Скачать 62.99 Kb.
|
Класс: 10 Учитель: Карпенко О.Г. Цель: закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах неметаллов, их нахождении в природе, областях применения; развивать навыки самостоятельной работы с учебной и научно – популярной литературой; закрепить навыки работы с реактивами и лабораторным оборудованием; создать условия для повышения интереса учащихся к изучению химии. Оборудование: портреты учёных, карточки с заданиями (найти ошибку в тексте), карточки – баллы, Реактивы: на усмотрение учителя Лаб. посуда: пробирки, стеклянные трубочки, химические стаканы Ход мероприятия: 1. Вступительное слово учителя. Стихотворение С.Щипачёва «Читая Менделеева» Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой Входи в него, вдыхай, руками трогай! Ты знаешь газ легчайший – водород. В соединеньях с кислородом – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассвете. Кипит железо, серебро, сурьма И тёмно – бурые растворы брома, И кажется вселенная сама Одной лабораторией огромной. Тут мало оптикой поможешь глазу. Тут мысль пытливая всего видней Пылинку и увидишь – то не сразу – Глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила, Будь то железо, медь или гранит, Могучую космическую силу Закованную в атомы хранит. 2. Приветствие команд. 3. Блиц – турнир:
Конкурс 2. Экспериментальный Командам предоставляется набор реактивов и лабораторной посуды. Учащиеся должны продемонстрировать опыт соперникам, который те должны прокомментировать. Оценивается проведение опыта, пояснение, составление уравнения реакций. Конкурс 3. «Знакомые все лица!» В каждой науке есть свои герои – учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
(М. Склодовская - Кюри) Конкурс 4. Найти ошибки в отрывках романов 1. «Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубоватое пламя… Концы хвороста тлели голубоватым огнём. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, тони не вспомнили, им было не до химии…» (Р.Л. Штильмарк «Наследник из Калькутты»). (Фосфор не воспламеняется от воды. Наоборот, во избежание окисления, фосфор хранят под водой) 2. «Вы знаете состав морской воды? … в ней хлористый натрий. Далее, в ней содержатся в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, серная кислота и углекальциевая соль…» (Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой»). (Серной кислоты в морской воде нет, она имеет слабощелочную среду, её рН около 7,4) Конкурс 5. Объясните явления. 1. Опускаем сырое яйцо в раствор соляной кислоты. Яйцо сначала опускается на дно, но через некоторое время оно всплывает. На поверхности яйцо держится недолго и вновь тонет – и так до тех пор, пока не растворится скорлупа. Что заставляет яйцо нырять и всплывать? Запишите уравнение реакции. (Яйцо тонет, так как его плотность выше, чем у кислоты, а всплывать его заставляют пузырьки углекислого газа) 2. В книге Ю.В. Ходакова есть интересное описание свидетеля одного из редких явлений природы, который, «увязая в болоте, добрался до заброшенного кладбища, то увидел целую массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом в аршин, другие много меньше. Вот на выступающем бугорке вспыхнуло бледное слегка синеватое пламя, заколыхалось, а при первом дуновении ветерка быстро помчалось вперёд. Вот загорелся другой огонёк, третий, четвёртый; вот бегут их десятки. Огоньки летали… ». Объясните это таинственное явление. (В природе условия для образования водородных соединений фосфора встречаются редко, только там, где происходит быстрое, без доступа воздуха, гниение органической материи, обогащённой фосфором: на болотах и кладбищах. Просачиваясь вместе с другими продуктами гниения на поверхность земли и сталкиваясь с воздухом, водородные соединения фосфора окисляются, что и обусловливает появление блуждающих огоньков) 3. ОПЫТ! В пробирку наливаем йодную настойку. Сверху наливаем бензин и встряхиваем. Когда смесь расслоится, кольцо бензина окрасится в тёмно – бурый цвет, а водный раствор йода посветлеет. Почему? (йод лучше растворяется в органических растворителях) Конкурс 6. Химия и жизнь. 1. Вы пролили йод на салфетку. Как его вывести? (Подождать, в результате физического явления – сублимации – йод испарится сам. Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его вывести нельзя) 2. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней бельё. Вторая Прокипятила бельё 5 минут, затем охладила воду до 60 градусов и начала стирать. У кого лучше отстирается бельё и почему? (При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жёсткость и моющие средства действуют эффективнее) Конкурс 7. Свой вопрос Команды задают соперникам свои вопросы, при этом должны быть готовы сами на него ответить. Подведение итогов. |
Видоизменения подземных побегов Учитель Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории | Урок по алгебре Учитель: Карпенко С. В. Тема урока : «Перестановки» Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира | ||
Городской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя... Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко... | Конспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | ||
Программа Эссе «Мой Шолохов». Шеварёва Лидия, 8а класс (учитель Таравкова... Жизнь и быт казачьей семьи в начале XX века (на примере рассказа «Нахалёнок» М. А. Шолохова). Погодин Михаил, 6в класс (учитель Красюкова... | Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении | ||
Протокол №2012 г Карпенко Т. Ш Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | Урок по светской этике (4 класс, учитель Торопчина О. А.) Тема: «Справедливость» Цель: формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия справедливости | ||
Урок окружающего мира 1 класс Учитель Кириенко О. В. Тема: Кто такие птицы? Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки | Максим Карпенко Вселенная Разумная Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор | ||
Урок по теме «Класс Птицы» З. Ю бирюкова, учитель биологии, мбоу сош №62, г. Н. Новгород Цель Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц | Контрольная работа Карпенко Е. В., канд социол наук, доцент кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Календарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы.... Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | ||
Конспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2003 Учитель: Соколов В. Н Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | Протокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В |