Степина Надежда Анатольевна, учитель МКОУ «Крутинская гимназия»
Модуль №2
Свойства альдегидов
Учебный элемент
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| УЭ-0
2 мин.
| Цель:
научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
научиться записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественные реакции на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).
| Внимательно прочтите цель урока.
Обсудите с классом
| УЭ-1
3 мин.
| Актуализация знаний
Цель: проверить готовность к изучению темы
Дайте определения:
1. Альдегиды
2. Кетоны
3. Карбонильная группа
4. Общая формула веществ данного класса
5. Реакция Кучерова
| Работайте в паре.
Отвечайте на вопросы по очереди (т.е. каждый должен ответить на 3 вопроса). Оцените готовность друг друга к изучению нового материала по следующим критериям:
1 ответ – оценка «3»
2 ответа – оценка «4»
3 ответа – оценка «5»
Ваша оценка ________.
Запишите в тетрадь номер УЭ и поставьте оценку, которую вы получили
| УЭ-2
5 мин.
| Входной контроль
Цель: проверить усвоение основных понятий темы: строение, номенклатура альдегидов, их получение и физические свойства
Тест (приложение 2)
| 1.Запишите в тетрадь номер УЭ.
2.Выполните тест своего варианта.
3.После того как тест будет выполнен, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. 4.Проверьте тест по ключу (возьмите учителя). (приложение 3)
5.Поставьте оценку.
0 ошибок – «5»;
1 ошибка – «4»;
2 ошибки – «3»;
3 ошибки и более – «2».
Ваша оценка______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.
| УЭ-3 20 мин
| Цель: Используя материал учебника и лаботаторный эксперимент, изучить химические свойства альдегидов
Химические свойства альдегидов
Уравнение реакции, условия ее проведения
| Применение реакции или продуктов реакции. примечание
| I. Реакции окисления:
а) реакция этаналя со свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании Л/опыт №8.2 (с. 177)
(Оформить опыт здесь)
________________
| __________________
__________________
__________________
| б) реакция «серебряного
зеркала»
Л/опыт №8.1 (с. 177)
(Оформить опыт здесь)
___________________
| Для изготовления зеркал, серебряннх украшений и елочных игрушек, а также как __________________
__________________
| II Реакции восстановления:
Гидрирование (присоединение водорода) этаналя
___________________
| Используется для синтеза новых органических соединений из альдегидов и кетонов
|
| Заполните таблицу № 1 используя текст учебника (базовый учебник) с. 82-83 начиная со слов (Химические свойства альдегидов обусловлены и т.д.).
Во время заполнения таблицы вам нужно будет выполнить лабораторный опыт №8.1, 8.2. Свойства формальдегида.
Внимание!!! Перед проведением опыта прочтите инструкцию по правилам техники безопасности.
Лабораторный опыт выполняем в паре, результаты вносим в таблицу№1 в строку «Реакции окисления» и подтверждаем уравнениями химических реакций и вашими наблюдениями.
Примечание. В учебнике представлены уравнения реакций в общем виде, вам необходимо вместо общих формул подставить конкретные вещества (а именно этаналь)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность заполнения таблицы по образцу представленному учителем.
Поставьте оценку
0 ошибок – «5»;
1-2 ошибки – «4»;
3-4 ошибки – «3»;
5 ошибок и более – «2».
Ваша оценка ______. Поставьте оценку, которую вы получили в тетрадь.
| УЭ-4
5 мин
| Цель: проверить усвоение знаний о химических свойствах альдегидов и их связи с другими гомологическими рядами.
Дана схема:
спирт→альдегид→карбоновая кислота
Подумайте как можно осуществить данную цепочку превращений?
Как от спиртов перейти к альдегидам?
| Участвуйте в обсуждении.
Ответьте на вопросы учителя, задайте свои.
| УЭ-5
5 мин
| Домашнее задание
Цель: отработать полученные на уроке знания,
§11 упр. 6, 7* (по желанию)
Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.
Выполнить карточку №1 УЭ-5. (Приложение 4)
| Запишите домашнее задание.
Прослушайте объяснения учителя.
Проставить баллы в оценочном листе
| УЭ-6
5 мин
| Рефлексия
1 Прочитайте еще раз цель урока?
2 Достигли ли вы заданной цели?
3 Какую оценку вы получили за урок?
4. Является ли это максимальным результатом?
5. Помог ли вам химический эксперимент в изучении химических свойств альдегидов?
6 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей
| Посчитайте с вою среднюю оценку за урок. (для этого сложите все оценки и разделите на их общее количество), и поставьте ее в тетрадь. Ответь на вопросы УЭ-6
|
Приложение 2
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Тест к УЭ-2
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Тест к УЭ-2
| Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Тест к УЭ-2
| Вариант 1. 1. Общая формула предельных альдегидов: А) RCOH В) R1COR2
Б) RCOOН Г) R1COOR2
2. Название вещества О
СН3-СН(СН3)-С-Н
А) 2-метилпропаналь; В) 3-метилпропаналь;
Б) бутаналь; Г) пропаналь.
3. Межклассовыми изомерами являются:
А) альдегиды и кетоны; В) кетоны и спирты;
Б) альдегиды и сложные эфиры;
Г) альдегиды и спирты.
4. Агрегатное состояние формальдегида:
А) газ; В) твердое вещество.
Б) жидкость;
5. Уксусный альдегид (этаналь) можно получить окислением:
А) этилена; В) метанола;
Б) этилового спирта; Г) пропанола.
| Вариант 2. 1. Общая формула кетонов:
А) RCOH В) R1COR2
Б) RCOOН Г) R1COOR2
2. Название вещества О
СН3-СН2-СН(СН3)2-С-Н
А) 2-метилбутаналь; В) гексаналь;
Б) 2,2-диметилбутаналь Г) пентаналь.
3. Межклассовыми изомерами являются: А) этаналь и пропанон – 2
Б) пропанол – 1 и пропаналь В) пропанон и пропаналь Г) бутанол – 1 и бутаналь
4. Агрегатное состояние уксусного альдегида:
А) газ; Б) жидкость; В) твердое вещество.
5. Для получения уксусного альдегида по реакции Кучерова следует взять: А) бутин – 1 Б) бутин – 2
В) пропин Г) этин
|
Приложение 3 Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Ответы к тесту УЭ-2
Ответы к тесту УЭ-2, М-2
«Свойства альдегидов»
| Ответы к тесту УЭ-2, М-2
«Свойства альдегидов»
|
Вариант 1
1. А; 2. А; 3. А; 4.А; 5. Б.
|
Вариант 2
1. В; 2. Б; 3. В; 4.Б; 5. Г.
| Приложение 4
Модуль 2. «Свойства альдегидов»
Карточка №1 к УЭ-5
Карточка №1 к УЭ-5
Вариант 1
| Карточка №1 к УЭ-5
Вариант 2
| Составить уравнения: (4 балла)
1)гидрирование метаналя (1 б).
2)окисление этаналя (1 б)
3) окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра (1 б)
4) окисление пропаналя гидроксидом меди (II) (1б)
| Составить уравнения: (4 балла)
1)гидрирование пропаналя (1б).
2)окисление метаналя (1б)
3) окисление пропаналя аммиачным раствором оксида серебра (1б)
4) окисление метаналя гидроксидом меди (II) (1б)
|
Аннотация к разработке модульного урока по теме
«Свойства альдегидов»
Тема урока: «Свойства альдегидов»
Класс: 10 (базовый уровень)
Учебно-методический комплект: О.С. Габриелян Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень- М.: Дрофа, 2009
Цель урока: изучить химические свойства альдегидов
Задачи урока:
научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать химические свойства;
продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по международной номенклатуре,
познакомиться с качественными реакциями на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ).
Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До этого реябята уже познакомились с альдегидами, а именно с их строением, изомерией, номенклатурой, получением и физическими свойствами.
Мною был разработан блок «Альдегиды», который состоит из 3 модулей:
Модуль 1. Альдегиды
Модуль 2. Свойства альдегидов
Модуль 3.Итоговый контроль
Тема
| Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
| Знание
| Усвоить знания: 1) о составе, строении, изомерии альдегидов и кетонов; физических свойствах; химических свойствах предельных альдегидов и кетонов; способах получения; отдельных представителях – формальдегиде, уксусном альдегиде.
| Понимание
| 1) различать структурные формулы альдегидов и кетонов; 2) описывать физические и химические свойства, способы получения альдегидов; 3) приводить примеры химических реакций, характерных для альдегидов; 4) описывать физические свойства и применение формальдегида и уксусного альдегида.
| Применение
| 1) записывать структурные формулы и называть альдегиды и кетоны по М.Н., записывать формулы изомеров;
2) записывать химические реакции, иллюстрирующие химические свойства и способы применения альдегидов;
3) составлять и осуществлять генетическую цепочку, содержащую альдегиды
| Анализ
| 1) устанавливать взаимосвязь между строением альдегида и его химическими свойствами
2) сравнивать и объяснять причины различий в химических свойствах
| Синтез
|
Составлять опорные схемы, характеризующие альдегиды и кетоны. Составлять рассказ по опорной схеме.
|
Комплексная дидактическая цель
продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, электронное строение карбонильной группы, получение.
продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и прогнозировать их химические свойства;
научить записывать уравнения химических реакций альдегидов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), составлять и осуществлять генетическую цепочку.
Приложение 1
Модуль №1
Альдегиды
Учебный элемент
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| УЭ-0
5 мин.
| Комплексная дидактическая цель.
- продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений – альдегидов и кетонов: усвоить определение, общую формулу, гомологический ряд, номенклатуру, изомерию, строение карбонильной группы, получение.
продолжить формирование следующих умений: давать определение, применять общую формулу, составлять структурные формулы и называть гомологи и изомеры, сравнивать и отличать строение альдегидов и кетонов, составлять генетическую цепочку получения альдегидов и кетонов;
научить на основании знаний о строении молекул альдегидов и кетонов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;
научить записывать уравнения химических реакций альдегидов и кетонов (указывать условия), называть продукты по М.Н., качественную реакцию на альдегиды (отличать альдегиды от других органических веществ), записывать реакцию поликонденсации фенола с формальдегидом, составлять и осуществлять генетическую цепочку.
| Внимательно прочтите комплексную дидактическую цель. Запишите тему урока в тетрадь «Альдегиды»
| УЭ-1
3 мин.
| Входной контроль
Цель: проверить готовность к изучению темы
Дайте определения:
1 Изомеры
2 Гомологи
3 Гидрирование
4Окисление
5 Реакция Кучерова
| Работайте в паре.
Оцените готовность друг друга к изучению нового материала. Если вы ответили на все 5 вопросов, переходите к УЭ-2. Если есть
| УЭ-2
10 мин.
| Определение, строение, номенклатура альдегидов и кетонов
Цель: выучить определения, рассмотреть строение молекул, изомерию и номенклатуру альдегидов и кетонов.
1.Определение альдегидов, кетонов
2.Общая формула альдегидов и кетонов
3.Простейшие представители альдегидов и кетонов
4.Гомологический ряд альдегидов(первые 5 представителей)
5.Номенклатура ( т 5 стр167)
Карточка УЭ 2
| Работайте с учебником Габриелян О.С. стр. Дайте определение
Составьте конспект
Обсудите в паре
Обсудите с учителем
| УЭ-3 10 мин
| Изомерия альдегидов
Цель: рассмотреть виды изомерии альдегидов;
Научиться составлять формулы изомеров
Задания:
1 вариант. Составить изомеры гексаналя. Назвать их.
2 вариант. Составить изомеры пентаналя. Назвать их.
| Внимательно прослушайте рассказ учителя, после чего приступайте к выполнению задания.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по ключу.
2 изомера – «3»
3 изомера – «4»
4 изомера и более – «5»
| УЭ-4 5мин
| Получение и применение альдегидов
Цель: Изучить способы получения и области применения альдегидов и кетонов
I Получение альдегидов
1 Окислением спиртов 2 Реакцией Кучерова II Получение кетонов
1 Нагреванием ацетата кальция
| Работать с учебником Габриелян О.С. стр172-173
Составить конспект (выпишите химические уравнения по получению альдегидов)..
Обсудить в паре.
Комментировать учителю уравнения реакций
| УЭ-5
5 мин
| Физические свойства альдегидов
Цель: научиться давать характеристику физическим свойствам альдегидов
Задания:
Рассмотрите и опишите внешний вид, растворимость в воде, запах, цвет выданного Вам формальдегида.
Сделайте запись(схему) в тетради:
Как изменятся физические свойства альдегидов с увеличением относительной молекулярной массы в гомологическом ряду?
Закономерности изменения физических свойств альдегидов
| Растет ? ? ?
Mr Tкип. Растворимость Агрегат. сост-е
|
| Внимательно прочтите текст учебника с. (базовый учебник)
с. 178-179 (профильный учебник)
Физические свойства альдегидов после чего приступайте к выполнению задания.
Составить схему.
Обсудить в паре.
| УЭ-6
5 мин
| Цель: проверить усвоение темы «Альдегиды и кетоны»
Тест «Карбонильные соединения»
| Выполняем тест часть А, варианты 1.2.3.4. вопросы 1,2,3,6 (Книга: О.С.Габриелян Контрольные и проверочные работы 10 класс, стр. 40,42,44,46)
| УЭ-7
2 мин
| Рефлексия
1 Прочитайте еще раз цель урока?
2 Достигли ли вы заданной цели?
3 Какое количество баллов удалось набрать за урок.?
4 Является ли это максимальным результатом.?
5 Что помогло набрать максимальное количество баллов?
6 Что помешало набрать максимальное количество баллов?
7 Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей
Домашнее задание
Цель: отработать полученные на уроке знания,
§11, повторить
Составьте схему применения отдельных представителей альдегидов, используя учебник.
Выписать значение формальдегида и уксусного альдегида. Их влияние на организм человека
| Ответьте на вопросы
Проставить баллы в оценочном листе
Запишите домашнее задание
|
МКОУ «Крутинская гимназия»
Разработка урока по химии
с использованием модульной технологии
«Свойства альдегидов»
Выполнила:
учитель химии МКОУ
«Крутинская гимназия»
Стёпина Надежда Анатольевна
2011
Разработка модульного урока
|