Скачать 0.55 Mb.
|
Путеводитель «Водород. Кислоты. Соли» Авторы составители: Александрова Е.И. - учитель химии первой категории МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары. Дипломат конкурса «Сайт – портфолио учителя» Управления образования администрации г. Чебоксары (2010). Призер конкурса «Учитель года Столицы - 2012». Победитель Всероссийского конкурса учителей химии фонда Д. Зимина "Династия" в номинации "Молодой учитель" (2010, 2011, 2012 гг.). Архипова Н.В. - учитель химии первой категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школы № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары. Призер республиканского конкурса «Учитель года - 2005» г.Чебоксары. Автор проекта: Полбенникова И.И.- директор МАОУ «Лицей №3» г.Чебоксары Рецензент: Николаева М.В. – методист кафедры естественнонаучных дисциплин Чувашского Республиканского института образования. Пособие по химии предназначено для обучающихся общеобразовательных школ и учителей. Пособие раскрывает обучающимся структуру учебной программы трех уровней сложности, уровень требований к знаниям и умениям, формы и критерии их оценивания. Для учителя наличие у каждого обучающегося такого пособия по химии может стать учебно-методической основой для построения дифференцированного обучения в рамках класса. Оглавление Предисловие…………………………………………………………………………..4 Раздел 1. Водород
Раздел 2. Кислоты
Раздел 3. Соли
Лист самоконтроля…………………………………………………………………33 Список используемой литературы………………………………...……………..35 Предисловие Уважаемые восьмиклассники! Вы держите в руках учебное пособие по разделу школьного курса химии «Водород. Кислоты. Соли». Пособие поможет вам быть успешным в овладении материалом данной темы. Путеводитель состоит из 6 разделов: 1. Ключевые вопросы 2. Структурно-логические схемы 3. Обучающий тест 4. Задачи (задания) для самостоятельного выполнения 5. Ответы, подсказки, примеры 6. Лист самоконтроля.
В путеводителе представлены задания трех уровней сложности:
Выбор за вами! Успехов вам! РАЗДЕЛ 1. ВОДОРОД 1.1. КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
1.2. СТРУКТУРНО- ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВОДОРОД Схема 1.
1.3. ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ
8. Один цилиндр заполнен водородом, а другой - кислородом. Как определить ,в каком цилиндре находится каждый из газов? 9 . Как перелить из одного сосуда в другой: а) водород; б) кислород? 10. *В четырех сосудах находятся азот, кислород, водород, углекислый газ. Как установить, где что? 11. Напишите уравнения реакций водорода с : а) хлором; б) серой; в) барием; г) азотом. Дайте названия образуемым соединениям. 12. Составьте уравнения химических реакций водорода со следующими оксидами: а) оксидом ртути(II); б) железной окалиной Fe3O4 ; в) оксидом вольфрама (VI). 13. Речь идет о водороде, как о простом веществе: а) входит в состав большинства органических веществ; б) водород восстанавливает металлы из их оксидов; в) молекула метана содержит четыре атома водорода; г) основной элемент Вселенной. 14. В лаборатории водород получают при взаимодействии соляной кислоты с: а) Pt; б) Cu; в) Au; г) Zn. 15. Реактивами для получения водорода в лаборатории могут быть а) Си и НСl б) Zn и Н 2SO4 ( конц.) в) Zn и H 2SO 4 (разб.) г) Н 2О 16. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат: а) вверх дном; б) вниз дном; в) горизонтально; г) не имеет значения. 17. «Гремучий газ» – смесь водорода с кислородом в соотношении: а) 2:1; б) 1:1; в) 1:2; г) произвольном. 18. Укажите причину по которой водород считается топливом будущего А) выделяется при реакции с кислородом вода и много энергии Б) он самый легкий газ и его легко перевозить В) много запасов сырья для получения водорода Г) дешевле других видов топлива 19. Массовая доля водорода в хлороводороде (НCl) равна: а) 0,361; б) 0,027; в) 0,043; г) 0,154. 20. Реагирует с водородом при обычных температурах: а) О2; б) Cl2; в) S; г) Ca. 21. Уравнение реакции и название продукта верны для: а) N2 + 3H2 = 2NH3, гидрид азота; б) Ti + H2 = TiH2, оксид титана; в) Н2 + 2К = 2КН, гидрид калия; г) Н2 + S = H2S, гидрид серы. 22. Относится к реакции восстановления: а) FeО + Н2 = Fe + Н2О; б) Zn + Cl2 = ZnCl2; в) Zn + S = ZnS; г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5. 23. Реактивами в цепочке превращений: Fe Fe2О3 Fe являются: а) Н2 и О2; б) О2 и Н2; в) Н2О и Н2; г) О и Н. 24. Выберите формулу гидрида калия: а) KOH; б) КNO3; в) КH; г) К2SO4. 25. Сколько граммов кальция прореагирует с 4 г водорода? а) 20; б) 40; в) 80; г) 160. 26. Какой объем водорода (л) прореагирует с 14 г азота N2 (н. у.)? а) 22,4; б) 2240; в) 44,8; г) 33,6. 27. Определите объем, который занимает 2 моль водорода при н. у. 1) 11,2 л 2) 22,4 л 3) 33,6 л 4) 44,8 л 28. Какую массу имеют 9· 10 23 молекул водорода: а) 2г б) 1,5 г в) 1г г) 3г 1.4. ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1.5. ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ НА ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ
эл.ток
б) Zn + 2HCl ZnCl2 + H2 - замещение в) 2Na + HOH 2NaOH + H2 - замещение 800C в промышленности: г) CH4 C + 2H2 - разложение 900C?kat е) CH4 + H2O CO + 3H2 - замещение 3. 2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2 2Al + 3H2SO4 Al2(SO4)3+3H2 4. 1000C H2O + C CO + H2 5. Подсказка: цинк реагирует с соляной кислотой , а медь - нет. Zn + 2HCl ZnCl2 + H2 Сu + 2HCl ≠ 0 +1 -1 +1 -1 6. H2 - водород , HI - йодоводород, СaH2 - гидрид кальция, H2S - сероводород, KH +1 - гидрид калия, HBr - бромоводород. 7. HF - фтороводород , HBr - бромоводород, H2Se - селеноводород , H2Te - теллуроводород , LiH - гидрид лития , CaH2 - гидрид кальция. 8. О наличии кислорода в сосуде можно судить по вспыхиванию тлеющей лучинки. Чистый водород в пламени сгорает спокойно ,с характерным звуком «п-пах». 9. а) Поскольку водород легче воздуха, то собрать его в сосуд можно, лишь перевернув сосуд вверх дном. б) Кислород немного тяжелее воздуха, поэтому его можно переливать в другой сосуд, расположенный вниз дном ,методом вытеснения воздуха. 10. Подсказка: В атмосфере углекислого газа и азота горящая лучинка гаснет, т.к . эти газы не поддерживают горение. В атмосфере кислорода тлеющая лучинка ярко разгорается. При поднесении пламени, водород сгорает с характерным звуком. Отличить углекислый газ от азота можно при помощи известковой воды: в атмосфере углекислого газа известковая вода мутнеет.
б) H2 + S H2S - сероводород в) H2 + Ba BaH2 - гидрид бария г) 3 H2 + N2 2NH3 - аммиак 12. а) H2 + HgO Hg + H2O б) 4H2 + Fe3O4 3Fe + 4H2O в) 3H2 + WO3 W + 3 H2O 13. б) 14. г) 15. в) 16. а) 17. Наиболее взрывчата смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода - гремучий газ. 18. а) 19. б) W(H)=1/36,5 = 0,027. 20. г) 21. в) 22. а) 23. б) t 3Fe +2O2 = Fe3O4 t Fe3O4 +4H2 = 3Fe + 4H2O 24. в) 25. Ca + H2= CaH2 n (H2)= m/M= 4 г/ 2 г/моль = 2 моль n (Ca) = n ( H2) = 2 моль. m (Ca) = n ( Ca) ·M (Ca) = 2 моль · 40 г/моль = 80 г. 26. 3H2 + N2 2NH3 n (N2)= m/M= 14г/ 28г/моль = 0,5 моль n(H2) = 3 n(N2) = 0,5 моль · 3 = 1,5 моль V(H2) = Vm· n = 22,4 л/ моль· 1,5 моль = 33,6 л. 27. Используйте формулу V= Vm· n 28. n = N/ NA = 9· 1023/ 6· 1023 = 1,5 моль m (H2) = n· M = 1,5 моль · 2 г/моль = 3 г. 1.6. ОТВЕТЫ И ПОДСКАЗКИ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 1.Ответ: 22. Подсказка: для того, чтобы оценить, легче или тяжелее газ по сравнению с другим газом, пользуются значением относительной плотности газа. D = Mr (A)/ Mr (B); где Mr(A)и Mr (B) - относительные молекулярные массы газов А и В , а D - плотность газа А относительно газа В. Отсюда Mr (A) = D · Mr (B) . Например: Вычислите плотность кислорода по отношению к водороду. Решение: Относительная молекулярная масса кислорода равна 32, а водорода - 2. Плотность O2 по H2 равна 32:2 = 16. Кислород в 16 раз тяжелее водорода. 2. Ответ: 64. 3. Ответ: Mr (NH3) = 17. Например: Выведите формулу соединения серы с кислородом, если массовые доли серы и кислорода соответственно составляют 50%. Плотность вещества по водороду - 32. Решение: Из условия задачи следует, что в 100 г оксида серы содержится 50 г серы и 50 г кислорода. Установим, какому количеству вещества серы и кислорода соответствуют эти массы: n(S) = 50 г / 32 г/моль = 1,5625 моль; n (O) = 50 г / 16 г/моль = 3,125 моль. Отношение числа молей серы и кислорода составляет: n (S) : n( O) = 1,5625: 3,125 = 1:2. Простейшая формула соединения - SO2. Mr (SO2) = D · Mr(H2) = 32 · 2 = 64. 4. Ответ: а) 0,069; б) 0,138; в) 1,103. Подсказка: Часто плотность газов выражают относительно воздуха. Поскольку воздух - смесь газов, можно говорить лишь о средней относительной молекулярной массе воздуха; она равна примерно 29. Например: Вычислить плотность оксида углерода (IV) относительно воздуха. Можно ли собирать углекислый газ в сосуд методом вытеснения воздуха? Решение: Относительная молекулярная масса оксида углерода (IV) равна 44. Тогда D= 44/ 29 = 1,52. Углекислый газ в 1,52 раза тяжелее воздуха, поэтому им можно заполнять сосуд методом вытеснения воздуха. 5. Ответ: 1,2· 1023 6. Ответ: 0,2 моль. 7. Ответ: 5,6 м3. 8. Ответ: 35, 84 л. Например: Рассчитайте массу оксида магния, в котором содержится столько же атомов кислорода ,сколько их в оксиде серы (VI) количеством 0,1 моль. Решение: Найдем количество вещества кислорода в оксиде серы (VI): n (SO3) = 0,1 моль. Следовательно, n(O)= 3n (SO3)= 0,1 · 3 = 0,3 моль. По условию задачи n (O)= n (MgO) = 0, 3 моль. Отсюда , m (MgO)= 0,3 · 40 = 12 г. 9. Ответ: 22,4 л. Подсказка: смотри решение предыдущей задачи. 10. Ответ: 2,24 л. 11. Ответ: 0,48 л. 12. Ответ: V( O2)= 0,63 л ; V (H2) = 1,25 л. 13. Подсказка: составьте уравнения взаимодействия перечисленных металлов с кислотой: Fe+ H2SO4= FeSO4 + H2 V1(H2) = 0,4 л Mg + H2SO4= MgSO4 + H2 V2(H2) = 0,93 л Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2 V3(H2) = 0,34 л Проведите вычисления и сравните объем водорода ,выделившегося в результате каждой реакции. 14. Ответ: 11,1 г H2 ; 124,4 л H2; 88,9 г O2 Подсказка: эл.ток 2H2O 2H2 + O2 15. Ответ: 0,33 кг H2. Подсказка: 3H2 + WO3 W + 3 H2O 16. Ответ: 90 мл. Подсказка: 2H2 + O2 2H2O По уравнению реакции найдите массу образовавшейся воды. Зная , что плотность жидкой воды ρ(H2O)= 1 г/ мл, используем формулу для нахождения объема жидкой воды V= m/ ρ. 17. Ответ: 9,3 г Pb; 7,9 г Sn. Подсказка: H2 + PbO Pb + H2O 2H2 + SnO2 Sn + 2 H2O 18. Ответ: 0,084 г; 0,94 л. |
Ермошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | ||
Рабочая программа по природоведению на Составитель: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Шабалина Елена Васильевна | 9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | Рабочая программа по физике Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории | ||
Автор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович Познакомить учащихся с характерными признаками семейства, повторить признаки класса Однодольные | Автор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович Записи в тетради. Составление морфологической характеристики тюльпана культурного и ландыша майского | ||
Автор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович Познакомить учащихся со способами питания бактерий и способе перенесения ими неблагоприятных условий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | ||
Рабочая программа по английскому языку в 8 классе мбоу «Нижнеалькеевская сош» Составила: Камальдинова Ф. М. учитель английского языка первой квалификационной категории | Название курса Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Жабоева Раиса Муратовна – учитель химии и биологии первой квалификационной категории | «Химия в каждом доме» Автор – составитель Касимова Г. Л. учитель химии высшей категории мбоу «Балезинская сош №1» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белова С. А., учитель английского языка высшей категории мбоу экономический лицей, г. Новосибирск | Районное методическое объединение учителей естественного цикла Система... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... |