в) КH; г) К2SO4.

25. Сколько граммов кальция прореагирует с 4 г водорода?

а) 20; б) 40; в) 80; г) 160.

26. Какой объем водорода (л) прореагирует с 14 г азота N2 (н. у.)?

а) 22,4; б) 2240; в) 44,8; г) 33,6.

27. Определите объем, который занимает 2 моль водорода при н. у.

1) 11,2 л 2) 22,4 л 3) 33,6 л 4) 44,8 л

28. Какую массу имеют 9· 10 23 молекул водорода:

а) 2г б) 1,5 г в) 1г г) 3г

1.4. ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ


  1. Рассчитайте плотность оксида углерода (IV) по отношению к водороду. Во сколько раз углекислый газ тяжелее водорода?

  2. Рассчитать относительную молекулярную массу оксида серы (IV), если его плотность по водороду равна 32.

  3. Вычислите относительную молекулярную массу газа, если его плотность по водороду - 8,5. Определите формулу газа, если в его составе массовая доля азота равна 82,35%, а водорода - 17,65%.

  4. Вычислите плотность по воздуху: а) водорода; б) гелия; в) кислорода. Можно ли собрать эти газы в сосуд методом вытеснения воздуха?

  5. Определите число молекул , содержащихся в водороде количеством 0,2 моль.

  6. Какое количество вещества составляют 4,48 л водорода (н.у.)?

  7. Баллон вмещает 0,5 кг сжатого водорода. Какой объем займет эта масса водорода при нормальных условиях?

  8. * Определите объем (н.у.) хлороводорода, в котором содержится столько же атомов водорода, сколько их в воде количеством 0,8 моль.

  9. * Вычислите объем сероводорода H2S (н.у.), в котором содержится столько же атомов водорода, сколько их в метане CH4 массой 8г.

  10. Какой объем (н.у.) водорода выделится, при растворении в избытке соляной кислоты 6,5 г цинка?

  11. Какой объем (н.у.) водорода выделится при взаимодействии с избытком воды 1 г натрия?

  12. Какие объемы водорода и кислорода должны прореагировать ,чтобы образовался 1 г воды?

  13. *В три стаканчика опустили: в первый - 1 г железа, во второй - 1 г магния, в третий - 1 г цинка. В каждый стаканчик прилили избыток разбавленной серной кислоты. В каком случае выделится больше водорода?

  14. Какова масса и объем водорода, который образуется при разложении 100 г воды электрическим током? Сколько граммов кислорода получится при этом?

  15. Какая масса водорода потребуется для получения 1кг вольфрама из оксида вольфрама WO3?

  16. Какой объем жидкой воды получится при сгорании 112 л водорода (н.у.) в избытке кислорода?

  17. Сколько граммов металла получится при восстановлении водородом 10 г оксида свинца (II) и 10 г оксида олова (IV)?

  18. *Каковы масса и объем водорода, образующегося при в растворении в кислоте 1 г сплава, содержащего по массе :5% алюминия, 2% цинка, 93% магния?


1.5. ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ НА ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ


  1. H2O: W(H)=1.2/18=0,111 CH4: W(H)=1. 4/16=0,25

эл.ток

  1. в лаборатории: а) 2H2O  2H2 + O2  - разложение

б) Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2 - замещение

в) 2Na + HOH  2NaOH + H2 - замещение

800C

в промышленности: г) CH4  C + 2H2 - разложение

900C?kat

е) CH4 + H2O  CO + 3H2 - замещение

3. 2Al + 6HCl  2AlCl3 + 3H2

2Al + 3H2SO4 Al2(SO4)3+3H2

4. 1000C

H2O + C  CO + H2
5. Подсказка: цинк реагирует с соляной кислотой , а медь - нет.

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

Сu + 2HCl ≠

0 +1 -1 +1 -1

6. H2 - водород , HI - йодоводород, СaH2 - гидрид кальция, H2S - сероводород, KH

+1

- гидрид калия, HBr - бромоводород.

7. HF - фтороводород , HBr - бромоводород, H2Se - селеноводород , H2Te - теллуроводород , LiH - гидрид лития , CaH2 - гидрид кальция.

8. О наличии кислорода в сосуде можно судить по вспыхиванию тлеющей лучинки.

Чистый водород в пламени сгорает спокойно ,с характерным звуком «п-пах».

9. а) Поскольку водород легче воздуха, то собрать его в сосуд можно, лишь перевернув сосуд вверх дном.

б) Кислород немного тяжелее воздуха, поэтому его можно переливать в другой сосуд, расположенный вниз дном ,методом вытеснения воздуха.

10. Подсказка: В атмосфере углекислого газа и азота горящая лучинка гаснет, т.к . эти газы не поддерживают горение.

В атмосфере кислорода тлеющая лучинка ярко разгорается.

При поднесении пламени, водород сгорает с характерным звуком.

Отличить углекислый газ от азота можно при помощи известковой воды: в атмосфере углекислого газа известковая вода мутнеет.

  1. а) H2 + Cl2 2HCl - хлороводород

б) H2 + S H2S - сероводород

в) H2 + Ba  BaH2 - гидрид бария

г) 3 H2 + N2  2NH3 - аммиак
12. а) H2 + HgO  Hg + H2O

б) 4H2 + Fe3O4  3Fe + 4H2O

в) 3H2 + WO3  W + 3 H2O

13. б)

14. г)

15. в)

16. а)

17. Наиболее взрывчата смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода - гремучий газ.

18. а)

19. б) W(H)=1/36,5 = 0,027.

20. г)

21. в)

22. а)

23. б)

t

3Fe +2O2 = Fe3O4

t

Fe3O4 +4H2 = 3Fe + 4H2O

24. в)

25. Ca + H2= CaH2

n (H2)= m/M= 4 г/ 2 г/моль = 2 моль

n (Ca) = n ( H2) = 2 моль.

m (Ca) = n ( Ca) ·M (Ca) = 2 моль · 40 г/моль = 80 г.

26. 3H2 + N2  2NH3

n (N2)= m/M= 14г/ 28г/моль = 0,5 моль

n(H2) = 3 n(N2) = 0,5 моль · 3 = 1,5 моль

V(H2) = Vm· n = 22,4 л/ моль· 1,5 моль = 33,6 л.

27. Используйте формулу V= Vm· n

28. n = N/ NA = 9· 1023/ 6· 1023 = 1,5 моль

m (H2) = n· M = 1,5 моль · 2 г/моль = 3 г.
1.6. ОТВЕТЫ И ПОДСКАЗКИ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1.Ответ: 22.

Подсказка: для того, чтобы оценить, легче или тяжелее газ по сравнению с другим газом, пользуются значением относительной плотности газа.

D = Mr (A)/ Mr (B);

где Mr(AMr (B) - относительные молекулярные массы газов А и В , а D - плотность газа А относительно газа В. Отсюда Mr (A) = D · Mr (B) .

Например: Вычислите плотность кислорода по отношению к водороду.

Решение: Относительная молекулярная масса кислорода равна 32, а водорода - 2. Плотность O2 по H2 равна 32:2 = 16. Кислород в 16 раз тяжелее водорода.

2. Ответ: 64.

3. Ответ: Mr (NH3) = 17.

Например: Выведите формулу соединения серы с кислородом, если массовые доли серы и кислорода соответственно составляют 50%. Плотность вещества по водороду - 32.

Решение: Из условия задачи следует, что в 100 г оксида серы содержится 50 г серы и 50 г кислорода. Установим, какому количеству вещества серы и кислорода соответствуют эти массы:

n(S) = 50 г / 32 г/моль = 1,5625 моль;

n (O) = 50 г / 16 г/моль = 3,125 моль.

Отношение числа молей серы и кислорода составляет:

n (S) : n( O) = 1,5625: 3,125 = 1:2.

Простейшая формула соединения - SO2.

Mr (SO2) = D · Mr(H2) = 32 · 2 = 64.

4. Ответ: а) 0,069; б) 0,138; в) 1,103.

Подсказка: Часто плотность газов выражают относительно воздуха. Поскольку воздух - смесь газов, можно говорить лишь о средней относительной молекулярной массе воздуха; она равна примерно 29.

Например: Вычислить плотность оксида углерода (IV) относительно воздуха. Можно ли собирать углекислый газ в сосуд методом вытеснения воздуха?

Решение: Относительная молекулярная масса оксида углерода (IV) равна 44. Тогда D= 44/ 29 = 1,52. Углекислый газ в 1,52 раза тяжелее воздуха, поэтому им можно заполнять сосуд методом вытеснения воздуха.

5. Ответ: 1,2· 1023

6. Ответ: 0,2 моль.

7. Ответ: 5,6 м3.

8. Ответ: 35, 84 л.

Например: Рассчитайте массу оксида магния, в котором содержится столько же атомов кислорода ,сколько их в оксиде серы (VI) количеством 0,1 моль.

Решение: Найдем количество вещества кислорода в оксиде серы (VI): n (SO3) = 0,1 моль. Следовательно, n(O)= 3n (SO3)= 0,1 · 3 = 0,3 моль. По условию задачи n (O)= n (MgO) = 0, 3 моль. Отсюда , m (MgO)= 0,3 · 40 = 12 г.

9. Ответ: 22,4 л.

Подсказка: смотри решение предыдущей задачи.

10. Ответ: 2,24 л.

11. Ответ: 0,48 л.

12. Ответ: V( O2)= 0,63 л ; V (H2) = 1,25 л.

13. Подсказка: составьте уравнения взаимодействия перечисленных металлов с кислотой:

Fe+ H2SO4= FeSO4 + H2 V1(H2) = 0,4 л

Mg + H2SO4= MgSO4 + H2 V2(H2) = 0,93 л

Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2 V3(H2) = 0,34 л

Проведите вычисления и сравните объем водорода ,выделившегося в результате каждой реакции.

14. Ответ: 11,1 г H2 ; 124,4 л H2; 88,9 г O2

Подсказка: эл.ток

2H2O  2H2 + O2

15. Ответ: 0,33 кг H2.

Подсказка: 3H2 + WO3  W + 3 H2O

16. Ответ: 90 мл.

Подсказка: 2H2 + O2  2H2O

По уравнению реакции найдите массу образовавшейся воды. Зная , что плотность жидкой воды ρ(H2O)= 1 г/ мл, используем формулу для нахождения объема жидкой воды V= m/ ρ.

17. Ответ: 9,3 г Pb; 7,9 г Sn.

Подсказка: H2 + PbO  Pb + H2O

2H2 + SnO2  Sn + 2 H2O

18. Ответ: 0,084 г; 0,94 л.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconЕрмошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconРабочая программа по природоведению на
Составитель: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Шабалина Елена Васильевна
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconРабочая программа по физике
Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Познакомить учащихся с характерными признаками семейства, повторить признаки класса Однодольные
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Записи в тетради. Составление морфологической характеристики тюльпана культурного и ландыша майского
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Познакомить учащихся со способами питания бактерий и способе перенесения ими неблагоприятных условий
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе мбоу «Нижнеалькеевская сош»
Составила: Камальдинова Ф. М. учитель английского языка первой квалификационной категории
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconНазвание курса
Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской...
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Жабоева Раиса Муратовна – учитель химии и биологии первой квалификационной категории
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс icon«Химия в каждом доме»
Автор – составитель Касимова Г. Л. учитель химии высшей категории мбоу «Балезинская сош №1»
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белова С. А., учитель английского языка высшей категории мбоу экономический лицей, г. Новосибирск
Е. И. учитель химии первой категории мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары. Дипломат конкурс iconРайонное методическое объединение учителей естественного цикла Система...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск