Конспект урока по информатике в 9 классе.
Учитель: Коршунова Наталья Ивановна
Тема урока: «Кодирование информации».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Компьютеры, мультемедиа проектор, доска.
Цель урока: Систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации.
Задачи:
- Образовательная: Освоение новых приемов по кодированию информации, обобщить уже имеющиеся знания по теме.
- Развивающая: Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
- Воспитательная: Создание условий для воспитания бережного отношения к технике, привитие интереса к изучаемому предмету.
Ход урока:
Организационная часть.(3 минуты)
Приветствие
Проверка отсутствующих
Актуализация знаний по изучаемой теме(8 минут)
Учитель: Кодирование информации – основной фундамент для понимания работы аппаратной и программной систем компьютера. Потому в ГИА и ЕГЭ по данному разделу школьной программы обучения информатики и ИКТ предлагается много различных заданий. Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами. На практике же во время обработки информации происходит многократное кодирование. На этом уроке мы обобщим теоретические знания и рассмотрим еще один вид кодирования информации. Вашему вниманию я предлагаю табличку. Приведите в соответствие (запишите цифры в третий столбец) основные термины и их определения. (слайд 1)
Ученики: Записывают в тетрадь только третий столбец.
Учитель: Проверим ваши ответы. Поставьте оценку себе в соответствии с набранными баллами.
Учитель: Какие способы кодирования информации вы знаете еще?
Как перевести числа из одной системы счисления в другую?
Ученики отвечают а) правила перевода из десятичной системы счисления в другие системы; б) правила перевода из какой-либо системы счисления в десятичную.
Объяснение нового материала (14 минут)
Учитель: Наверняка вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с каким-то непонятным кодом. Они попадаются на сайтах, в рекламе, на билбордах и даже на визитках. Что это за код такой и как его распознать - давайте разберемся.(слайд 3)
Ученики приводят примеры, где им встречался qr код.
Учитель: Эти квадратики - так называемый QR-код (от англ. quick response - быстрый отклик): двумерный штрихкод, разработанный японской фирмой Denso-Wave. В этом штрихкоде кодируется разнообразная информация, состоящая из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы). Информация, вообще говоря, любая: адрес сайта, телефон, электронная визитка, координаты местоположения и так далее. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв. (слайд 4)
В чем смысл, спросите вы, кодировать информацию в каком-то квадратике? Не проще ли ее написать, а не кодировать? Нет, не проще! Как и в случае с товарными штрихкодами (bar-code), кодирование информации в определенных графических символах позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с помощью специальных сканеров. Вспомните, ведь кассиршам в магазинах теперь не приходится смотреть на ценник и вручную вбивать цену на кассе. Вместо этого они просто проносят товар штрихкодом, обращенным к сканеру, и данные считываются автоматически.
QR-код делается для похожих целей. Как правило, этот код считывается приложением, установленным на мобильный телефон, после чего мобильник действует в зависимости от вида информации, заложенной в QR-код. Если это адрес сайта - открывает сайт в браузере. Если это электронная визитка - добавляет нового абонента в контакт-лист. Если это обычный текст (например, информация о товаре) - просто выводит его на экран.(слайд 5)
Ученики записывают в тетрадь определение и функции qr кода.
Учитель: Мельчайший элемент QR-кода — модуль. Для соответствия разрешающей способности оптики типовых мобильных телефонов его размеры должны быть не менее 1 мм. Высокотехнологичные ручные сканеры с уменьшенной апертурой считывают и меньшие модули.
Общий размер изображения определяется совокупным размером
символов и «тихой зоны». Размер символа — ширина символа в
коде от одной чёрной кромки до другой. Минимальная ширина «тихой зоны» — 4 модуля.(слайд 6, 7)
Мобильные камеры совершенствуются, поэтому минимальные раз-
меры QR-кода уменьшаются. 90% нынешних телефонов считывает
коды размером 26×26 мм. Но для охвата более широкой аудитории
предпочтителен формат 32×32 мм (не считая «тихой зоны»). Новые
модели камер с улучшенными макрохарактеристиками справятся с
кодами размером менее 10 мм по ширине и высоте.
Ученики задают вопросы.
Учитель объясняет практическое задание по кодированию информации с помощью генератора qr кодов. Каждый ученик получает карточку с числами, которые нужно перевести из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы. Ученики выполняют второй этап шифрования. Двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа с помощью дополнительных ресурсов преобразовываются в QR коды. Полученными изображениями ученики обмениваются для выполнения операций дешифрования. (слайд 9,10)
Практическое закрепление изученной темы.(15 минут)
Ученики присаживаются за компьютеры и выполняют практическую работу.
Подведение итогов урока, постановка домашнего задания. (5 мин.) На уроке мы обобщили пройденный материал, и отработал кодирование информации двумя методами. Усвоение данного материала поможет ученикам добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ. Ответы на вопросы учеников. Выставление оценок. Домашнее задание (слайд 11) |