МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет» Факультет аграрных технологий Кафедра химии, физики и физико-химических методов исследования
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
Л.И. Задорожная
«___»__________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Б.2.5.1.Общая и неорганическая химия по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность по профилю подготовки Безопасность жизнедеятельности в техносфере,______________
Охрана природной среды и ресурсосбережение квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280700.62 Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук, доцент
|
|
| Стальная М.И.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры химии, физики и физико-химических методов исследования
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20____г.
|
|
|
Попова А.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_______________20____г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области общей и неорганическойхимии; формирование фундаментальных знаний по общей и неорганическойхимии, умений и навыков экспериментальной работы.
Основные задачи раскрываются на основе изложения требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты:
сформировать теоретический фундамент современной химии как единой, логически связанной системы;
расширить и закрепить базовые понятия химии, необходимые для дальнейшего изучения различных областей естествознания;
сформировать умения и навыки экспериментальной работы, самостоятельной работы с научно-технической литературой;
развить способности к творчеству, в том числе к научно-исследовательской работе, и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний. 2. Место дисциплины в структуре ООП по направлению подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность.
Курс общей и неорганической химии является базовым курсом для изучения всех химических дисциплин и различного вида экспертиз.
Эта дисциплина является естественнонаучным компонентом в блоке общепрофессиональных дисциплин учебного плана.
Дисциплина вооружает понятийным и категорийным аппаратом по этой отрасли знаний и соответствующей терминологией, применяемой в отрасли. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент должен иметь представление:
- о современном состоянии и путях развития неорганической химии, о ее роли в получении неорганических веществ с заданными свойствами, создании современных технологий, о процессах, происходящих в природе и повседневной жизни;
- о составе, строении и свойствах веществ;
- о классификации веществ;
- об основных закономерностях изменения веществ.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: цели, задачи неорганической химии, пути и способы их решения; роль и значение методов общей и неорганической химии в техносферной безопасности, в практической деятельности по охране окружающей среды, исследователя в техносферной безопасности; понимать сущностьи социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальнойи экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; основные разделы общей и неорганической химии; основные понятияиметоды дисциплины; основные этапы развития общей и неорганическойхимии, её современное состояние; периодический законихарактеристику элементов периодической системы Д. И. Менделеева; основы теории протекания химических процессов; основные правила охраны труда и техники безопасности при работе в химической лаборатории (ОК-2, ОК-10, ОК-11, ПК-14, ПК-16);
уметь: доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществнеорганическойприроды; пользоваться основныминеорганическимиреактивами, растворителямии химической посудой; описывать демонстрационныеисамостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) языкиязык химии; описывать и различать изученные классынеорганическихсоединений, простыеисложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объектыиявления;наблюдать демонстрируемыеисамостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природеив быту; делать выводыиумозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; составлять формулы комплексных соединенийидавать им названия; рассчитывать основные энергетические характеристики химических процессов; готовить растворы с заданной концентрацией растворенных веществ; прогнозировать возможность образования осадков при смешивании растворов с известной концентрацией растворенных веществ; самостоятельно работать с учебнойисправочной литературой по общей и неорганическойхимии; оказывать первую помощь при отравлениях, ожогахи других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием условиях (ОК-11, ОК-12, ПК-15, ПК-19, ПК-20);
владетьосновными приемамии техникой выполнения экспериментов по общей и неорганической химии; навыками для проведения различных исследований, применять полученные знания на практике при анализе химических явлений и решении расчетных и экспериментальных задач (ОК-8, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-21).
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы (144 часа).
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы (144 часа)
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 68/1,88
| 68/1,88
| -
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 34/0,94
| 34/0,94
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34/0,94
| 34/0,94
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 76/2,1
| 76/2,1
| -
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Контрольные работы
| 16,4/0,4
| 16,4/0,4
|
| Реферат
| 9,6/0,3
| 9,6/0,3
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
14/0,4
|
14/0,4
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
| -
| 4.2. Объём дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы (144 часа)
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 14/0,39
| 14/0,39
| -
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 8/0,22
| 8/0,22
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 6/0,17
| 6/0,17
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 130/3,6
| 130/3,6
| -
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Контрольные работы
| 40/1,11
| 40/1,11
|
| Реферат
| 10/0,28
| 10/0,28
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
44/1,22
|
44/1,22
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
| -
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| I-й семестр
| 1.
| Основные классы неорганических соединений.
| 1-2
| 2
|
| 4
| 4
| Модуль № 1.
Лабораторная работа, ее защита.
| 2.
| Строение атома и периодический закон.
Основные понятия о химической связи.
| 3-4
| 4
|
| 4
| 4
| Модуль № 2.
Тестирование.
Блиц-опрос
Изображение электронных и структурных формул молекул.
| 3.
| Энергетика и кинетика химических процессов.
Химическое равновесие.
| 5-6
| 4
|
| 2
| 4
| Блиц-опрос.
Решение расчетных задач.
Модуль № 3.
| 4.
| Растворы и их характеристика.
Теория электролити-ческой диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
| 7-8
| 4
|
| 4
| 6
| Тестирование.
Модуль № 4.
Лабораторная работа, ее защита.
| 5.
| Равновесие в растворах гидролизующихся солей и в буферных растворах.
| 9-10
| 4
|
| 4
| 4
| Блиц-опрос
Модуль № 5.
Лабораторная работа, ее защита.
| 6.
| Комплексные соединения.
| 11-12
| 4
|
| 4
| 4
| Блиц-опрос
Модуль № 6.
Лабораторная работа, ее защита.
| 7.
| Окислительно-восстановительные процессы и их характеристика.
| 13-14
|
4
|
|
4
|
6
| Составление схем ОВР.
Лабораторная работа, ее защита.
Модуль № 7
| 8.
| Электролиз растворов и расплавов. Уравнение Нернста. Коррозия металлов.
| 15-16
|
4
|
|
4
|
4
| Блиц-опрос.
Составление схем различных видов электролиза.
Обсуждение рефератов.
| 9.
| Общие свойства металлов и неметаллов.
| 17-18
| 4
|
| 4
| 4
| Тестирование.
Лабораторная работа, ее защита.
| 10.
| Итоговая аттестация
|
|
|
|
| 36
| Экзамен в устной форме.
|
| ИТОГО:
|
| 34
|
| 34
| 76
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| I-й семестр
| 1.
| Основные классы неорганических соединений.
| 1-2
| -
|
| 1
| 10
| 2.
| Строение атома и периодический закон.
Основные понятия о химической связи.
| 3-4
| 2
|
| -
| 10
| 3.
| Энергетика и кинетика химических процессов.
Химическое равновесие.
| 5-6
| 1
|
| 1
| 10
| 4.
| Растворы и их характеристика.
Теория электролити-ческой диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
| 7-8
| 2
|
| 2
| 10
| 5.
| Равновесие в растворах гидролизующихся солей и в буферных растворах.
| 9-10
| -
|
| -
| 10
| 6.
| Комплексные соединения.
| 11-12
| 2
|
| 2
| 12
| 7.
| Окислительно-восстановительные процессы и их характеристика.
| 13-14
|
1
|
|
-
| 12
| 8.
| Электролиз растворов и расплавов. Уравнение Нернста. Коррозия металлов.
| 15-16
|
-
|
| -
| 10
| 9.
| Общие свойства металлов и неметаллов.
| 17-18
| -
|
| -
| 10
| 10.
| Итоговая аттестация - экзамен
|
|
|
|
| 36
|
| ИТОГО:
|
| 8
|
| 6
| 130
|
|