Скачать 79.11 Kb.
|
Конспект урокапо теме: "Кислород. Оксиды. Горение".Разработка учителя биологии и химии МБОУ «Новотинчуринская ООШ» Красновой Ларисы Алексеевны. Цели урока: Образовательные- - расширить и углубить знания учащихся о кислороде, изучив химические свойства кислорода, - сформировать понятие «оксиды», - закрепить умения учащихся составлять формулы веществ по валентности и химические уравнения, называть вещества. Развивающие- - развивать познавательный интерес, - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитательные- - содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Методы: беседы, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), самопроверка и сообщения учащихся. Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, раздаточный материал. Оборудование и химические реактивы: колба с песком и колба с водой, заполненные кислородом, ложечки для сжигания веществ, спиртовка, спички, лучинка, демонстрационный столик, сера, железо. Ход урока
Девиз урока: Учитель: Сегодня мы совершим необычное путешествие в «Мир удивительного вещества». А что это за вещество, почему именно оно, догадайтесь сами. В этом вам помогут загадочные картинки. (На экране появляются картинки, отражающие области применения кислорода).слайд1 Что объединяет все эти картинки? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов). Учитель: Итак, мы совершаем путешествие в «Мир кислорода». Из атомов мир создавала природа. Два атома легких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода, И получилась частица воды, Море воды, океаны и льды… Стал кислород чуть не всюду начинкой, С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород, Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растения, Жизнь появилась: дыханье, горение. Первые люди, что жили в пещере… Огонь добывали при помощи трения, Хотя и не знали причины горения. Роль кислорода на нашей Земле Понял великий Лавуазье. Слайды3-7 (На доске появляется девиз урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия. (Я.Берцелиус) Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним, Что вы уже знаете о кислороде? (Фронтальная беседа с учащимися) Учитель: Вы уже многое знаете, но этого мало. Давайте познакомимся с кислородом поближе. Итак, в путь.слайд10 Наша первая остановка – Историко-информационная. Когда же и кем был открыт кислород на Земле? (Сообщения учащихся В ходе рассказа учащихся на экране появляются портреты ученых-химиков) Еще в начале XVII веке газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание. Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам слайд 11 В 1750 году М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. слайд 12 В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.слайд13 В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли. слайд14 И все-таки главная фигура в истории открытии кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов, проведенных этими учеными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. слайд15 А откуда взялось это название? Кислород – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. Хотя вначале этот элемент Лавуазье назвал «жизненным газом». А как вы думаете, почему? ? Где же на Земле встречается кислород? Слайд 18 Это мы узнаем на следующей станции «Составная» Учащиеся предлагают свои варианты. Учитель: Он повсюду и везде: В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне. Кислород – наиболее распространенный на Земле химический элемент. (На экране «Таблица распространенности кислорода на Земле») Литосфера на 47% по массе состоит из кислорода, входящего в состав различных сложных веществ: оксидов и солей. В атмосфере в воздухе содержится 23% по массе свободного молекулярного кислорода. Гидросфера содержит 85,8% кислорода, основная доля которого приходится на воду. Кислород также входит в состав растений (около 40%), животных (около 20%), минералов, большинства солей, кислот, органических соединений. Тело человека примерно на 65% состоит из кислорода. А если химического элемента на Земле много, следовательно этот элемент очень важен. А важность кислорода определяется его свойствами. Кислород – восьмой по счету, Если вес за меру взять. Если ж мера – место в жизни, Номер надо поменять. Вся важность кислорода определяется его свойствами.слайд20 Итак, следующая станция «Свойственная» Какими физическими свойствами обладает кислород? (Фронтальная беседа с учащимися о физических свойствах кислорода, которые им известны). Учитель: Физические свойства кислорода: слайд21 (Работа с учебником ,важнейшие свойства появляются на экране) газ без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при давлении 1 атмосфера и температуре 0 градусов), t кипения – 182,9 градусов, t плавления – 218,8 градусов. Какими химическими свойствами обладает кислород, в какие реакции вступает и что при этом образуется? На эти вопросы мы сможем ответить, посетив станцию «Опытно-экспериментальную».слайд25 Еще М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.слайд Чтобы определить, с какими веществами реагирует кислород, надо вспомнить А какие вещества по составу вы знаете? Ученик: простые и сложные. А какие бывают простые вещества? Ученик: металлы и неметаллы. ?Что можно предположить? Ученик: кислород может реагировать с металлами и неметаллами.слайд27 Учитель: Давайте посмотри, действительно ли кислород реагирует с неметаллами? (Видеофрагмент опыта: горение серы в кислороде.) Да, действительно, реакция прошла. А по каким признакам вы определили? Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла, газа, запаха. Учитель: Итак, сера горит в кислороде. Запишем уравнение этой реакции. Сколько веществ образуется в результате реакции? Ученик: одно. Учитель: Получается оксид серы. (учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции). Видеофрагмент опыта S + О2 = SО2 (свет, тепло, запах, газ) Аналогично идет реакция с фосфором. Запишем уравнение горения фосфора. Демонстрируется опыт 4Р + 5О2 = 2Р2О5 Давайте посмотрим, будет ли кислород взаимодействовать с металлами? Видеофрогмент опыта: горение железа в кислороде. Какие признаки химической реакции? Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла. Учитель: Железо горит в кислороде. Составим уравнение реакции горения железа. (учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции). В результате реакции образуется смешанный оксид железа: Оксид железа (II) и оксид железа (III). 3Fе + 2О2 = Fе3О4 (свет, тепло) Итак, в кислороде горят и металлы и неметаллы. Сл., кислород поддерживает горение веществ. А что такое горение?слайд28 Давайте вместе попытаемся дать определение этим реакциям. ?Что общего выделялось в результате реакций горения. (Беседа с учащимися по формулировке данного понятия). Горение – это реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением тепла и света. (Это определение записывается учащимися в тетрадь). Учитель: Посмотрим внимательно, что образуется в результате всех реакций? Оксиды. Оксиды бывают разные Твердые, жидкие, газообразные. По-разному называются И свойствами отличаются. Но в одном они едины Их вместе называют - оксиды. Что общего в составе этих веществ? (Беседа с учащимися по формулировке данного понятия). Попытайтесь дать определение оксидам.слайд30 Учащиеся пытаются сформулировать это понятие. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. (Это определение записывается учащимися в тетрадь). А теперь давайте поиграем в игру «Третий лишний». Групповая работа учащихся. Класс делится на группы по 4 человека). Определите лишнее вещество и поднимите соответствующую цветную карточку. Ответ мотивируйте. (Задание появляется постепенно на слайде).
(По ходу работы учитель комментирует, где встречаются и применяются данные оксиды). Следующая игра «Найди соответствие». Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
(На экране появляется текст задания. Учащиеся работают индивидуально). Проверяем полученные результаты, сверяем правильные ответы с экраном. Учащиеся комментируют полученные ответы. Итак, мы совершили путешествие в «Мир кислорода». Что нового вы узнали о кислороде? (Во фронтальной беседе повторяются основные понятия, изученные на уроке). Учитель: А по возвращении домой все путешественники всегда делятся своими впечатлениями от увиденного, заполняют дневники. И я вам предлагаю вам поделиться тем, что вы узнали в нашем путешествии. Индивидуальное выполнение тестовой работы по вариантам. Кислород. Оксиды. 1 вариант.
Кислород. Оксиды. 2 вариант.
Учитель: Ребята, поменяйтесь вариантами и проверьте работы и поставьте друг другу оценки в соответствии с заданными критериями. (Ответы и критерии оценки появляются на экране). В завершении урока учитель дает домашнее задание. |