Скачать 3.33 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.Ф.4 ХИМИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050502.65 Технология и предпринимательство со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-экологического факультета (протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой __________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Сагайдачная В.В., старший преподаватель кафедры биологии и химии ЕГФ МГПУ. 1.2 Рецензенты: Луппова Е.Н., кандидат биол. наук, доцент кафедры биологии и химии ЕГФ МГПУ. Овчинникова С.И., зав. кафедрой биохимии МГТУ, профессор, кандидат хим. наук, заслуженный работник высшей школы РФ. 1.3 Пояснительная записка Курс химии - один из ведущих в естественнонаучном образовании специалиста-эколога, изучающего процессы, происходящие в природных и техногенных системах. Программа курса ставит своей целью развитие активного химического и экологического мышления на основе фундаментальных естественнонаучных знаний, системного подхода и современных достижений теоретической и экспериментальной химии. Задачи предмета:
Программа охватывает содержание, которое позволяет изучить основные химические понятия, учения и теории и процессы, являющиеся основой для последующего изучения, описания и объяснения химических процессов, связанных с будущей работой студента по специальности. Учитывая, что курс химии является фундаментальной учебной дисциплиной, наиболее близкой к проблемам химии окружающей среды, в курс введены основные экологические и химико-экологические понятий. Программа составлена в соответствии с требованиями к минимуму подготовки выпускника вуза по специальности - «Экология», определяемой государственным стандартом высшего профессионального образования. Программа курса «Химия» имеет модульное построение, она состоит из трех блоков-модулей: «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Органическая химия», включающих теоретические курсы, лабораторные работы и практические занятия. Эти блоки тесно связаны между собой внутрипредметными связями. Такое построение курса химии позволяет обсуждать то или иное химическое явление с привлечением теоретических основ каждого блока содержания. В результате изучения данного курса будущий специалист будет подготовлен к раскрытию механизмов процессов, связанных с химическими и физико-химическими явлениями, протекающими как в природной, так и техногенной среде. При разработке данной программы были использованы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Экология»; рабочие программы для педагогических институтов Министерства Просвещения (под редакцией Тимофеевой В.К.); методические разработки Меня Е.С., А.А. Лештаева, сборники задач и тематических заданий по различным разделам курса (см. список литературы по разделам). Модуль 1 «Общая химия и неорганическая химия » Раздел «Общая химия» позволяет дать студентам современное научное представление о веществе как одном из видов движущейся материи, закономерностях и путях, механизмах и способах превращения химических веществ; научить проводить химические расчёты, познакомить с методикой и техникой проведения лабораторного эксперимента, научного поиска. Большое внимание в содержании данного раздела уделяется наиболее общим химическим теориям, законам и закономерностям, вопросам строения и химической связи веществ, играющих определяющую роль в биогеохимических круговоротах; а также энергетике и кинетике протекания химических реакций. Поскольку большинство химических реакций протекает в растворах, термодинамика процессов растворения, свойства растворов и пути применения этих свойств также включены в раздел общей химии наряду с окислительно-восстановительными процессами. Общая химия закладывает теоретические основы для понимания многообразной и сложной картины химических явлений, подготавливает студентов к системному изучению свойств веществ в курсе неорганической химии, позволяет формировать научные основы дальнейшего изучения вопросов экологии, правильного анализа и оценки современного состояния экосистем и влияния антропогенного фактора. В разделе «Неорганическая химия» студенты-экологи получают современное научное представление строении, свойствах, получении металлических и неметаллических элементов и их соединений. В курсе неорганической химии рассматриваются современные представления о действии химических соединений на организм человека и природные экосистемы, о биогеохимических циклах важнейших химических элементов; рассматриваются основные характеристики некоторых наиболее важных технологических процессов и основные области применения химических соединений в промышленности, в медицине, в быту. В программе уделяется много внимания веществам, наиболее часто встречающимся лабораторной практике, а также веществам - загрязнителям окружающей среды. Рассматриваются токсические свойства этих веществ, приёмы безопасной работы с ними, основные экологические проблемы, связанные с химическим загрязнением ими окружающей среды. Студенты-экологи знакомятся с экологическими аспектами действия тяжелых металлов, оксидов углерода, азота, серы, радиоактивных изотопов, знакомятся современными представлениями о биологической роли ионов металлов. Изучение металлических и неметаллических элементов и их соединений начинается с общей характеристики их на основе положения в Периодической системе Д.И.Менделеева и строении атома, что, с одной стороны, способствует развитию у студентов химического мышления, а не простому механическому запоминанию многочисленных свойств веществ без связи и системности, а с другой стороны, позволяет взглянуть на изучаемые явления более широко и дать им более строгое научное обоснование. Большое место при изучении свойств веществ уделяется зависимости кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов от их степени окисления в конкретных соединениях. Это даёт возможность использовать наиболее общие закономерности в прогнозировании свойств элементов и их соединений. На развитие исследовательских навыков, химического мышления, направлены практические и лабораторные занятия. По завершению изучения курса общей и неорганической химии студенты должны знать:
должны уметь:
Модуль 2 «Аналитическая химия» В курсе аналитической химии студенты-экологи учатся проводить анализ смесей веществ, выбирать наиболее целесообразное направление анализа в соответствии с поставленной задачей, творчески осмысливать получаемые результаты. В данном курсе речь идёт об элементном анализе. В соответствии с задачами аналитической химии курс разделен на качественный и количественный анализ. Теоретический курс качественного анализа основан на теоретических законах общей химии и знании химии элементов, изученных в первом и втором семестрах. Курс лекций включает в себя теорию растворов электролитов с основными понятиями теории сильных электролитов и активности, теорию кислот и оснований Лоури-Бренстеда, расчёты рН в различных равновесных системах в водных растворах, растворимости и произведений растворимости (активности), а также основные правила и приёмы кислотно-щелочного метода анализа катионов. Анализ анионов даётся по дробному методу без деления на группы. Выполняя качественный анализ, студенты- экологи глубже понимают и усваивают процессы, которые протекают при выполнении той или иной аналитической операции. Таким образом, анализ является прекрасным наглядным инструментом при изучении гомогенного и гетерогенного равновесия, гидролиза, амфотерности, окислительно-восстановительных процессов в водных растворах при различных средах и явлений комплексообразования, явлений которые протекают в окружающей среде, организме, технологических процессах. Теоретический курс количественного анализа включает гравиметрию, теорию и практику объёмных методов анализа с использованием химических методов анализа титрования: кислотно-щелочного, окислительно-восстановительного, осадительного, комплексометрического. В курсе рассматриваются методы прямого и обратного титрования и расчёты результатов определения. Кратко рассматривается теория индикаторов и методы физико-химического анализа. По завершению изучения курса аналитическая химия студенты должны знать:
должны уметь:
Модуль 3 «Органическая химия»Проблемы, связанные с изучение природы загрязнений и наносимого ими ущерба, охраны окружающей среды отличаются исключительным разнообразием. Наиболее важными остаются: анализ источников загрязнения окружающей среды, механизмы воздействия загрязнений на живые организмы и методы очистки промышленных выбросов от вредных веществ (среди которых немало органических соединений, например, хлорметан, фенол). Понимание этих моментов невозможно без знания основ органической химии. Целью курса органической химии является сформирование у студентов-экологов представления о предмете и задачах органической химии, её месте среди других наук, в том числе экологических. Задачами курса является формирование знаний об основных классах органических соединений, их физических и химических свойствах и механизмах протекания химических реакций с их участием, роли в биологических процессах и процессах протекающих в окружающей среде. Полученные знания необходимы при изучении биологических процессов, основанных на химических реакциях, протекающих в живых организмах, химических превращений, приводящих к образованию вредных для окружающей среды веществ, оказывают влияние климат, состояние почвы, воды, воздуха. Курс органической химии является базовым при изучении студентами экологами биологической химии и химии окружающей среды. По завершению изучения курса «Органическая химия» студенты должны знать:
должны уметь:
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы: Специальность 020801«Экология», дневное отделение
|
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |