МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
_________________ Е.Г. Елина
"____" ______________ 2012 г. Рабочая программа дисциплины
Биохимия
Специальность
020501 - Биоинженерия и биоинформатика
Квалификация выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Саратов
2012 1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: сформировать представление об основных закономерностях химического строения и функционирования живой материи на молекулярном и клеточном уровне; познакомить с методами биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии; познакомить с характером взаимосвязи между химической структурой компонентов клетки и их биологической функцией; дать представление о механизмах химических превращений биомолекул и их регуляции в клетке, о взаимодействии между клетками и окружающей средой с целью обмена веществом и энергией. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета:
Цикл С.2, базовая часть, дисциплина изучается в 4 семестре.
Для успешного освоения курса необходимы знания по неорганической, аналитической, органической и биоорганической химии. Биохимия опирается на основные закономерности, преподаваемые в составе блока естественнонаучных дисциплин: математику и информатику, физику, химию.
В процессе изучения биохимии затрагиваются вопросы, смежные с курсами генетики, микробиологии, физиологии. Биохимия раскрывает химические принципы функционирования живых систем и имеет ярко выраженную практическую направленность, являясь основой для получения новых ценных соединений для медицины, биотехнологии, сельского хозяйства.
Знание биохимии необходимы как предшествующие для освоения курсов молекулярной биологии, генетике, микробиологии, иммунологии, анатомии и физиологии человека и животных, структурной аннотации биополимеров, функциональной аннотации биополимеров. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-23.
- способностью к приобретению новых знаний, используя современные информационные образовательные технологии, и готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности (ПК-11);
- способностью проводить экспериментальные работы с клетками и культурами клеток и владением методами исследования и анализа живых систем, а также математическими методами обработки результатов биологических исследований (ПК-16);
- химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности (ПК-18);
- способностью получать и грамотно использовать информацию, накопленную в базах данных по структуре геномов, белков и другой биологической информации (ПК-19);
- способностью проводить наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, выделять и исследовать субмикроскопические структуры, использовать методические приемы для целенаправленного изменения природных генов и геномов (ПК-20);
- способностью владеть приемами экспериментальной работы с клетками и культурами клеток, физико-химическими методами исследования макромолекул, методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований, опытом лабораторных работ, основами биоинженерии, необходимыми для создания биоинженерных объектов (ПК-21);
- способностью использовать основные физико-химические и информационные методы исследования, применяемые в области физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики (ПК-23);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- принципы структурно-функциональной организации важнейших компонентов живой материи, биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов);
- основные метаболические процессы, протекающие в живых организмах, их взаимосвязь и механизмы регуляции;
- иметь представление о закономерностях энергетического обмена живых организмов (пути и формы аккумуляции и расходования энергии живыми клетками); теоретические основы, достижения и проблемы современной биохимии и молекулярной биологии.
Уметь:
- идентифицировать состав и соотношение биомакромолекул и других компонентов в биологических материалах;
- критически анализировать полученные данные.
Владеть:
- экспериментальными приемами исследования компонентов живой материи в модельных системах и на биологическом материале;
- широким спектром аналитических методов и подходов биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии, иммунохимии;
- подготовкой для работы в области медицинской и ветеринарной биохимии, иммунологии, биотехнологии. 4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа.
4.1 Структура дисциплины
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Семинары
| Практи-ческие
| Самостоя-тельная
работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Раздел 1. Белки, строение, свойства, функции
| 1.1
| Общая характеристика белков.
| 4
| 1
2
| 4
| 4
|
2
| 10
| опрос
| 1.2
| Структура белков. Физико-химические свойства
| 4
| 2
3
| 4
| 2
2
|
| 10
| опрос
| 1.3
| Сложные белки. Нуклеиновые кислоты
| 4
| 3
4
| 4
| 2
2
|
2
| 10
| тест
| 2
| Раздел 2. Ферменты как биокатализаторы.
| 2.1
| Общие свойства ферментов Коферменты, витамины
| 4
| 4
5
| 4
2
|
4
|
| 10
| опрос
| 2.2
| Методы определения активности.
| 4
| 5
6
7
| 2
2
|
4
|
4
| 10
| тест
| 3
| Раздел 3. Современное представление о биологическом окислении.
| 3.1
| Тканевое дыхание, биологическое окисление
| 4
| 6
8
| 2
|
|
2
| 10
| Самостоятельная работа
| 4
| Раздел 4. Строение и функции углеводов.
| 4.1
| Строение и функции углеводов.
| 4
| 7
8
9
| 4
|
2
|
4
| 10
| Контрольная работа
| 4.2
| Синтез и распад гликогена
| 4
| 8
| 2
|
|
| 5
| опрос
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 4.3
| Катаболизм углеводов
| 4
| 8-9
10
11
| 4
|
4
|
2
| 5
| опрос
| 5
| Раздел 5. Липиды: строение, функции, метаболизм
| 5.1
| Строение и катаболизм липидов
| 4
| 10
11
| 2
2
|
|
2
| 5
| Контрольная работа
| 5.2
| Анаболизм липидов
| 4
| 12
| 2
| 2
| 2
| 5
| опрос
| 6
| Раздел 6. Метаболизм белков
| 6.1
| Катаболизм белков и аминокислот
| 4
| 13
14
| 2
|
4
| 4
| 4
|
| 6.2
| Биосинтез белка. Основные генетические механизмы.
| 4
| 14
15
| 2
2
|
|
4
| 4
| тест
| 7
| Метаболизм как единая интегральная система.
| 4
| 16
| 2
|
| 4
| 4
| итоговое тестирование
|
| Промежуточная аттестация
| 4
|
|
|
|
| 36
| Экзамен
|
| Итого
|
|
| 48
| 32
| 32
| 140
| 252 ч.
|
4.2. Содержание дисциплины.
|