Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/29
Дата публикации20.11.2017
Размер3.33 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.Ф.4 ХИМИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050502.65 Технология и предпринимательство со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля»

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой

__________________ Харламова М.Н.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Сагайдачная В.В., старший преподаватель кафедры биологии и химии ЕГФ МГПУ.

1.2 Рецензенты:

Луппова Е.Н., кандидат биол. наук, доцент кафедры биологии и химии ЕГФ МГПУ.

Овчинникова С.И., зав. кафедрой биохимии МГТУ, профессор, кандидат хим. наук, заслуженный работник высшей школы РФ.
1.3 Пояснительная записка

Курс химии - один из ведущих в естественнонаучном образовании специалиста-эколога, изучающего процессы, происходящие в природных и техногенных системах.

Программа курса ставит своей целью развитие активного химического и экологического мышления на основе фундаментальных естественнонаучных знаний, системного подхода и современных достижений теоретической и экспериментальной химии.

Задачи предмета:

  1. Сформировать у сту­дентов-экологов современные представления о строении и свойствах химических веществ, закономерностях протекания химических процессов, что позволит на данной основе освоить систему химических и экологических понятий.

  2. Сформировать современные представления о химической термодинамике и кинетике химических реакций, что позволит будущему специалисту получить представление об энергетическом балансе, установить специфические особенности преобразования одних видов энергии в другие, получить объективные критерии осуществимости химических реакций.

  3. Ознакомить с основами современного учения о растворах, являющегося научной базой для изучения электролитного баланса, кислотно-щелочного равновесия, диффузионных явлений, химии гомо- и гетерогенных систем.

  4. Ознакомить с основами физической химии поверхностных явлений, дисперсных систем, дающих ключ к пониманию процессов происходящих в окружающей среде (водной и воздушной).

  5. Сформировать представления о химических и физико-химических методах аналитической химии (качественный и количественный анализ), наиболее широко используемыми в экологических исследованиях.

  6. Ознакомить с действием химических соединений на организм человека и природные экосистемы, с биогеохимическими циклами важнейших химических элементов, современными представлениями о биологической роли ионов металлов.

Программа охватывает содержание, которое позволяет изучить основные химические понятия, учения и теории и процессы, являющиеся основой для последующего изучения, описания и объяснения химических процессов, связанных с будущей работой студента по специальности. Учи­тывая, что курс химии является фундаментальной учебной дисциплиной, наиболее близкой к проблемам химии окружающей среды, в курс введены основные экологические и химико-экологические понятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями к минимуму подготовки выпускника вуза по специальности - «Экология», определяемой государственным стандартом высшего профессионального образования.

Программа курса «Химия» имеет модульное построение, она состоит из трех блоков-модулей: «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Органическая химия», включающих теоретические курсы, лабораторные работы и практические занятия. Эти блоки тесно связаны между собой внутрипредметными связями. Такое построение курса химии позволяет обсуждать то или иное химическое явление с привлечением теоретических основ каждого блока содержания. В результате изучения данного курса будущий специалист будет подготовлен к раскрытию механизмов процессов, связанных с химическими и физико-химическими явлениями, протекающими как в природной, так и техногенной среде.

При разработке данной программы были использованы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Экология»; рабочие программы для педагогических институтов Министерства Просвещения (под редакцией Тимофеевой В.К.); методические разработки Меня Е.С., А.А. Лештаева, сборники задач и тематических заданий по различным разделам курса (см. список литературы по разделам).
Модуль 1 «Общая химия и неорганическая химия »

Раздел «Общая химия» позволяет дать студентам современное научное представление о веществе как одном из видов движущейся материи, закономерностях и путях, механизмах и способах превращения химических веществ; научить проводить химические расчёты, познакомить с методикой и техникой проведения лабораторного эксперимента, научного поиска.

Большое внимание в содержании данного раздела уделяется наиболее общим химическим теориям, законам и закономерностям, вопросам строения и химической связи веществ, играющих определяющую роль в биогеохимических круговоротах; а также энергетике и кинетике протекания химических реакций. Поскольку большинство химических реакций протекает в растворах, термодинамика процессов растворения, свойства растворов и пути применения этих свойств также включены в раздел общей химии наряду с окислительно-восстановительными процессами. Общая химия закладывает теоретические основы для понимания многообразной и сложной картины химических явлений, подготавливает студентов к системному изучению свойств веществ в курсе неорганической химии, позволяет формировать научные основы дальнейшего изучения вопросов экологии, правильного анализа и оценки современного состояния экосистем и влияния антропогенного фактора.

В разделе «Неорганическая химия» студенты-экологи получают современное научное представление строении, свойствах, получении металлических и неметаллических элементов и их соединений. В курсе неорганической химии рассматриваются современные представления о действии химических соединений на организм человека и природные экосистемы, о биогеохимических циклах важнейших химических элементов; рассматриваются основные характеристики некоторых наиболее важных технологических процессов и основные области применения химических соединений в промышленности, в медицине, в быту. В программе уделяется много внимания веществам, наиболее часто встречающимся лабораторной практике, а также веществам - загрязнителям окружающей среды. Рассматриваются токсические свойства этих веществ, приёмы безопасной работы с ними, основные экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением ими окружающей среды. Студенты-экологи знакомятся с экологическими аспектами действия тяжелых металлов, оксидов углерода, азота, серы, радиоактивных изотопов, знакомятся современными представлениями о биологической роли ионов металлов.

Изучение металлических и неметаллических элементов и их соединений начинается с общей характеристики их на основе положения в Периодической системе Д.И.Менделеева и строении атома, что, с одной стороны, способствует развитию у студентов химического мышления, а не простому механическому запоминанию многочисленных свойств веществ без связи и системности, а с другой стороны, позволяет взглянуть на изучаемые явления более широко и дать им более строгое научное обоснование. Большое место при изучении свойств веществ уделяется зависимости кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов от их степени окисления в конкретных соединениях. Это даёт возможность использовать наиболее общие закономерности в прогнозировании свойств элементов и их соединений.

На развитие исследовательских навыков, химического мышления, направлены практические и лабораторные занятия.

По завершению изучения курса общей и неорганической химии студенты

должны знать:

  • атомно-молекулярное учение, в свете которого применять понятия: атом, молекула, вещество;

  • стехиометрические законы; применять их при проведении расчетов;

  • современную формулировку периодического закона Д.И.Менделеева, основные закономерности периодической системы химических элементов, распределение электронов в атомах;

  • современную теорию химических связей, строения вещества;

  • основы химической кинетики и термодинамики;

  • теорию растворов и растворения;

  • теорию электролитической диссоциации и процессов, происходящих при растворении и в растворах;

  • теорию окислительно-восстановительных процессов;

  • основные классы неорганических соединений, их номенклатуру, физические и химические свойства, получение и применение;

  • взаимосвязь состава, строения и свойств веществ, генетическую взаимосвязь классов неорганических соединений, закономерностей и особенностей протекания окислительно-восстановительных процессов, а также реакций, происходящих в растворах;

  • биогеохимические циклы важнейших химических элементов;

  • механизмы протекания химических реакций с участием неорганических соединений, их роли в биологических процессах и процессах протекающих в окружающей среде;

  • действие химических соединений на организм человека и природные экосистемы;

должны уметь:

  • составлять химические формулы и уравнения, с использованием степени окисления и валентности;

  • делать расчеты с применением понятий: относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса и объем, плотность газов;

  • давать общую характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атомов, а так же характеристику строения и свойств основных соединений химических элементов, иллюстрируя их составлением химических формул и уравнений химических реакций, на основе учения о строении вещества, теории электролитической диссоциации, окислительно-восстановительных процессов;

  • характеризовать химические реакции с точки зрения химической кинетики и термодинамики.

  • проводить химические реакции с участием неорганических веществ в лабораторных условиях.

Модуль 2 «Аналитическая химия»

В курсе аналитической химии студенты-экологи учатся проводить анализ смесей веществ, выбирать наиболее целесообразное направление анализа в соответствии с поставленной задачей, творчески осмысливать получаемые результаты. В данном курсе речь идёт об элементном анализе. В соответствии с задачами аналитической химии курс разделен на качественный и количественный анализ.

Теоретический курс качественного анализа основан на теоретических законах общей химии и знании химии элементов, изученных в первом и втором семестрах. Курс лекций включает в себя теорию растворов электролитов с основными понятиями теории сильных электролитов и активности, теорию кислот и оснований Лоури-Бренстеда, расчёты рН в различных равновесных системах в водных растворах, растворимости и произведений растворимости (активности), а также основные правила и приёмы кислотно-щелочного метода анализа катионов. Анализ анионов даётся по дробному методу без деления на группы.

Выполняя качественный анализ, студенты- экологи глубже понимают и усваивают процессы, которые протекают при выполнении той или иной аналитической операции. Таким образом, анализ является прекрасным наглядным инструментом при изучении гомогенного и гетерогенного равновесия, гидролиза, амфотерности, окислительно-восстановительных процессов в водных растворах при различных средах и явлений комплексообразования, явлений которые протекают в окружающей среде, организме, технологических процессах.

Теоретический курс количественного анализа включает гравиметрию, теорию и практику объёмных методов анализа с использованием химических методов анализа титрования: кислотно-щелочного, окислительно-восстановительного, осадительного, комплексометрического. В курсе рассматриваются методы прямого и обратного титрования и расчёты результатов определения. Кратко рассматривается теория индикаторов и методы физико-химического анализа.

По завершению изучения курса аналитическая химия студенты

должны знать:

  • теоретические основы качественного анализа;

  • теоретические основы количественного анализа;

должны уметь:

  • осуществлять необходимые аналитические расчеты, в том числе расчеты рН в различных равновесных системах, в водных растворах, растворимости и произведения растворимости;

  • проводить качественный анализ катионов и анионов кислотно-основным методом;

  • проводить количественный анализ неорганических соединений (гравиметрический, титриметрический)

Модуль 3 «Органическая химия»


Проблемы, связанные с изучение природы загрязнений и наносимого ими ущерба, охраны окружающей среды отличаются исключительным разнообразием. Наиболее важными остаются: анализ источников загрязнения окружающей среды, механизмы воздействия загрязнений на живые организмы и методы очистки промышленных выбросов от вредных веществ (среди которых немало органических соединений, например, хлорметан, фенол). Понимание этих моментов невозможно без знания основ органической химии.

Целью курса органической химии является сформирование у студентов-экологов представления о предмете и задачах органической химии, её месте среди других наук, в том числе экологических.

Задачами курса является формирование знаний об основных классах органических соединений, их физических и химических свойствах и механизмах протекания химических реакций с их участием, роли в биологических процессах и процессах протекающих в окружающей среде. Полученные знания необходимы при изучении биологических процессов, основанных на химических реакциях, протекающих в живых организмах, химических превращений, приводящих к образованию вредных для окружающей среды веществ, оказывают влияние климат, состояние почвы, воды, воздуха. Курс органической химии является базовым при изучении студентами экологами биологической химии и химии окружающей среды.

По завершению изучения курса «Органическая химия» студенты

должны знать:

  • основные классы органических соединений, их номенклатуру, физические и химические свойства;

  • основные представления об организации химической связи в органических соединениях;

  • механизмы протекания химических реакций с участием органических соединений, их роли в биологических процессах и процессах протекающих в окружающей среде;

должны уметь:

  • составлять уравнения химических превращений органических соединений;

  • осуществлять расчёты количества органических веществ по уравнениям химических реакций;

  • проводить химические реакции с участием органических веществ в лабораторных условиях.




    1. Извлечение из ГОС ВПО:

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф

Федеральный компонент

1600

ЕН.Ф.4

Химия:
Химические системы, химическая термодинамика и кинетика, реакционная способность веществ, их идентификация.

250


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
Специальность 020801«Экология», дневное отделение


№ п/п

Шифр и наименование специальнос-ти

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетнос-ти)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

050502.65 Технология и предпринимательство со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля»

1

I

72

36

18

18




36

экзамен



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск