Скачать 83.39 Kb.
|
Учебник «Алгебра и начала анализа». Авторы Колмогоров А.Н. и другие. Учитель Иванкова Г.К. МОУ СОШ №1 г. Нариманова.
«Решение уравнений и систем уравнений». Цели семинара:
Дидактический материал:
Ход урока. 1.Урок начинается с объявления темы и плана семинара, которые написаны на плакате: «Решение уравнений и систем уравнений». План семинара:
2.Подготовка учащихся по вопросам плана с помощью учебников и карточек- информаторов, содержащих теоретический материал по данной теме. 3. Опрос учащихся, согласно плану семинара, решение примеров.
lg(x+3) = lg8x – lg(x – 3) (условие записано на карточке и выдается ученику или заранее записано на доске). (Предполагаемое решение на доске. Решение 1 способ lg(x+3) = lg8x – lg(x – 3) х = -1 и х = 9. При потенцировании область определения уравнения расширилась. Корни х = -1 и х = 9 подлежат проверке. Число х = -1 - посторонний корень, а число х = 9 - корень уравнения. Ответ: 9. Решение 2 способ lg(x+3) = lg8x – lg(x – 3) Ответ: 9). В это время с классом проводится фронтальная работа с помощью заданий, записанных заранее с помощью компьютера (дети решают самостоятельно, ответы проговариваются устно или записываются на доске). а) ; (Ответ: 19.) б) ; ( х -2, 8х2 +23х +13 = 0, D= 232 - 4∙8∙13 = 113, х = Ответ: ) в) х + х2 + 9 = 11; ( х2 +х - 2 = 0; D = 1 - 4∙(-2) = 9; х1 = -2; х2 = 1. Ответ: -2; 1.) После того как логарифмическое уравнение на доске решено, осуществляется его проверка с помощью класса (во время проверки обязательно задается вопрос о равносильности исходного уравнения и системы уравнения и неравенств) и начинается работа по следующему вопросу плана.
следующий ученик, решая иррациональное уравнение: (Предполагаемое решение на доске. Решение 1 способ: Решение 2 способ: О.Д.З. 3-х = 4 - 4 +(х – 10), Так как О.Д.З. – пустое множество, то 4 = 2х – 9, система не имеет решений. Желательно 16х – 160 = 4х2 – 36х +81, «подтолкнуть» ученика к этому способу. 4х2 – 52х +241 = 0, D1 = 676 – 964 = -288, так как D1< 0, то уравнение корней не имеет. Ответ: корней нет). С классом в это время устно решаются примеры записанные заранее с помощью компьютера в виде презентации: а) б) Затем проверяется и обсуждается решенное на доске иррациональное уравнение.
решения: Ответ: (2; -1).
плакату с планом семинара добавляется плакат со способами решения систем нелинейных уравнений: «1. Способ подстановки. 2. Способ разложения одного из уравнений на линейные множители. 3. Способ сведения системы к квадратному уравнению. 4. Способ замены переменных. 5. Графический способ». 8. С помощью компьютера демонстрируются системы уравнений, для которых нужно указать способ решения и довести решения до конца. Назвать способы решения систем уравнений: ▼а) Ответ: … (Предполагаемое окончание решения на доске: Дополнение к ответу: (-2; 1); (2; -1)). ▼б) z2 - 6z + 5 = 0; z1 =1; z2 = 5; Ответ: (1; 5); (5; 1). ▼в) довести решение до конца. (Предполагаемое окончание решения на доске: Ответ: (1; 64); (64; 1) ). К доске вызываются два ученика, которые заканчивают решения систем а) и в) (в то время, пока класс работает фронтально); их решения затем проверяют все ученики. 9. Следующее задание для класса. Составьте систему уравнений по рисунку и укажите ее решение, не выполняя аналитических преобразований с полученной системой уравнений. (Предполагаемое решение: Система имеет вид: Ее решение: (3; 0); (0; -3) ). 4. После завершения работы по основным пунктам плана урока и подведения итогов, учащиеся выполняют самостоятельную работу по образцам уже решенных на уроке примеров. __________________________________________________________________________________ Вариант 1 1. Решить систему уравнений способом сведения к квадратному уравнению. 2. Составьте систему уравнений и укажите ее решение, используя чертеж. Вариант 2
а) 3х + 1 = 5х – 3; б) 2. Решить систему уравнений способом разложения одного из уравнений на линейные уравнения. _______________________________________________________________________________ Вариант 3
_______________________________________________________________________________ Вариант 4
__________________________________________________________________________________ Вариант 5
Вариант 6 1.Решить систему уравнений способом подстановки. 2. Среди пар уравнений назовите равносильные а) (х - у)2 = 4 и х – у = -2; б) lg xу = 3 и ху = 1000. _______________________________________________________________________________ Вариант 7
а) = lg(5 – х) б) 2. Решить систему уравнений способом разложения одного из уравнений на линейные множители. 5. Подведение итогов семинара, выставление оценок. Домашнее задание: стр. 284: № 146 (а), 172(б), 181(б), 186(г). Карточка 1 Равносильность уравнений Определение. Два уравнения называются равносильными, если они имеют одно и то же множество корней. Теоремы равносильности уравнений. 1. Если функция (х) определена при всех допустимых значениях переменной, то (f1(х) = f2(х)) (f1(х) + (х) = f2(х) + (х)). 2. Если функция (х) определена при всех допустимых значениях переменной и ни при одном из них не обращается в нуль, то (f1(х) = f2(х)) (f1(х) ∙ (х) = f2(х) ∙ (х)). Процесс решения уравнения состоит в том, что над ним производят преобразования, приводящие к уравнению, решение которого известно. При этом если производимые преобразования:: а) приводят каждый раз к уравнению, равносильному предыдущему, то множества корней последнего и исходного уравнений совпадают; б) расширяют область определения уравнения, то возможно появление посторонних корней. Выполнять над уравнением преобразования, сужающие его область определения, нельзя, ибо при этом могут быть потеряны его корня. Пример. Решите уравнение: Решение. Ответ. 0. Карточка 2 Системы уравнений. Основные правила преобразования систем уравнений в равносильные системы уравнений Решением системы уравнений с двумя переменными называется упорядоченная пара чисел, являющаяся решением каждого из уравнений, входящих в систему. Решить систему уравнений — найти множество всех ее решений или доказать, что решений нет. Системы уравнений, имеющие одно и то же множество решений, называются равносильными. Основные правила преобразования систем уравнений в равносильные им системы. 1. Замена одного или нескольких уравнений системы равносильными уравнениями приводит к системе уравнений, равносильной первоначальной. 2. Если в одном из уравнений одну из переменных выразить через вторую и заменить ее в остальных уравнениях системы, то получается система, равносильная первоначальной. 3. Если любое уравнение системы заменить уравнением, полученным его сложением (вычитанием) с любым другим уравнением системы, то получается система, равносильная первоначальной. 4. При умножении обеих частей уравнения системы на выражение, отличное от нуля, получается система уравнений, равносильная первоначальной. Задание. Объясните. Почему система уравнений: равносильна каждой из следующих систем: а)? Объяснение: В системе а) второе уравнение получено сложением уравнений данной системы. В системе б) второе уравнение получено вычитанием уравнений данной системы (І – І І). В системе в) второе уравнение получено сложением первого и второго уравнений данной системы, умноженных соответственно на 3 и 5. Карточка 3 Решение систем нелинейных уравнений методом подстановки. Решение системы нелинейных уравнений с двумя переменными методом подстановки во многих случаях выполняют в следующем порядке: 1) из одного уравнения системы выражают одну переменную как функцию другой переменной; 2) исключают эту переменную из второго уравнения; 3) решают полученное уравнение относительно второй переменной; 4) по найденным значениям второй переменной из первого уравнения находят соответствующие им значения первой переменной; 5) в случае получения выводной системы делают проверку и записывают ответ. Решение нелинейных систем уравнений методом разложения одного из них на линейные множители Путем равносильных преобразований исходная система приводится к виду: Решение полученных систем далее можно производить способом подстановки. - - |
Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | Урок-семинар по теме «логарифмическая функция. Логарифмы и их свойства.... Озможна рекомендация учителя и готовит выступление, используя учебник, дополнительную литературу, консультацию учителя. Учитель следит... | ||
Урок по теме «Решение квадратных уравнений». 8 класс Цели урока Обобщить, систематизировать, проверить основные умения и навыки решения квадратных уравнений | Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени.... Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить полученные знания по теме «Упрощение числовых и буквенных выражений», закрепить навыки решения уравнений и текстовых задач... | Тема урока: «Решение систем уравнений второй степени» Обучающие: систематизировать знания по данной теме, выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени... | ||
Урок игра «Математический тир» по теме: «Решение логарифмических уравнений» Цель урока: обобщить знания по теме, сформировать умения решать логарифмические уравнения | Урока по теме: "Решение показательных уравнений" Формулировка цели классу: обобщить пройденный материал, вспомнить способы решения показательных уравнений, применить полученные знания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать материал по данной теме, провести пропедевтическую работу по теме «Решение уравнений» | Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений | ||
Уравнения и их системы Образовательные – повторить вопросы теории по теме, закрепить навыки решения уравнений и их систем, контроль знаний, умений и навыков... | Урока по теме: «уравнения. Решение задач с помощью уравнений» Зун учащихся по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений», навыков устных и письменных вычислений, упрощения алгебраических... | ||
Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | Урок математики в 4 классе по теме «Решение уравнений вида х×8 = 26 + 70» Познакомить с приемом решения уравнений на основе знаний связи между множителями и произведением | ||
Конспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 классе по теме... Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» | Урок обобщения и систематизации знаний Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации,... |