Скачать 76.11 Kb.
|
Конспект урока по теме «Алканы» учитель Ростовцева Л.А. Цель урока: познакомить учащихся с алканами (строение молекул алканов, ознакомление с изомерией предельных углеводородов, номенклатурой алканов, их физическими и химическими свойствами, основными способами получения) и выявить их важную роль в промышленности. Задачи урока:
Знания, умения, навыки: актуализируют понятия: «алканы», «общая формула алканов», «гомологи», «изомеры». Приобретут знания химических понятий: «углеродный скелет», «метан», «этан», характеризовать строение и химические свойства метана, этана, объяснять зависимость свойств метана и этана от их состава и строения, важнейшие применения метана и этана. Закрепят умения называть вещества по международной номенклатуре, определять принадлежность органических веществ к классу алканов, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, таблица. Ход и содержание урока. I. Организационный момент. (Сообщить цель и тему урока). II. Изученного нового материала. Тема урока: "Алканы". План изучения алканов.
Вопрос к классу «Что такое углеводороды?» «Это органические соединения состоящие из двух элементов – углерода и водорода». Алканы. (Предельные углеводороды. Парафины. Насыщенные углеводороды.) Алканы - углеводороды в молекулах которых все атомы углерода связаны одинарными связями (-) и имеют общую формулу: CnH2n+2. Задание. Выведите формулу алкана, если n=3, 5, 7. 2. Гомологический ряд. Вопрос к классу «Что такое гомологи?» -«Гомологи - это вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более групп СH2.» Простейшим представителем алканов является - метан СН4. Следующим за ним гомологом является – этан С2Н6. Мысленно прибавляя к этану группу СH2, скажите формулы следующих за ними гомологов. Итак у нас получился гомологический ряд алканов. Как видим суффикс «ан» является общим для всех алканов, а начиная с пятого гомолога название алкана образуется от греческого числительного, указывающего число атомов углерода в молекуле и суффикса «ан». Таблица «Гомологический ряд алканов». Если мысленно вычесть из формул предельных углеводородов по одному атому водорода, то получится формулы групп атомов с неспаренными электронам, которые называют радикалами. Задание. Назовите по систематической номенклатуре следующие углеводороды. 3. Изомерия алканов. Вопрос к классу «Что такое изомерия?» «Изомерия - это явление при котором вещества, имеют один и тот же химический состав, но разное строение и свойства .» Первые три члена гомологического ряда алканов – метан, этан, пропан – не имеют изомеров. Четвертый член – бутан C4H10 отличается тем, что имеет два изомера: нормальный бутан с неразветвленной углеродной цепью и изобутан с разветвленной цепью. CH3–CH2–CH2–CH3(бутан) CH3-CH–CH3 (2-метилпропан) I СН3 Вид изомерии, при которой вещества отличаются друг от друга порядком связи атомов в молекуле, называется структурной изомерией или изомерией углеродного скелета. Задание. Составьте полуструктурные формулы всех возможных изомеров пентана.
Вопрос к классу «Химические связи какого типа присутствуют в молекулах углеводородов?» «Химические связи, образующиеся в результате перекрывания орбиталей вдоль линии, соединяющей центры ядер двух атомов, называют сигма -связями» «Химические связи, образующиеся в результате перекрывания орбиталей в двух областях, т.е. вне линии, соединяющей центры ядер атомов, называют пи-связями». Атом углерода во всех органических веществах находится в "возбуждённом" состоянии, т. е. имеет на внешнем уровне четыре неспаренных электрона. В образовании химической связи участвуют 1 s и 3 р электронные орбитали. В результате их слияния происходит образование 4 гибридных облаков (sp3 – гибридизация). Гибридные облака располагаются в пространстве, образуя пространственную тетраэдрическую форму.
Таблица « Зависимость температур кипения и плавления алканов от молекулярной массы». Гомологи отличаются молекулярной массой и, следовательно, физическими характеристиками. С увеличением числа углеродных атомов в молекуле алкана (с ростом молекулярной массы) в гомологическом ряду наблюдается закономерное изменение физических свойств гомологов (переход количества в качество): повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность. Алканы от СН4 до С4Н10 – газы, от С5Н12 до С17Н36 – жидкости, далее – твердые вещества.
В промышленности алканы выделяют из природных источников (природный и попутный газы, нефть, каменный уголь). В лаборатории алканы получают сплавлением ацетата натрия с твердым гидроксидом натрия.
Более сложные алканов получают при взаимодействии галогенопpоизводных предельных углеводоров с металлическим натрием.
Химические свойства любого соединения определяются его строением, т.е. природой входящих в его состав атомов и характером связей между ними.
СН4 + 2О2 →СО2 + 2Н2О смесь метана с кислородом (1:2) при поджигании взрывается
СН4 → С+ 2Н2 при нагревании до 1500С из метана получают ацетилен 2СН4 → С2Н2+3Н2
1 стадия CH4 + Cl2 ® CH3Cl +HCl 2 стадия CH3Cl + Cl2 ® CH2Cl2 +HCl 3 стадия CH2Cl2 + Cl2 ® CHCl3 + HCL 4 стадия CHCl3 + Cl2 ® CCL4 + HCL
Метан и его производные имеют большое практическое применение: в качестве топлива, являются сырьем для производства органических веществ, растворителей, горючего для дизельных и турбореактивных двигателей. III. Закрепление. Тест по теме АЛКАНЫ 1. Состав алканов отражает общая формула . . . а) CnH2n б) CnH2n+2 в) CnH2n-2 г)СnH2n-6 Варианты ответов (выберите правильный): Ответ_1: формула а Ответ_2: формула б Ответ_3: формула в Ответ_4: формула г 2. Какие соединения относятся к гомологическому ряду метана: а) С2Н4 б) С3Н8 в) С4Н10 г) С5Н12 д) С7Н14 ? Ответ_1: соединения а, в, г Ответ_2: соединения б, г, д Ответ_3:соединения б, в, г Ответ_4: соединения г, д 3. Какое из соединений, получится при нагревании метана без доступа воздуха при температуре 1500О Ответ_1: этилен Ответ_2: ацетилен Ответ_3: углекислый газ Ответ_4: сажа 4. С какими реагентами могут взаимодействовать алканы: а) Br2 (р-р); б) Br2, t°; в) H2SO4 (25 °С); г) HNO3 (разб), t°; д) KMnO4 (25 °С); е) NaOH ? Ответ_1: а, б, г, д Ответ_2: б, в, е Ответ_3: а, д Ответ_4: б, г 5. К какому типу относится реакция взаимодействия хлора с метаном (на свету) Ответ_1: окисления Ответ_2: изомеризации Ответ_3: замещения Ответ_4: соединения 6. Какой галогеналкан нужен для получения 2,5-диметилгексана по реакции Вюрца без побочных продуктов? Ответ_1: 2-бром-2-метилпропан Ответ_2: 2-бромпропан + 1-бром-3-метилбутан Ответ_3: 1-бром-2-метилпропан Ответ_4: бромэтан + 1-бромбутан IV. Домашнее задание: Учебник «Химия-10» Рудзитис, Фельдман. Стр.21-27, упр. 9,11 (стр.27) Литература. |
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Конспект урока «Алканы» ... | ||
Конспект урока алканы: состав, строение, изомерия, номенклатура.... ... | Урок повторения по теме «Алканы» Цель: проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме, увидеть великого химика как ученого, как человека | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | ||
Конспект урока Предмет Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп... | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой... | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель... ... | Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... |