Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии





Скачать 88.22 Kb.
НазваниеГбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии
Дата публикации14.09.2013
Размер88.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы


Селютина Марина Николаевна

Учитель-логопед

ГБОУ СОШ № 541 ЮЗАО

Коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Классификации дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

п – н м – л у – и

б – д ш – и

п – и ц – щ

н – к п – т

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Выделенные М.Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма: дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха, дисграфия на почве расстройств устной речи, дисграфия на почве нарушения произносительного ритма, оптическая дисграфия, дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

Оптическая дисграфия – вызывается нарушением или недоразвитие оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками. При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-к, и-и, с-о-, и-ш-, л-м.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛНПИ им. А.И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

Оптическая дисграфии связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, но различно расположенных в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: в-д, т-ш, э-е.

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относиться и зеркально письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работы должны быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Нарушение письма достаточно распространенное явление среди школьников. Оно может стать препятствием в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями. И одним из определяющих этапов этой работы является выявление специфических ошибок.

Оптическая дисграфия одна из форм специфических ошибок. Она обусловлена, неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному.

Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешивания следующих рукописных букв: б-д, п-т, а-о, и-у.

В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево (оптическая дисграфия).

Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся одинаковыми элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);

- зеркальное написание букв (с, э, з, у);

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; лишние и неправильно расположенные элементы.

В наши дни этой проблемой занимаются такие исследователи, как Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова и мн. др. Л.Н. Ефименкова об ошибках оптического характера на письме в своих работах пишет: «Учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв б-д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (б д з ц щ), элемент, опускающийся ниже строчки д, встречается чаще, чем верхний элемент буквы б, а изначально написание букв б и д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы д.»

В работах И.Н. Садовниковой можно найти более подробную, четкую и доступную информацию об этом дефекте. Ее работа удобна для систематизации как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Автор предлагает такие задания:

  • Чтение слогов хором по таблице, выполненной в рукописном шрифте.

  • Поэлементная запись слов с проговариванием.

  • Соотнести звуки с буквами рукописного шрифта.

  • Чтение слоговых таблиц.

  • От данных слов образовать новые слова с помощью приставок.

  • Сравнить артикуляцию звуков.

  • Прочитать, проанализировать и записать предложения.

  • Выборочный диктант слогов.

  • Расставить картинки в два ряда — по наличию звука.

  • Графически записать предложения.


Пример упражнений, направленных на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса):

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.

4. Определить, что неправильно нарисовал художник.

5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

6. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).

7. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.

9. Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий: - покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет; - назови цвет правой части полоски; - найди полоску, где слева красный цвет, а справа - желтый и т. д.

12. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.

13. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.

14. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.

15. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

16. Составление «разрезных картинок».

17. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв:

1. Найти букву Г среди сходных Н Т Г П

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а б в г д е ж з а б в г д е ж з А Б В Г Д Е Ж З

3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7. Дописать букву.

8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.

9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.

10. Узнать буквы по зеркальному изображению.

11. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

12 Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

13. Конструирование букв из элементов.

14. Реконструкция букв: · добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) · убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж- К) · изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т –Г).

15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР

16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д...

17. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.

Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаева и др.). Развитие зрительного мнезиса (памяти).

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.

3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.

5. Игра «чего не стало?» 5-6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

6. Игра «что изменилось?» Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.

Список литературы

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

2. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс... канд. пед. наук. - М., 1995. - 169 с.

3. Корнев А. Н. Нарушения письма и чтения у детей. - СПб.: "Дом МиМ", 1997.

4. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995.

7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2007

8. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М.: Астрель, 2005


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconЦель дисциплины: подготовить студентов по теоретическим и практическим...
Методика «Развитие зрительного восприятия» находится на этапе становления. Поэтому ее разные стороны (содержание, методы, формы обучения)...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconУрок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности»
Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это обязательно труд, ручной, физический труд. Это развитие зрительного восприятия, гибкости пальцев, но еще и развитие образного...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconГбоу сош №541 г. Москвы
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие: памяти, внимания, пространственного и зрительного восприятия, мелкой моторики руки
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционная: развитие дыхания; активизация артикуляционного аппарата; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие впф...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия, формирование...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционные – коррекция и развитие связной устной речи, зрительного восприятия, внимания, логического мышления через задания
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи. Формирование положительной установки на участие...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconТема Кол-во часов
Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (8вид)
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в следующих направлениях: развитие слухового восприятия развитие артикуляционной...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Упражнять в образовании однокоренных слов со словом «игра» и глагола «играть». Развитие навыков связной речи, общей моторики, координации...
Гбоу сош №541 юзао коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии iconКонспект логопедического занятия по коррекции аграмматической формы...
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск