Скачать 115.1 Kb.
|
Рассмотрено на заседании РМО Согласовано Утверждено Рук-ль РМО______/Айзатвафина З.Г./ Завуч _______/Ёлхина Л.С./ Директор________/Гаврилин А.Н/ Дата _____________________ Дата _________________ Дата ______________________ Министерство образования и науки и РТ ОО Верхнеуслонского муниципального района МБОУ «Коргузинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа кружка по химии для учащихся 11 класса на 2013 - 2014 учебный год. Всего 35 часов (1 час в неделю) Учитель: Гужова Софья Африкантовна. Пояснительная записка. Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 11 классов (по 1 часа в неделю или 35 час). Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся является постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовленности. При выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение, формирование первичных исследовательских навыков и развитие коммуникативных способностей. Целью курса: является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Задачи кружка: -углубить и расширить знания в области химии; -развить познавательный интерес к химии, приобщить учащихся к самостоятельному поиску; -способствовать решению задач экологического воспитания; -раскрыть перед учащимися вклад химии в научную картину мира, связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека; -развить навыки выполнения химического эксперимента. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента, а также выступление на школьной научной конференции. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту. Тематика занятий 1. Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности. 2. Знакомство с лабораторным оборудованием 3. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др. 4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории 5. Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание. 6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. 7. Выпаривание и кристаллизация. 8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. 9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. 10. Кристаллогидраты. 11. Химия и медицина. 12. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». 13. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе». 14. Химия и человек. 15. Химия в быту. 16. Защита докладов и презентаций 17. Проведение дидактических игр: · Кто внимательнее? · Кто быстрее и лучше? · Узнай вещество. · Узнай явление. 18. Подготовка выступлений на школьной конференции исследовательских работ. 19. Экскурсия в химическую лабораторию в КХТИ (КНИТУ) Основные цели кружка: Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию Основные формы: лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера. Тематическое и поурочное планирование
Программа 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем 2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13] 3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13] Практическая работа. «Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде» 4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14] Практическая работа. «Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения».[14]. Экскурсия в химическую лабораторию КГТА 5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание [13]. Практическая работа. «Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала» 6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей Практическая работа. «Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Перегонка воды. [11] 7. Выпаривание и кристаллизация. Практическая работа. «Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли» [11] 8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Демонстрация фильма. Практическая работа. «Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами» Практическая работа. «Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка» Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты. 9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Практическая работа. «Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.»[11] 10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Практическая работа. «Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы)».[3] Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12] 11. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас.». Показ демонстрационных опытов:“Вулкан” на столе, [5], “Зелёный огонь”, [5], “Вода-катализатор”, [5], «Звездный дождь» [4], Разноцветное пламя [4], Вода зажигает бумагу [4] 12. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе». Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Демонстрация опытов: «Химические водоросли» [5], «Тёмно-серая змея» [5], «Оригинальное яйцо» [6] Минеральный «хамелеон» [4] 13. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. «Ваше питание и здоровье» [9], «Химические реакции внутри нас» [3] 14. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на тему химия и медицина.[1]. Экскурсия в аптеку. 15. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. «Выведение пятен ржавчины, чернил, жира».[2] Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств. 16. Проведение конкурсов и дидактических игр: кто внимательнее [1] кто быстрее и лучше узнай вещество узнай явление [1] 17.Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка в форме защиты докладов и презентаций, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т. д. 18. Общий смотр знаний. Подготовка выступлений на школьной конференции исследовательских работ. Экскурсия в химическую лабораторию в КХТИ (КНИТУ) Ожидаемые результаты На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Литература Внеклассная работа по химии/ Сост. М. Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976. Войтович В. А. Химия в быту. – М.: Знание 1980. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия, 1978. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э. Г. Золотников, Л. В. Махова, Т. А. Веселова - М.: Просвещение 1992. В. Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995. Г. И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. А. Х. Гусаков А. А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978. И. Н. Чертиков П. Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. Воскресенский П. И., Неймарк А. М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977. Грабецкий А. А., Назаров Т. С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983. |
Программа кружка по экспериментальной органической химии для 10 класса... Костромская область. Галичский район. Муниципальное общеобразовательное учреждение | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | ||
Рабочая программа по химии 8 класс Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... | ||
Программа кружка по химии «занимательная химия» Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | Программа кружка по страноведению на английском языке для 8 класса... Программа кружка по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 64 часа (2часа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии... | ||
Рабочая программа по химии для 8 класса. Учитель химии Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Рабочая программа по химии 8 класс 2013 2014 уч г Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии, Примерной... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия» Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С... | Рабочая программа по химии для 10 класса на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии, Программы курса химии для 10 классов... | ||
Программа кружка «Думай! Смекай! Решай!» Программа «Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут... | Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | ||
Рабочая программа по химии для 10 класса на 2013/2014 учебный год... ... | Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень сергеевой оксаны сергеевны Данная рабочая программа по химии предназначена для учащихся 8 класса, (базовый уровень) муниципального бюджетного образовательного... |