Скачать 293.72 Kb.
|
Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ ___________________________ _____________________________ «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ___биологическая химия___________________________ По направлению подготовки_060105 медико-профилактическое дело___ Курс _2________________________________________________________ Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)___экзамен____________ Кафедра __биомедицинской химии_________________________________ Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения биохимии является формирование у студентов системных знаний о молекулярных механизмах функционирования биологических систем и создание теоретической базы для дальнейшего изучения медико-биологических и клинических дисциплин по специальности 060105 медико-профилактическое дело. Целью обучения также является приобретение базовых знаний по структурной и динамической организации метаболизма, знакомство с основными вариантами нарушений обменных процессов, встречающихся при различных заболеваниях. Студенты должны отчетливо себе представлять, что нарушения метаболизма проявляют себя через отклонения параметров гомеостаза от нормы, которые могут быть зарегистрированы с помощью биохимических методов исследования, используемых в практике работы клинических биохимических лабораторий, и будут служить высокоинформативными объективными тестами при постановке диагноза, а также могут быть использованы в целях профилактической деятельности. Основные задачи изучения дисциплины: 1. Изучить структуру мономерных единиц и основные принципы структурной организации полимерных молекул, составляющих материальную основу живых организмов: белков, нуклеиновых кислот, гомо- и гетерополисахаридов, липидов. 2. Изучить механизмы взаимодействии молекул различных классов, лежащие в основе формирования клеток, органов и тканей, а в конечном итоге и целостного организма. 3. Изучить основные метаболические пути синтеза и распада различных соединений, принимающих участие в функционировании живых систем. 4. Изучить основные механизмы, принимающие участие в обеспечении клеток энергией. 5. Изучить гуморальные механизмы регуляции метаболизма на уровне клеток, тканей и организма в целом. 6. Познакомить с основными показателями состояния внутренней среды здорового организма человека и методами их определения. 7. Обучить студентов пользоваться общей картой метаболических процессов, частными схемами метаболических путей, а также справочными материалами относительно нормальных значений различных показателей состояния внутренней среды организма 8. Познакомить с основными вариантами врожденных и приобретенных нарушений обменных процессов и их отражением в изменениях параметров внутренней среды организма человека. 9. Научить проводить логические связи между выявляемыми отклонениями значений показателей внутренней среды организма от их нормального уровня и нарушениями метаболических процессов в ходе тех или иных патологических процессов. 2.Место дисциплины в структуре ООП Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки_060105 медико-профилактическое дело. Биологическая химия входит в базовую часть раздела С.2 «Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл». Биологическая химия является основой для усвоения знаний по таким дисциплинам, как патологическая физиология, общая гигиена, гигиена питания, гигиена труда, внутренние болезни, эндокринология. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Студент, изучивший дисциплину, должен: знать: 1. Структуру биополимеров, входящих в состав клеток и тканей: белков, нуклеиновых кислот, гомо- и гетерополисахаридов, липидов; общие принципы их взаимодействия при формировании надмолекулярных агрегатов, таких как метаболоны, хромосомы, клеточные мембраны. 2. Химическую основу процессов усвоения питательных веществ, поступающих в организм человека из внешней среды. 3. Метаболические пути, лежащие в основе анаболических и катаболических процессов, протекающих в организме, их взаимосвязи. 4. Основные регуляторные механизмы, позволяющие координировать и корректировать ход обменных процессов на уровне клеток и на уровне организма в целом. 5. Основные биохимические константы человеческого организма. 6. Основные варианты нарушений количественного и качественного состава органов и тканей; основные варианты нарушений в ходе обменных процессов и отражение этих нарушений в изменениях параметров гомеостаза; основные варианты нарушений регуляции обмена веществ. уметь:
владеть: 1. Навыками пользования лабораторными приборами: фотоэлектроколориметром, рефрактометром, центрифугой, термостататом, а также лабораторной химической посудой и другим лабораторным оборудованием. 2. Навыками выполнения биохимических лабораторных исследований при наличии реактивов и методических материалов:
3. Навыками решения ситуационных задач, моделирующих различные варианты нарушений обменных процессов при патологических состояниях. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,25 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование, доклад, выступления с презентациями) - письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, таблиц, решение задач). 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Этапы проведения экзамена (зачета) 1. Этап - ____итоговое тестирование_________________ (название этапа) 2. Этап - ___устное собеседование по вопросам билета__________ (название этапа) Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Биохимия: учебник для вузов. (под ред. Е.С. Северина). – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2003. 2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: учебник для медицинских вузов, - М., «Медицина», 2004. 3. Николаев А.Я. Биологическая химия: учебное пособие для студентов медицинских вузов, - М., 2004. 4. Зубаткина О.В.., Попов А.А., Пиликин А.А., Синицкая Е.Н., Методические указания для проведения лабораторно-практических занятий по биологической химии для студентов медико-профилактического факультета. Часть I и II, Архангельск , 2012. 9.2. Дополнительная литература
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы нет 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Лабораторное оборудование: центрифуга, фотоэлектрокалориметр, рефрактометр, термостат, баня водяная электрическая, электроплитка. 2. Наборы химической посуды и реактивов для выполнения лабораторных работ. 3. Комплект мультимедийных презентаций для чтения тематических лекций. 4. Методические указания для проведения лабораторно-практических занятий по биологической химии (части 1 и 2). 5. Наборы вариантов тестового контроля для оценки уровня усвоения студентами учебного материала по 8 разделам. 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «_____биохимия_» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Биохимия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
Приложение 2 |
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий... | ||
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | ||
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,... | ||
Программа Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по... |