Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель





Скачать 62.99 Kb.
НазваниеКласс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель
Дата публикации01.10.2013
Размер62.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы


Класс: 10

Учитель: Карпенко О.Г.

Цель: закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах неметаллов, их нахождении в природе, областях применения; развивать навыки самостоятельной работы с учебной и научно – популярной литературой; закрепить навыки работы с реактивами и лабораторным оборудованием; создать условия для повышения интереса учащихся к изучению химии.

Оборудование: портреты учёных, карточки с заданиями (найти ошибку в тексте), карточки – баллы,

Реактивы: на усмотрение учителя

Лаб. посуда: пробирки, стеклянные трубочки, химические стаканы
Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Стихотворение С.Щипачёва «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ты знаешь газ легчайший – водород.

В соединеньях с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно – бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу.

Тут мысль пытливая всего видней

Пылинку и увидишь – то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит,

Могучую космическую силу

Закованную в атомы хранит.

2. Приветствие команд.

3. Блиц – турнир:

  1. Какие элементы названы в честь стран? (германий, франций, полоний, рутений, галий)

  2. Какие элементы носят имена учёных? (курчатовий, нильсборий, эйнштейний, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий, берклий)

  3. Эти элементы славятся тем, что, соединяясь с металлами, образуют соли (галогены)

  4. Это один из самых многоликих элементов. Его модификации – это: самое твёрдое (алмаз) и самое тугоплавкое вещества (графит), вещество, используемое при производстве красок (уголь), продукт неполного сгорания органических продуктов (сажа), вещество, используемое в хирургии для сшивания тканей (карбин). Что это? (углерод)

  5. Название какого элемента переводится как «зола»? (калий)

  6. Какой неметалл получил название в связи с неприятным запахом его паров? (бром)

  7. Какой русский химик был ещё и знаменитым композитором? (А.П. Бородин)

  8. Какой газ называют «веселящим» и почему он так называется? (оксид азота1)

  9. Какое золото дешевле серебра? (сусальное – сульфид олова 4)

  10. В какой капусте много йода? (ламинария)

  11. От соединений каких метало зависит красная / голубая окраска крови, зелёный цвет растений? (железо / медь, магний)

  12. Какие металлы загораются в воде? (калий, натрий)

  13. Какие два простых вещества в н.у. – жидкости (бром и ртуть)

  14. Какую кислоту используют для травления стекла? (плавиковую)

  15. Самый древний сплав (бронза)

  16. Какой галоген придаёт белизну зубной эмали? (фтор)

  17. Какие два неметалла образуют вещество тефлон, характеризующийся необычайной стойкостью? (углерод и фтор)

  18. Какие два неметалла академик Д.Н. Прянишников назвал вместе с калием элементами, которые больше всего выносятся растениями из почвы и потерю которых надо компенсировать, внося в почву минеральные удобрения? (азот и фосфор)

  19. Смесью каких газов наполняют лампы накаливания? (аргон и азот)

  20. Какие газы, кроме 94% углекислого газа, присутствуют в атмосфере Марса? (азот, кислород, аргон)

  21. Самый электроотрицательный элемент (фтор)

  22. Какой цвет имеет простое вещество сера? (жёлтый)

  23. Валентность серы в серной кислоте (6)

  24. Самый распространённый элемент во Вселенной (водород)

  25. Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим названием он отрицает жизнь (азот)

  26. Какие элементы имеют аллотропные модификации? (кислород, углерод, фосфор, сера).


Конкурс 2. Экспериментальный

Командам предоставляется набор реактивов и лабораторной посуды. Учащиеся должны продемонстрировать опыт соперникам, который те должны прокомментировать.

Оценивается проведение опыта, пояснение, составление уравнения реакций.
Конкурс 3. «Знакомые все лица!»

В каждой науке есть свои герои – учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!

  1. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. Впервые предложил химические методы нахождения нефти. В 35 лет он совершил своё величайшее открытие, но Нобелевскую премию так и не получил. Был знаменит своим увлечением – производством чемоданов. Также его зятем стал великий русский поэт А. Блок. (Д.И. Менделеев)

  2. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь названа постоянная, обозначающая количество частиц в 1 моль вещества. (Амадео Авогадро)

  3. Английский химик, который в 1766г первым описал физические и химические свойства водорода (Генри Кавендиш)

  4. А.С. Пушкин писал о нём: «Историк, риторик, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг» (М.В. Ломоносов)

  5. Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия (Ле Шателье)

  6. Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий

(М. Склодовская - Кюри)
Конкурс 4. Найти ошибки в отрывках романов

1. «Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубоватое пламя… Концы хвороста тлели голубоватым огнём. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, тони не вспомнили, им было не до химии…» (Р.Л. Штильмарк «Наследник из Калькутты»).

(Фосфор не воспламеняется от воды. Наоборот, во избежание окисления, фосфор хранят под водой)

2. «Вы знаете состав морской воды? … в ней хлористый натрий. Далее, в ней содержатся в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, серная кислота и углекальциевая соль…» (Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой»).

(Серной кислоты в морской воде нет, она имеет слабощелочную среду, её рН около 7,4)
Конкурс 5. Объясните явления.

1. Опускаем сырое яйцо в раствор соляной кислоты. Яйцо сначала опускается на дно, но через некоторое время оно всплывает. На поверхности яйцо держится недолго и вновь тонет – и так до тех пор, пока не растворится скорлупа. Что заставляет яйцо нырять и всплывать? Запишите уравнение реакции.

(Яйцо тонет, так как его плотность выше, чем у кислоты, а всплывать его заставляют пузырьки углекислого газа)

2. В книге Ю.В. Ходакова есть интересное описание свидетеля одного из редких явлений природы, который, «увязая в болоте, добрался до заброшенного кладбища, то увидел целую массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом в аршин, другие много меньше. Вот на выступающем бугорке вспыхнуло бледное слегка синеватое пламя, заколыхалось, а при первом дуновении ветерка быстро помчалось вперёд. Вот загорелся другой огонёк, третий, четвёртый; вот бегут их десятки. Огоньки летали… ». Объясните это таинственное явление.

(В природе условия для образования водородных соединений фосфора встречаются редко, только там, где происходит быстрое, без доступа воздуха, гниение органической материи, обогащённой фосфором: на болотах и кладбищах. Просачиваясь вместе с другими продуктами гниения на поверхность земли и сталкиваясь с воздухом, водородные соединения фосфора окисляются, что и обусловливает появление блуждающих огоньков)

3. ОПЫТ! В пробирку наливаем йодную настойку. Сверху наливаем бензин и встряхиваем. Когда смесь расслоится, кольцо бензина окрасится в тёмно – бурый цвет, а водный раствор йода посветлеет. Почему?

(йод лучше растворяется в органических растворителях)
Конкурс 6. Химия и жизнь.

1. Вы пролили йод на салфетку. Как его вывести?

(Подождать, в результате физического явления – сублимации – йод испарится сам. Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его вывести нельзя)

2. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней бельё. Вторая Прокипятила бельё 5 минут, затем охладила воду до 60 градусов и начала стирать. У кого лучше отстирается бельё и почему?

(При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жёсткость и моющие средства действуют эффективнее)
Конкурс 7. Свой вопрос

Команды задают соперникам свои вопросы, при этом должны быть готовы сами на него ответить.
Подведение итогов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconУрок по алгебре Учитель: Карпенко С. В. Тема урока : «Перестановки»
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconГородской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя...
Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко...
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconКонспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:...
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconПрограмма Эссе «Мой Шолохов». Шеварёва Лидия, 8а класс (учитель Таравкова...
Жизнь и быт казачьей семьи в начале XX века (на примере рассказа «Нахалёнок» М. А. Шолохова). Погодин Михаил, 6в класс (учитель Красюкова...
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок
Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconПротокол №2012 г Карпенко Т. Ш
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconУрок по светской этике (4 класс, учитель Торопчина О. А.) Тема: «Справедливость»
Цель: формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия справедливости
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconУрок окружающего мира 1 класс Учитель Кириенко О. В. Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconМаксим Карпенко Вселенная Разумная
Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconУрок по теме «Класс Птицы» З. Ю бирюкова, учитель биологии, мбоу сош №62, г. Н. Новгород Цель
Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconКонтрольная работа Карпенко Е. В., канд социол наук, доцент кафедры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconИванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconКонспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2003 Учитель: Соколов В. Н
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Класс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель iconПротокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск