Скачать 128.25 Kb.
|
Учитель Орлова Н.В. УРОК — ЭКСКУРСИЯ. 9 КЛАСС ТЕМА: "СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ". ЦЕЛЬ: урок обобщения и систематизации знаний. 1. Обобщить и углубить знания: - о строении веществ, свойствах и их применении; - о природе и видах химических связей; - о технологических принципах, лежащих в основе получения стекла, керамики, цемента. 2. Продолжить формирование умений устанавливать зависимость между строением, свойствами веществ и их применением. 3. Использовать интегрированный подход, развивать у учащихся умение находить межпредметный связи и использовать их в своей практической деятельности. 4. Развивать у учащихся умение анализировать и прогнозировать. 5. Продолжить формировать у учащихся мировоззрение о познаваемости и единства окружающего мира. ОБОРУДЫВАНИЕ: 1. ОБРАЗЦЫ: сырья и изделий из различных видов стекол: известково-натриевого, известково-калиевого, хрустального, боросиликатного, из различных видов керамики: фарфора, фаянса, майолики, гончарные изделия; строительные материалы на основе керамики: глиняный кирпич, черепица, облицовочные плитки; на основе стекла: стеклоблоки, оконное стекло, узорчатое, армированное. 2. КОЛЛЕКЦИИ: «Стекло и изделия из стекла», «Строительные материалы». 3 . ТАБЛИЦЫ: "Классификация силикатной промышленности", "Виды керамики", "Виды стекол", "Схема производства стеклянных изделий". 4. РЕФЕРАТЫ И СТЕНГАЗЕТЫ ПО ТЕМЕ: «СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» Организационный этап Учитель объявляет, тему урока "Силикатная промышленность", говорит о том, что она непосредственно и логично завершает материал по изучению неорганических соединений углерода и кремния, что многие силикаты давно и успешно используются в промышленности для получения стекла, керамики, минеральных вяжущих веществ. Силикатные изделия получают путем сплавления кремнезема со щелочами и карбонатами. Они содержат соединения SiO2 с другими окcидами: K2O; Na2O; PbO2; BaO; Al2O3 и др. Силикатные изделия широко применяются в различных отраслях науки и техники, строительстве и быту. По назначению силикатные изделия делят на три класса: бытовые, архитектурно-строительные и технические. Бытовые включают стеклянную и керамическую посуду, художественно-декоративные изделия, зеркала, ламповое стекло и др. Архитектурно-строительные изделия: различные материалы для строительства, отделки и украшения зданий и помещений: силикатный и глиняный кирпичи,' стеклоблоки, оконные и другие виды стекол, облицовочные плитки, портландцемент и изделия на его основе. Изделия технического назначения: лабораторная и химически-стойкая посуда, оптическое стекло, электронно- и радиофарфор, стеклоткань и др. материалы, фарфоровая химическая посуда. II этап. Силикатная промышленность. Общая характеристика. Силикатная промышленность включает такие отрасли производства: 1. производство керамики, которое включает производство бытовых изделий, строительных материалов и изделия технического назначения. 2. производство стекла: бытовые изделия, строительные материалы, техническое стекло. 3. производство цемента и изделий на его основе: шлакопортландцемент, бетон, железобетон, шифер и др. По ходу урока учащиеся должны заполнить таблицу:
Таблица чертится на развернутый лист тетради. III этап. Керамическая отрасль силикатной промышленности. В роли экскурсоводов выступают учащиеся. Керамическая отрасль силикатной промышленности включает в себя производство бытовых, строительных материалов и изделий технического назначения. Для их производства основным сырьем является глина, (греч."керамон"-глина). Отсюда название всего производства - керамика. Изготовление керамических изделий основано на свойстве глины при ее смешивании с водой образовывать пластическую массу. Глина состоит из минерала каолинита Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O Виды керамики: это фарфор, фаянс, майолика, гончарные изделия. Первые керамические изделия были получены более 10 тыс. лет тому назад. Вначале изделия были грубыми, неглазурованными. Фарфор был изобретен более 2 тыс. лет назад в Китае. Для его получения использовались специальные беложгущиеся глины. Китайский фарфор был тонким, почти невесомым, стенки его были полупрозрачными. Изготовление такого фарфора передавалось только по наследству и хранилось в большом секрете. В Европу изделия из китайского фарфора попали много позднее, в XI веке. А до этого в Европе изготовляли изделия из Фаянса и майолики (своё название майолика получила от названия острова Майорка). Фаянс и майолика, в отличии от фарфоровых изделий не имеют просвечивающихся стенок, они более плотные, но менее кристалличны. В 1774 году в России под руководством Д. И. Виноградова в Санкт-Петербурге был построен фарфоровый завод, который выпускал фарфор, не уступающий лучшим видам "китайского, саксонского и венского" фарфора. В настоящее время лучшими фарфоровыми заводами являются ЛФЗ, Дулевекий, Дмитровский, Барановский; фаянсовые заводы: Конаковский, Краснодар с кий. Керамические изделия по составу различают: 1. Фарфор твердый: глина, каолин - 50℅, полевой шпат - 25℅, варцевый песок - 25℅ tº обжига - 1380-1460 С. мягкий: каолин - 25-40℅, полевой шпат – 3-40℅, кварцевый песок 3-40℅, tº обжига - 1200 С. Чем больше полевого шпата, тем выше просвечиваемость. 2. Фаянс: глина - 50-60℅, полевой шпат 9-10℅, кварцевый песок 25-40℅. tº обжига 1250-1280 С. Фаянс отличается от фарфора тем, что не просвечивает даже в тонких слоях. 3. Майолика: получают из естественных легкоплавких глин, tº обжига 1000 С. 4. Гончарные изделия: природные глины - 80℅, кварцевый песок 20℅. tº обжига - 900-950 С. Производство керамических изделий включает многоэтапный процесс: 1. Подготовка сырья; 2. Формирование изделия; 3. Сушка; 4. Предварительный обжиг; 5.Глазурование; 6. Политой обжиг; 7. Декорирование; 8. Сортировка; 9. Маркировка; 10. Упаковка изделий. Из всех этапов производства керамических изделий самым красивым м интересным с точки зрения художественно – эстетического восприятия является декорирование. Художественная ценность керамических изделий определяется гармоничным сочетанием материала, формы предмета и отделки. Декорируют керамические изделия при формовании (рельефами и углубленными узорами), а также нанесением керамических красок и декоративных глазурей. Для декорирования используются: живописные рисунки, усики, отводки, ленты, крытье, штамп, трафарет, печать, деколь, шелкография, фотокерамика. Декоративные глазури применяют для украшения фаянсовых и майоликовых изделии: цветные, потечные, кристаллические, матовые, краклё, кружевные, люстры, глазури восстановительного обжига. Строительные материалы на основе керамики. В эту группу изделий входят глиняные кирпичи и камни, черепица, глазурованные облицовочные плитки, плитки для полов и санитарно-технические изделия. Сырьем для изготовления керамических строительных материалов служат глинистые материалы (каолин и глины), в качестве добавок применяют кварц, шлаки. Глиняные кирпичи используются для возведения стен и перегородок. Они бывают обыкновенными и пустотелыми. Обыкновенный кирпич (масса до 1900г) используют для кладки фундаментов, а пустотелый (масса – 1450г) - нет, так как механическая прочность его меньше. Глиняный кирпич стоек и не разрушается почвенными растворами. Черепицу глиняную используют для устройства кровли, она бывает в зависимости от назначения: рядовая, пазовая, концевая для замыкания рядов. Кровля, с использованием черепицы имеет очень красивый вид и срок службы ее достаточно высок. Для внутренней и наружной облицовки стен используют облицовочные плитки: глазурованные и неглазурованные. Глазурованные плитки украшают различными рисунками и глазурями. Для наружной облицовки чаще всего используют одноцветные плитки. Для пола используют метлахскую плитку, используют также и глазурованную плитку. На основе керамики изготовляют и санитарно-техническое оборудование: мойки, умывальники (фарфор, фаянс) и другие санитарно-технические изделия. На основе керамики изготавливают лабораторную и химическую посуду: выпарительные чашки, ступки, пестики, тигли, лодочки, шпатели, кружки, треугольники и т. д. из фарфора. К этим изделиям относится электро- и радиофарфор. IV этап. Cтекольная отрасль силикатной промышленности. Человек познакомился со стеклом несколько тысяч лет тому назад. Вначале это была застывшая лава, вулканическое стекло. Затем люди научились варить стекло. Мировым центром стеклоделия до XIII века считалась Венеция. Здесь изготовлялись тонкие сосуды, получали молочное стекло, филигрань, т.е. украшения в виде тонких полос. В ХV веке в Англии началось широкое изготовление свинцового стекла (хрусталя). В это же время было получено ''богемское стекло"'. В России стекольное производство начало развиваться в IX-X веках. Основоположником научного стеклоделия в России по праву считается М.В. Ломоносов, который разработал специальную рецептуру цветных стекол, разгадал и изготовил стекло под названием "золотой 'рубин". В настоящее время знание структуры стекла позволяет создавать различные виды стекол с заданными свойствами. Под стеклом понимают вещества аморфно-кристаллитной структуры состава Na2O · CaO · 6SiO2 . По химическому составу стекла классифицируют: (по таблице): силикатные (известково-натриевые, известково-калиевые, хрустальные, цветные); боросиликатные (жаростойкие); кварцевые ; ситаллы. По назначению изделия из стекла делят на: бытовые, строительные материалы на основе стекла, технического назначения. 1. Силикатные "стекла включают такие разновидности как: известково-натриевые Na2O · CaO · 6SiO2 (для оконного стекла, стеклотары, частично посуды) известково-калиевые K2O · CaO · 6SiO2 (для производства бытовой и химической посуды) хрустальные стеклам PbO · CaO · 6SiO2 (свинцовые и бессвинцовые - бариевый хрусталь) цветные стекла имеют в своем составе различные оксиды металлов, которые окрашивают стекла в различные цвета и оттенки (по таблице). Например, СоО дает интенсивный синий цвет (кобальтовый), сапфир - синий малой" интенсивности СиО 1-2%; Рубин золотой - АиСl3 частицы 5-10мкм; Рубин медный - Аи Сl3 частицы 10-13 мкм; Топаз - золотисто-желтый с оттенками (оксид селена); Желтый - чистого желтого тона –(оксид церия); Зеленый - чистого зеленого тона, оксид урана, 4,5/. оксида меди; и т.д. 2. Кварцевые стекла получают из чистого песка. Это очень термостойкое стекло и из него изготовляют лабораторную посуду, а также медицинские лампы, которые пропускают ультрафиолетовые лучи. 3.Боросиликатные стекла. В их состав входят соединения бора (12,5℅). Из них изготовляют кухонную посуду (кастрюли, сковороды), которые выдерживают большую температуру. Это жаростойкие стекла. 4.Ситаллы. Ситаллы получают путем управляемой кристаллизацией. Стекло может быть прозрачным и непрозрачным. Из ситаллов изготовляют посуду, подносы для микроволновых печей. Производство стеклянных изделий довольно сложный процесс и включает в себя следующие этапы: 1.Подготовка сырья (измельчение, просеивание, перемешивание); 2. Барка стекломассы до 1500 С; 3. Формование стеклянных изделий; 4. Обработка; 5. Украшение стеклянных изделий; 6. Сортировка и упаковка. Химизм процесса заключается в следующем: сплавляют силикаты натрия и кальция с песком: SiO2 + Na2CO3 tº= Na2SiO3 + CO2 SiO2 + CaCO3 tº= CaSiO3 + CO2 Na2SiO3 + CaSiO3 + 4Si O2 tº= Na2O · CaO · 6SiO2 Так получают натриевые стекла. Калиевое стекло получают, используя вместо соды Na2CO3 поташ - K2CO3. Один из самых интересных и красивых этапов производства бытовых стеклянных товаров является декорирование. Украшения стекло могут быть нанесены в горячем состоянии (в процессе изготовления) и на готовые изделия (в холодном состоянии). В горячем состоянии: изделия с нацветом - многослойное стекло; "под мрамор"; под "малахит"; "кракле" под мороз; "налепы" и др. В колодном состоянии: применяют абразивные круги, химические способы и живопись. Матов а я лента; пескоструйная обработка; алмазная грань; гравировка; химическое травление; живописные рисунки; деколь; шелкотрафаретная печать; люстровые краски; фотопечать. Демонстрируются изделия с различными видами разделок. Посуда по способу изготовления бывает прессованной, выдувной и прессовыдувной. По назначению: столовая, чайная, кофейная и художественно- декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов, сувениры). Строительные материалы на основе стекла. К материалам из стекла относятся листовые стекла, облицовочные плитки, стеклопластики, блоки, вата и другие изделия. Эти изделия характеризуются прозрачностью, малой теплопроводностью, химической стойкостью и водостойкостью. Листовое стекло, которое используется в строительстве бывает оконным /силикатно-натриевое с зеленоватым оттенком/, закаленное, армированное /внутри находится тонкая металлическая проволока/, для балконов, лестничных ограждений, узорчатое, витринное и цветное стекло. Для внутренних перегородок в. помещениях используют стеклянные пустотелые блоки. Для библиотек применяют специальные светонаправленные блоки. Для внутренней отделки используют облицовочные плитки, стеклопластики. Стеклопластики получают из стекловолокна и искусственных смол, которые являются связующим веществом. Стеклопластики легче и прочнее обычных стеклоизделий. Выпускают их различных цветов и используют в качестве отделочного, кровельного, гидроизоляционного материала. Декоративный стеклопластик получают путем напрессовывания шпона из ценных пород древесины. Стекловата и пеностекло используются как изоляционный материал. V этап. Строительные материалы на основе цемента. Известно несколько видов цементов: портландцемент, шлакопортландцемент, сульфатно-шлаковый, белый цемент, специального назначения. Портландцемент получают из известняка и глины. Эти вещества перемешивают и обжигают в наклонных цилиндрических печах: AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O Al2O3 · 2SiO2 + 2H2O CaCO3 CaO + CO2 CaO + SiO2 CaSiO3 В результате образуются силикаты и алюминаты кальция. Применяют портландцемент для производства бетонных, конструкций и деталей, асбестоцементных и других изделий. Шлакопортландцемент - продукт совместного помола портландцемента и доменных шлаков, он более стоек к коррозии. Используют его так же, как и портландцемент. Белый цемент,- в его состав входят гипс, белый диатомит, используется как декоративный и отделочный материал. На основе цемента получают бетон - смесь щебня, песка, цемента. Если в бетон закладывают каркас из железных стержней, то получают железобетон. На основе цемента получают кровельные материалы - асбоцементные листы (получают при затвердевании смеси асбеста, цемента и воды). Наша область богата залежами мела, песка, глины. Это послужило необходимым условием для создания крупнейших в России цементных заводов - Белгородский и Старооскольский цементные заводы, которые выпускают лучшие марки портландцемента, быстротвердеющего портландцемента, сульфатостойкого, дорожного, пластифицированного, гидрофобного портландцемента. В Белгороде на основе собственного сырья работает и дает продукцию Комбинат строительных материалов, который выпускает силикатный кирпич, гипсовые и облицовочные плиты. Белгородский асбоцементный завод выпускает на основе цемента и асбеста кровельные материалы: асбоцементные листы различных размеров и профиля (шифер). На основе цемента работают домостроительный комбинат (выпускает панельные блоки), завод железобетонных изделии. В нашем городе находится Государственный технологический университет имени Шухова строительных материалов где на Факультете химической технологии строительных материалов готовят инженеров - химиков-технологов по специальностям: 250304 Химическая технология неметаллических и силикатных материалов. 270106 Производство строительных материалов. 280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. VI этап. Подведения итогов. Качественная оценка работы экскурсоводов и всего класса. VII этап. Информация о домашнем задании. §39, упр.6,7,8; задачи 1 и 2, стр. 101. Вопросы: 1) Новые тенденции в производстве изделий на основе керамики, стекла и минеральных вяжущих веществ. 2) Какие стройматериалы использовали древние зодчие? VIII этап рефлексии. - самой интересной информацией для меня было… - мое настроение… |
Урок на тему: «Практическое применение химических знаний» Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о практическом применении веществ, химических реакциях. Продолжать... | Урок обобщения и систематизации знаний Цели: систематизировать и... Организационный момент (сообщение темы урока, постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся) | ||
Урок обобщения и систематизации знаний Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации,... | Урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии | ||
«Урок: Путешествие в страну Химляндия» Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, об их составе и свойствах в свете тэд | Урок химии "Кислоты" (8-й класс) Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные... | ||
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению Систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для формирования знаний об альдегидах: строении, свойствах, применении | ||
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель проекта: сформировать знания о строении, свойствах, применении галогенов; нахождении их в природе и способах получения | ||
Урока: Урок обобщения и систематизации знаний Задача урока – закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор ms word» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить и систематизировать знания учеников о свойствах химических элементов шестой группы, о строении атома о применении... | ||
Урок семинар по теме: «Решение уравнений и систем уравнений». Цели... Обобщить и углубить знания учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной работе и зачету | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» | Урока : Урок обобщения и систематизации знаний Образовательная – Систематизировать и обобщать знания учащихся по данной теме. Отработать навыки построения точек на координатной... |