Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013





Скачать 120.99 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013
Дата публикации02.07.2015
Размер120.99 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра химии


ПОЛУЧЕНИЕ И КОАГУЛЯЦИЯ


КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРОВ


Методические указания

к выполнению лабораторной работы

для студентов 1 курса всех специальностей

по направлению «Строительство»

Новосибирск 2013

Методические указания составлены:
к.х.н. Т. М. Крутской

к.х.н., доц. В. А. Шестаковым

Утверждены методической комиссией

Инженерно-экологического факультета (ИЭФ)

«______»______ 2013 г.
Рецензент: Н. А. Старцева, к.х.н., доц.

Новосибирский государственный

архитектурно-строительный

университет (Сибстрин), 2013 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Дисперсные системы: определение, классификация
Дисперсная система – гетерогенная многофазная система, одна из фаз которой представляет собой непрерывную дисперсионную среду, а другие фазы равномерно распределены в ней в виде мелких частиц.

Основными признаками дисперсной системы являются гетерогенность и дисперсность (мера раздробленности материала).

Существует много способов классификации дисперсных систем, опирающихся на какой-либо конкретный признак дисперсной системы; основные из них:

  1. По размерам частиц дисперсные системы делят на:

    1. грубодисперсные системы с размером частиц дисперсной фазы 10­–5 ­– 10­–7 м – суспензии, эмульсии, пасты, порошки.

    2. высокодисперсные системы с размером частиц дисперсной фазы 10­–7 ­– 10­–9 м – коллоидные системы, называемые в общем случае золями: аэрозоли, лиозоли, солиозоли.

  2. По агрегатному состоянию образующих дисперсную систему фаз. В основе классификации лежит анализ сочетаний различных агрегатных состояний дисперсной фазы и дисперсионной среды.

  3. По степени взаимодействия между частицами дисперсной фазы различают:

    1. свободнодисперсные системы, в которых частицы дисперсной фазы не связаны между собой и могут независимо (свободно) перемещаться под влиянием теплового движения и силы тяжести.

    2. связнодисперсные системы, в которых частицы дисперсной фазы связаны межмолекулярными силами и образуют в дисперсионной среде пространственные сетки или структуры.

  4. По характеру взаимодействия частиц дисперсной фазы и дисперсионной среды коллоидные растворы делят на:

    1. Лиофильные (гидрофильные) – характеризуются сильным взаимодействием молекул дисперсионной среды и частиц дисперсной фазы, в результате вокруг частиц образуются устойчивые сольватные (гидратные) оболочки: растворы ВМС, мыла, а также некоторые породы глин.

    2. Лиофобные (гидрофобные) – характеризуются слабым взаимодействием молекул дисперсионной среды и частиц дисперсной фазы. Дисперсная фаза в лиофобных коллоидах – неорганические вещества, дисперсионная среда – вода. Они имеют наибольший интерес для строителей.


2. Методы получения коллоидных растворов
Коллоидные растворы по размеру частиц дисперсной фазы занимают промежуточное положение между грубодисперсными система и молекулярными (истинные растворы), поэтому коллоидные растворы могут быть получены либо диспергированием (измельчением) грубодисперсных систем, либо конденсацией (укрупнением частиц) молекулярных структур.

Диспергационные методы:

  1. Размол: сухой – твердое вещество измельчают, затем добавляют жидкость; мокрый – жидкость смешивают с порошком, а затем измельчают до получения однородных смесей. Размол осуществляют в мельницах. Этим способом получают как лиофильные, так и лиофобные коллоиды.

  2. Набухание. Частицы дисперсионной среды растворителя проникают в твердую дисперсную фазу, раздвигают частицы этой фазы, диффундируют внутрь фазы и, таким образом, измельчают ее. Этим способом получают в основном лиофильные коллоидные растворы.

  3. Диспергирование ультразвуком. Измельчаемый материал помещают в жидкую дисперсионную среду и подвергают действию ультразвука. Этим способом получают лиофобные коллоиды.

  4. Диспергирование с помощью электрического тока используют для получения золей металлов. В раствор или воду помещают электроды из диспергируемого металла и на них подается высокое напряжение: создается вольтова дуга. Металл в дуге распыляется, его пары конденсируются в жидкости.

Конденсационные методы.

Различают физическую и химическую конденсацию.

Методы физической конденсации:

  1. Замена растворителя. Вещество из растворителя, в котором оно хорошо растворяется, переводится в растворитель (его много), в котором оно не растворяется. Тогда в последнем частицы вещества агрегируются (объединяются), и создается коллоидный раствор.

  2. Конденсация из паров – например, образование туманов.

Методы химической конденсации:

  1. Реакции ионного обмена.

Пример: NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3

  1. Окислительно-восстановительные реакции

Пример: 2H2S + O2 = 2S↓ + 2H2O

  1. Реакции гидролиза.

Пример: Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2S

С помощью химических реакций обмена, гидролиза, окисления-восстановления, протекающих в растворах, получают нерастворимые соединения, которые выпадают в осадок, если реагенты взяты в стехиометрических соотношениях. Для получения коллоидных растворов с целью предотвращения выпадения в осадок труднорастворимого соединения при проведении реакций должны соблюдаться следующие условия:

  • низкие концентрации смешиваемых растворов;

  • медленное смешивание растворов;

  • избыток одного из растворов.

3. Строение частиц дисперсной фазы (мицелл)
Состав частиц дисперсной фазы (мицелл) принято представлять в виде формул. В этих формулах отражается химический состав отдельных частей мицеллы, который определяется веществом, находящимся в растворе в избытке.

Рассмотрим процесс образования и строения этих частиц на примере получения гидрозоля сульфида меди методом химической конденсации. Для этого в избыток раствора CuCl2 медленно прильем раствор Na2S:

CuCl2 + Na2S = CuS↓ + 2NaCl

(изб.)

Мицелла в этом случае имеет следующий состав:


коллоидная частица – гранула

{[m(CuS)] ∙ nCu2+ ∙ xCl}+(2nx) ∙ (2n – x)Cl

агрегат ПОИ

адсорб. слой адсорб. слой диффузн. слой

ядро противоионы

мицелла
Агрегат – основа коллоидной частицы – микрокристаллы труднорастворимого соединения (в данном случае – CuS), включающие в себя m молекул: [m(CuS)].

ПОИ – потенциалопределяющие ионы, входят в состав агрегата и в растворе находятся в избытке. ПОИ (nCu2+) адсорбируются на поверхности агрегата и придают частице определенный заряд (в данном случае +2n).

ПОИ называют стабилизатором мицеллы, т. к. он придает заряд коллоидной частице и препятствует слипанию частиц с одинаковыми зарядами.

агрегат + ПОИ = ядро

Противоионы – их знак противоположен заряду ядра. Противоионы электростатически притягиваются к ядру. В растворе они находятся в избытке (Cl). Часть противоионов (xCl) – адсорбционный слой, прочно связывается с ядром и образует с ним гранулу:

ядро + противоионы (адсорб. слой) = гранула

Состав гранулы:

{[m(CuS)] ∙ nCu2+ ∙ xCl}+(2nx)

Знак заряда гранулы соответствует знаку потенциалопределяющих ионов, величина заряда равна сумме зарядов ПОИ и адсорбированных противоионов:

+(2n – x). Этот знак ставят перед или за скобками.

Другая часть противоионов – противоионы диффузного слоя, компенсируют заряд гранулы. Противоионы диффузного слоя находятся в растворе и удерживаются около гранулы силами электростатического притяжения.

Противоионы диффузного слоя вместе с гранулой образуют мицеллу:

{[m(CuS)] ∙ nCu2+ ∙ xCl}+(2nx) ∙ (2n – x)Cl

Если бы к избытку Na2S медленно приливали раствор CuCl2:

CuCl2 + Na2S = CuS + 2NaCl,

(изб.)

то состав мицеллы при таком же составе агрегата имел бы строение:

{[m(CuS)] ∙ nS2– ∙ xNa+}–(2nx) ∙ (2n – x)Na+
4. Устойчивость лиофобных коллоидных систем
Различают кинетическую (седиментационную) и термодинамическую (агрегативную) устойчивость. Кинетической называют устойчивость дисперсной фазы по отношению к силе тяжести. Кинетическая устойчивость обусловлена броуновским движением твердых частиц и проявляется в том, что концентрация коллоидных растворов одинакова по всему объему системы и не изменяется во времени. Агрегативная устойчивость – способность дисперсной фазы сохранять свою степень дисперсности во времени. Это проявляется в том, что частицы дисперсной фазы в коллоидном растворе не укрупняются, не слипаются. Агрегативная устойчивость обусловлена электростатическими свойствами коллоидных растворов, а именно, наличием одинаковых зарядов коллоидных частиц (гранул), что препятствует слипанию их в более крупные агрегаты.
5. Коагуляция коллоидных растворов
Коагуляция – процесс слипания частиц в коллоидных системах с образованием более крупных агрегатов. Она наступает при нарушении агрегативной устойчивости дисперсной системы и приводит, в конечном итоге, к потере кинетической устойчивости в результате образования отдельных хлопьев и их осаждения в виде осадка.

Факторы, способные вызвать коагуляцию:

  • действие добавок посторонних веществ: электролитов и неэлектролитов, золей другого состава (взаимная коагуляция);

  • повышение концентрации золя;

  • замена дисперсионной среды;

  • изменение температуры;

  • время;

  • механическое воздействие;

  • центрифугирование;

  • физико-химическое воздействие: электрическое поле, лучистая энергия, высокочастотные колебания и т. д.

Для коагуляции золей растворами электролитов, которая имеет большое практическое значение, установлен ряд эмпирических закономерностей.

  1. Для начала коагуляции золя необходима некоторая минимальная концентрация электролита, называемая порогом коагуляции:



– концентрация вводимого электролита,

моль-эк/л;

– объем вводимого электролита, л;

– объем золя, л.

  1. Коагулирующим действием обладает тот ион электролита, заряд которого противоположен заряду коллоидной частицы – гранулы, причем коагулирующее действие иона тем сильнее, чем больше его заряд – правило Шульце-Гарди, или правило значности.



, , – пороги коагуляции однозарядного, двухзарядного и трехзарядного иона-коагулятора.

  1. В рядах неорганических ионов с одинаковыми зарядами коагулирующее действие возрастает с уменьшением гидратируемости ионов, например, в ряду однозарядных катионов щелочных металлов коагулирующее действие возрастает от Li к Rb.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Получение и коагуляция коллоидных растворов
Цель работы: изучение способов получения коллоидных растворов, изучение процессов их коагуляции действием электролитов.

Приборы и реактивы: электроплитка, пробирки, коническая колба, мерный цилиндр, 2%-ный спиртовый раствор канифоли, 5%-ный раствор FeCl3, 0,01 н. раствор KMnO4, раствор NH4OH (конц.), растворы KCl (3 М), K2SO4 (0,005 М), K3[Fe(CN)6] (0,0005 М).

Опыт 1. Получение гидрозоля канифоли.

В пробирку налить 5-6 мл дистиллированной воды и добавлять по каплям, энергично помешивая, 2%-ный раствор канифоли в этиловом спирте до появления молочно-белого опалесцирующего золя.

В отчете:

  1. Назвать дисперсную фазу и дисперсионную среду золя.

  2. Указать, каким методом был получен золь.

Опыт 2. Получение золя диоксида марганца.

  1. Поместить в коническую колбу 10 мл 0,01 н. раствора KMnO4, 20 мл H2O (дист.) и нагреть до кипения на электроплитке.

  2. Уменьшить нагрев и при слабом кипении в течение 3-5 мин вводить небольшими порциями (по 0,5 см3 – 10 капель) концентрированный раствор аммиака. Суммарный объем добавляемого аммиака – 3-5 см3.

  3. Наблюдать образование красно-коричневого золя MnO2 по реакции:

2KMnO4 + 2NH4OH = 2MnO2↓ + N2 + 2KOH + 4H2O

  1. Составить формулу мицеллы золя MnO2 с учетом того, что стабилизатором является KMnO4.

  2. Указать, каким методом был получен золь.

Опыт 3. Получение гидрозоля Fe(OH)3.

  1. Налить в коническую колбу 50 мл дистиллированной воды и нагреть ее до кипения.

  2. Не снимая колбу с электроплитки, добавить к кипящей воде по каплям 5 мл 5%-ного раствора FeCl3. При этом происходит реакция:

FeCl3 + 3H2O = Fe(OH)3↓ + 3HCl

  1. Образовавшийся золь Fe(OH)3 кипятить еще одну минуту, затем охладить до комнатной температуры и в дальнейшем использовать в опыте 4.

В отчете:

  1. Составить формулу мицеллы золя с учетом того, что не все количество соли FeCl3 вступило в реакцию с водой и ион Fe3+ из негидролизованной части FeCl3 будет выступать в роли стабилизатора коллоидной частицы.

  2. Указать, каким методом был получен золь.


Опыт 4. Коагуляция золя гидроксида железа Fe(OH)3.

  1. В 4 сухих пробирки поместить по 6 мл приготовленного в опыте 3 золя Fe(OH)3.

  2. Одну пробирку оставить в качестве контрольной.

  3. В оставшиеся 3 пробирки добавлять по каплям растворы электролитов, тщательно перемешивая, до появления первых признаков коагуляции (помутнение золя считается признаком начала коагуляции):

в 1-ю – раствор электролита KCl;

во 2-ю – раствор электролита K2SO4;

в 3-ю – раствор электролита K3[Fe(CN)6].

Определить количество электролита с точностью до 1 капли, которое потребовалось, чтобы вызвать коагуляцию золя (объем капли – 0,05 см3). Объем электролита, необходимый для коагуляции ,

где ­­­­­­– число капель электролита, вызвавших коагуляцию, см3.

Порог коагуляции ск рассчитайте по формуле, моль-эк/л,

где – концентрация раствора электролита, моль-эк/л;

– объем раствора электролита, вызывающий коагуляцию золя, мл;

– объем золя в пробирке, мл.

Коагулирующая способность электролита f – величина, обратная порогу коагуляции: .

Результаты занести в табл. 1.


Таблица 1

Коагуляция золя Fe(OH)3 различными электролитами

Электролит

Конц. коагу-лянта с, моль/л

Объем эл-лита, необх. для коагу-ляции, , см3

Порог коагу-ляции

ск, моль-эк/л

Коагулир. способ-ность эл-лита

f, л/моль

Ион-коагу-лятор

KCl

3













K2SO4

0,005













K3[Fe(CN)6]

0,0005














Определите, соответствует ли коагулирующая способность ионов правилу Шульце-Гарди.
Вопросы к защите лабораторной работы


  1. Дайте определение дисперсной системы.

  2. Какие системы называются коллоидными?

  3. Перечислите методы получения дисперсных систем.

  4. Опишите строение мицеллы.

  5. Какие факторы обуславливают устойчивость коллоидных систем?

  6. Дайте определение коагуляции и укажите факторы, способствующие этому явлению.

  7. Как определяется порог коагуляции?

  8. Сформулируйте правило Шульце-Гарди.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы №11 для студентов...
Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания для выполнения расчетно-графической работы...
Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой...
Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения строительных специальностей, направления «Строительство» имогут...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной...
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconПоложение о проведении конкурса профессионального мастерства
Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Банковское дело : метод указания по выполнению конт­роль­ной работы / И. А. Щербакова, А. Н. Григорьева, В. В. Шах. – Хабаровск :...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия»
Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания к выполнению реферата и контрольной работы...
Федеральное бюджетное государственное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное
Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов II курса всех специальностей
Ного курса. В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными экономическими проблемами,...
Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов 1 курса всех специальностей по направлению «Строительство» Новосибирск 2013 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск