Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
КАФЕДРА ХИРУРГИИ
ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“Утверждаю”
проректор по учебной и
воспитательной работе,
доктор медицинских наук,
профессор А.Л. Бондаренко
________________
«___»________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего усовершенствования по специальности
«ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ» Продолжительность цикла: – 144 часа
Лекционные занятия – 38 час.
Семинарские занятия – 35 час.
Практические занятия – 71 час.
Экзамен: 6 часов (за счет практических занятий)
Киров – 2012 г.
Рабочая программа по учебной дисциплине «ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ» составлена на основе Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности № 040123 «Травматология и ортопедия» (МЗ РФ, Москва – 2001) и типового учебного плана и образовательно-профессиональной программы первичной специализации (интернатуры) выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Травматология и ортопедия» (МЗ РФ, Москва, 1996) Рабочую программу составили заведующий кафедрой хирургии ИПО профессор В. А. Вязников, доцент кафедры хирургии ИПО В.М.Русинов.
Программа рассмотрена на заседании кафедры хирургии ИПО:
протокол №4 от 4 апреля 2012 г.
Заведующий кафедрой
доктор мед. наук, профессор В.А.Вязников Рецензенты: Заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и ВПХ
Нижегородской ГМА, доктор мед. наук, профессор С.Б.Королев
Доцент кафедры травматологии и ортопедии
Кировской ГМА, доктор мед. наук Н.В.Маджаров
Одобрена Методическим советом
Института последипломного образования, протокол № ___ от ______2012г
Секретарь Н.В.Поздеева Утверждена Центральным методическим советом Кировской ГМА протокол № _____ от “_____” _____________ 2012 г. Секретарь ЦМС ____________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………8
Перечень практических навыков………………………… 16
УЧЕБНЫЙ ПЛАН……………………………………………………... 19
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………….20
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..22
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….39
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ……………………………………… 90
IX. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ………………………………………….91
X. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ…………………………………...97
XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….111
ВВЕДЕНИЕ Травматолог-ортопед – специалист с высшим медицинским образованием, имеет право самостоятельно оказывать диагностическую помощь при повреждениях и заболеваниях органов опоры и движения.
Внедрение в повседневную практику новейших медицинских технологий требует совершенствования системы последипломной подготовки специалиста.
Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, проведение общего усовершенствования, сертификационных и тематических циклов призваны поднять стандарт специалиста на приемлемый уровень.
Сочетание фундаментальных знаний с основами диагностики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, наряду с освоением новейших технологий, позволяет обеспечить модернизацию традиционной подготовки специалистов.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Постдипломное повышение квалификации травматологов-ортопедов должно преследовать главную цель – улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению путем внедрения современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения, как у детей, так и у взрослых, а также изучения и освоения различных аспектов реабилитации.
На должность травматолога-ортопеда назначается врач лечебного профиля, освоивший программу постдипломной подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
Преподавание базовых знаний по травматологии и ортопедии осуществляется в ВУЗах, медицинских академиях и университетах, однако более существенная часть осваивается на кафедрах постдипломного образования.
Основными задачами постдипломной подготовки травматолога-ортопеда являются:
подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе с ортопедическими пациентами, а также при травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата;
улучшение практических навыков посредством освоения технологий, применяемых в травматологии и ортопедии;
формирование клинического мышления квалифицированного врача, способного осуществлять дифференциальную диагностику в сложных ситуациях, где требуются подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе, знания в смежных дисциплинах. Все это предполагается обеспечить путем создания стандарта подготовки специалиста по данному профилю.
Высшее учебное заведение должно располагать соответствующей материально-технической базой. Речь, прежде всего, идет о наиболее полном наборе клинических отделений, где лечатся больные с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых. Достаточное количество операционных должно способствовать индивидуальной подготовке специалиста.
Наличие в клинике новейшей диагностической техники позволяет освоить молодому специалисту основы диагностики.
Важным условием для последующей свободной работы специалиста является обучение во время приема больных с амбулаторной травмой и с последствиями ее в поликлинических условиях.
Постдипломная подготовка специалиста осуществляется с учетом базисных знаний, полученных врачом в высшем учебном заведении и не должна дублировать их. При этом важнейшим элементом является освоение навыков оказания врачебной помощи при неотложных состояниях, особенно при сочетанных и множественных повреждениях.
В соответствии с нормативными сроками освоения стандартов послевузовской профессиональной подготовки “Постановление Госкомвуза РФ N 13 от 27.12.95 “Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам“, на основании «Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов» продолжительность цикла может составлять 144 часа (1,0 мес.) – кафедра хирургии ИПО рассмотрела новые учебные планы и программу и утвердила следующую форму обучения в течении аттестационно-сертификационного цикла:
Форма обучения – очная (144 часа – 1,0 мес.);
Минимум теоретической подготовки на цикле - 73 часа, из них – 38 часов лекций, 35 часов семинарских занятий
Практические занятия, включающие самостоятельную работу и практические занятия под контролем преподавателя (в том числе – элективы – 10) профессиональная подготовка врача травматолога-ортопеда на рабочих местах -71 час.
Организация учебного процесса:
А) Профессиональная подготовка травматолога-ортопеда на рабочем месте (практические занятия и самостоятельная работа) – 71час:
Врачи-слушатели распределяются по клиническим базам/отделениям Кировской областной клинической больницы №3 (травмбольница). Практическую и самостоятельную работу курируют преподаватели кафедры хирургии ИПО.
Врач-слушатель принимает участие во всех диагностических исследованиях, разборе больных, посещает утренние врачебные конференции, тематические и клинико-анатомические конференции. С преподавателем участвует при перевязках больных, ассистирует в качестве первого и второго ассистента на операциях. Принимает участие в клинических разборах больных, в общих обходах, в консилиумах. По окончании практики на рабочем месте каждый врач-слушатель представляет на кафедру ведомость посещений занятий за подписью ответственного за цикл преподавателя или зав. отделения.
В) Теоретическая аудиторная подготовка (лекции и семинарские занятия) проводится на соответствующих базах.
При первом посещении кафедры на теоретический курс – преподавателем проверяется общая теоретическая подготовка по тестам академии постдипломного образования на компьютерах.
Организация аудиторных практических занятий (время проведения занятий 6-8 часов в зависимости от расписания):
Выяснение исходного уровня слушателей –15 мин. В беседе с преподавателем проводится опрос, выяснение у слушателей перечня вопросов по соответствующей тематике, требующей наиболее полного разбора.
Клиническое обсуждение больных в палате, в перевязочной или в операционной, разбор техники операций по теме – 3 часа.
Разбор теоретических вопросов по теме. Ответы преподавателя на вопросы – 1-2 часа.
Просмотр видеоматериалов, слайдов видеофильмов, участие в диагностических процедурах и манипуляциях – 2-3 часа.
Контрольный опрос, работа с ситуационными задачами, тестами – 25 мин.
Подведение итогов. Заключение преподавателя – 20 мин.
Реферат по одной из тем травматологии и ортопедии предоставляется слушателями перед экзаменом.
По окончании цикла до заключительного экзамена – собеседования врачи-слушатели сдают итоговый тестовый экзамен на компьютерах.
Экзамен – собеседование принимает в последний день цикла комиссия, если у врача – слушателя имеются положительные оценки за практическую часть экзамена и тестовый контроль.
|