Скачать 102.1 Kb.
|
Электролиты. Реакции в растворах электролитов. Урок обобщения и систематизации знаний Цели:
Форма проведения: урок – путешествие. Методы и приемы: фронтальный опрос (прием «продолжи предложение»), индивидуальная самостоятельная работа, парная лабораторная работа, предварительные индивидуальные задания, игровые приемы, рефлексия (прием «незаконченное предложение»). Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, карбоната натрия, серная кислоты, хлорида бария, хлорид натрия; пробирки; листы заданий и учета знаний. Ход урока 1. Организация учащихся, определение задач урока. Мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов. Сегодня предстоит провести путешествие по данной теме и:
Девиз нашего урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (записан на доске). Подготовка к путешествию. Блиц – турнир (за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон):
8. При диссоциации щелочей образуются ионы … 9. При диссоциации солей образуются ионы …. 10. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются … Станция «Электролитная» 1. Информационная минутка (сообщение ученика «Биологическое значение электролитов»). Электролиты играют чрезвычайно важную роль в биохимических процессах, являются непременной составной частью жидкостей и плотных тканей организмов. В физиологических и биохимических процессах большую роль играют такие неорганические ионы, как Н+, Na+, К+, Са2+, Mg2+, ОН—, С1—, НСО3-, H2РО4-, SO42- Ионы Н+ и ОН— в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно-щелочное равновесие в жидких средах организма. Концентрация ионов Na+ и Cl— значительно превосходит таковую всех других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен в организме. 2. Самостоятельная работа № 1: Задание: уровень А. Составьте уравнения диссоциации веществ, формулы которых приведены: Na2SO4 KOH HNO3 HCl КNO3 Распределите образующиеся ионы на катионы и анионы. Задание: уровень Б Распределите вещества на две группы: электролиты и неэлектролиты: Н2SO4 NaOH Mg HNO3 CuCl2 C6H12O6 NaNO3 MgO. Составьте уравнение диссоциации, выбранных вами электролитов. Задание: уровень С Ученик 8 класса Петя Иванов провел анализ неизвестного раствора и обнаружил в нем следующие виды ионов: Ba2+ Na+ Mg2+ NO3- SO42+ Cl-. Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли находиться в этом растворе? Почему? 3. Игровая пауза: «Третий лишний» В каждой группе веществ укажите лишнее вещество, объясните свой выбор. 1. NaOH Cu(OH)2 Ba(OH)2 2. Na2S Na2O NaCl 3. Н2SO4 K2SO4 FeSO4 Станция «Реакционная» В чем особенность протекания реакций между растворами электролитов? (Если оба электролита растворимы, то реакции происходят не между веществами, а между ионами, содержащимися в растворах электролитов). Вспомним условия протекания реакций ионного обмена Реакции обмена идут до конца: Если выделится газ – это раз; И получится вода – это два; А еще нерастворимый Осаждается продукт … «Есть осадок», - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик «правила обмена» Не забудет никогда: В результате – непременно будет газ или вода, Выпадет осадок – вот тогда порядок! 1. Самостоятельная работа № 2. Задание: уровень А Вам предложены следующие уравнения реакций: 1. NaOH + HCl → NaCl + H2O 2. CaСl2 + 2KNO3 → Ca(NO3)2 +2KСl 3. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4 Какие из них идут до конца? Чтобы правильно выполнить задание вспомните условия протекания реакций ионного обмена до конца. Составьте ионные уравнения реакций. Задание: уровень Б В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций. Ночью злостные хулиганы пробрались в кабинет и специально , чтобы сорвать урок стерли часть записей. Вот что осталось. Ca(OH)2 + … → CaCO3 + 2NaOH … + … → Fe(0H)2 ↓+ K2SO4 H2SO4 + … → … + Н2О + СО2 Восстановите стертые части уравнений, напишите ионные уравнения реакций. Задание: уровень С «Накормите рыбку». Какие вещества будут «съедобны для рыбки». Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций KOH MgSO4 CuCl2 FeO CO2 2. Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена»). Процессы ионного обмена используют в аналитический химии, и в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые кол-ва определяемых веществ, определяют суммарное солесодержание растворов, удаляют мешающие анализу ионы, количественно разделяют компоненты сложных смесей. Ионный обмен применяют: для получения умягченной и обессоленной воды в тепловой и атомной энергетике, в электронной промышленности; в цветной металлургии, в производстве сахара, при переработке гидролизатов; в медицинской промышленности - при получении антибиотиков и других лекарственных средств, а также во многих отраслях промышленности - для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионообменные методы комплексного извлечения из океанской воды ценных микрокомпонентов. Станция «Экспериментальная» Прежде чем приступить к выполнению предложенных заданий вам предстоит сдать экзамен по технике безопасности. Каждый желающий может вытянуть билет. Прочитайте правило, указанное в нем и дайте свой комментарий (ученики по желанию вытягивают билет). Экзамен по ТБ. 1. В кабинете химии веди себя спокойно, веди себя достойно. Чтобы не было беды, Ты по партам не скачи и руками не маши. 2. Помни правило простое: вещества ведь не арбуз, ты не пробуй их на вкус. 3. Если раствор надо взять, то чуть-чуть, Чтобы в нем не утонуть. 4. С кислотами и щелочами работать можно, Но крайне осторожно! 5. Получив задание, работу выполняй, С соседом не болтай. А, закончив работу, все на место убери И порядок наведи. Карточки заданий: Задание № 1. Опытным путем установите, с какими из веществ будет взаимодействовать серная кислота: хлорид бария, хлорид натрия, карбонат натрия, гидроксид натрия. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения. Подсказка: реакцию между кислотой и щелочью проводите в присутствии индикатора лакмуса. Задание № 2. Во время практической работы Петя Иванов разлил на тетрадь с записями какой-то реактив. От записей осталось только вот это: Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2 Между какими веществами проводил реакцию Петя? Проведите реакцию по этой схеме, напишите молекулярное уравнении реакции. Подсказка: Ионы входят в состав веществ. Среди предложенных веществ найдите вещества, в состав которых входят катионы меди и гидроксид – анионы и проведите реакцию между ними, взяв каждого не более 1 мл. Дополнительный вопрос: Однозначное решение имеет эта задача или нет? Если решение не однозначно, предложите другие вещества кроме выбранных вами. Подведение итогов урока. Рефлексия: Продолжите предложение. Изучая тему «Реакции в растворах электролитов», Я узнал … Я научился … Своей работой на уроке я … Домашнее задание: повторить §35 – 42, готовиться к контрольной работе. Творческое задание (по желанию): написать рассказ, сказку по данной теме. Приложение 1. Анализ усвоенности материала по данной теме. Урок проведен в 8-х классах. Изучение химии ведется по программе О.С. Габриеляна. Количество учащихся 48, из них усвоили материал на Уровне А – 15 учеников (31%) Уровень Б – 24 ученика (50%) Уровень С – 9 учеников (19%) Приложение 2. Изучаемая тема вызвала интерес учащихся. Ученики охотно выполняли индивидуальные, творческие задания, подбирали дополнительный материал к урокам. Один вариант творческого домашнего задания, выполненного ученицей 8-б класса Рудуенко С. Сказка о Хлориде Натрия В белых кристаллах поваренной соли жили два неразлучных друга – Катион Натрия и Хлорид – Анион. Всегда они были рядом друг с другом, везде были вместе, связанные крепкой дружеской связью, которая называлась ионной. Однажды гадалка им предсказала, что рано или поздно они потеряют друг друга.
Друзья не поверили ей. Но однажды случилась беда. Друзья пошли гулять и попали под дождь. Они не сразу заметили, как намок их белый кристаллик и стал вначале рассыпаться, а потом и совсем стал невидим. Молекулы Воды окружили каждого друга, схватили, растащили их в стороны, несмотря на большое сопротивление друзей. Неведомая сила потащила Катион Натрия в одну сторону, а Хлорид – Анион в другую. Друзья потерялись, и беспорядочно, хаотично метались, пытаясь найти друг друга, и опять соединиться вместе. Но молекулы воды, окружавшие их, не позволяли им этого сделать. Вскоре дождь кончился, и на помощь друзьям пришло Солнце. Теплые лучи Солнца пригрели и осушили все лужи. Друзья ионы нашли друг друга, опять их влекло друг к другу с неумолимой силой и у них вновь появилась белая одежда. Для себя они решили, что должны держаться подальше от разлучницы Воды. |
Урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии | Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» | Урока: урок обобщения и систематизации знаний с изучением новых знаний по теме Открытый урок для 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка (основной умк: English – VI о. В. Афанасьевой и И. В.... | ||
Урок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки» | Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения» ... | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений» Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | ||
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | Урок обобщения и систематизации знаний и умений Рассказать и показать наименования срезов и контрольных линий полочки и рукава (по плакату) | ||
Урок обобщения и систематизации знаний План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы | Урок обобщения и систематизации знаний Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология | Урок практической направленности. Участники занятия ... | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний Оборудование: классная доска, школьные принадлежности, карточки с тестами, задания на доске, плакаты | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению Систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения |