Скачать 237.57 Kb.
|
Тема 12. Методика изучения темы "Теория электролитической диссоциации". 1. Место и значение темы в курсе химии В настоящее время выбор учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, достаточно велик. Авторы каждого из этих учебников предлагают свои подходы к изучению темы в школьном курсе химии. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. в своих учебниках на изучение темы "Вода. Водные растворы" отводят 6/11 ч. в 8 классе. Тема "Теория электролитической диссоциации" изучается в 9 классе в объеме 10/15 часов. Согласно авторской программе и учебнику Минченкова Е.Е. и др. изучение темы в 8-9 классах не предусмотрено. Согласно авторской программе и учебнику Н.Е. Кузнецовой с соавторами тема "Электролитическая диссоциация" изучается в 9 классе, на тему отводится 12/16 часов. Согласно авторской программе и учебнику О.С. Габриеляна тема "Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции" изучается в конце курса восьмого класса и состоит из десяти параграфов, изучается в течение 18 часов. В рамках этой темы рассматриваются вопросы теории электролитической диссоциации. Завершает тему и весь курс 8 класса химический практикум "Свойства электролитов" – 4 часа. Значение темы переоценить трудно. Во-первых, происходит углубление и развитие понятий об основных классах неорганических веществ (соли, кислоты, основания), изучаются механизмы реакций между электролитами в растворах, вводится большое число новых понятий, расширяются ранее изученные. Во-вторых, тема является теоретической базой для понимания химических свойств отдельных элементов и их соединений и служит основой для дальнейшего их изучения в разрезе отдельных групп химических элементов. В-третьих, тема имеет огромный потенциал для дальнейшего развития учащихся на основе эксперимента и постановки проблемных вопросов. В-четвертых, продолжается формирование научного мировоззрения, которое поможет учащимся объяснять многие явления действительности. 2. Основные понятия темы Основные понятия темы рассмотрим на примере учебника О.С. Габриеляна. Автор в каждом параграфе дает ряд новых понятий, а также использует ранее изученные термины для закрепления. Так, в § 34 "Растворение. Растворимость веществ в воде" впервые дается 15 понятий, это: растворы, растворенное вещество, растворение, физическая теория растворов, диффузия, гидраты, кристаллогидраты, медный купорос, гидратная теория, насыщенный раствор, ненасыщенный раствор, пересыщенный раствор, глауберова соль, растворимость. В этом параграфе рассматриваются и изучаются процессы растворимости, количественные оценки растворимости на примере кривой растворимости. В § 35 "Электролитическая диссоциация" изучается 10 новых понятий, такие как: электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты, диссоциация, диполь, ассоциация, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты. Целью параграфа является усвоение новых понятий и механизма диссоциации веществ с разным типом химической связи. В § 36 "Основные положения электролитической диссоциации" впервые рассматривается 12 понятий, это: положительные и отрицательные ионы, простые и сложные ионы, гидратированные и негидратированные ионы, катион, анион, электронейтральный раствор, кислоты-электролиты, основания- электролиты, ступенчатая диссоциация. Целью параграфа является усвоение основных понятий теории электролитической диссоциации, классификации ионов по заряду и по наличию водной оболочки. В § 37 "Ионные уравнения" введено 6 новых понятий: ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, сокращенное ионное уравнение реакций, реакция нейтрализации, реакции ионного обмена. Целью параграфа является изучение реакций обмена, идущих до конца, различные виды ионных уравнений, формирование понятий о реакциях нейтрализации. В § 38 "Кислоты, их классификация и свойства" изучается 6 новых понятий: летучесть кислот, устойчивость кислот, стабильность кислот, нелетучесть кислот, нестабильность кислот, слабые нестойкие кислоты, рассматривается понятие кислота в свете электролитической диссоциации, изучаются также свойства кислот на примере НСl и H2SO4. В § 39 "Основания, их классификация и свойства" включено 2 новых термина: однокислотные и двухкислотные основания. Целью этих двух параграфов является изучение кислот и оснований с точки зрения электролитической диссоциации, их классификация по различным признакам, а также учение о реакциях характерных для кислот, щелочей и нерастворимых оснований. § 40 "Оксиды, их классификация и свойства" включает 7 новых понятий: жидкие оксиды, твердые и газообразные оксиды, солеобразующие и несолеобразующие оксиды, кислотный оксид, оснóвный оксид. Цель параграфа: изучение физических и химических свойств оксидов. В § 41 "Соли, их классификация и свойства" изучается 6 важнейших понятий: средние, кислые, оснóвные соли; малахит, вытеснительный ряд металлов. Целью параграфа является изучение классификации солей, химические взаимодействия солей, повторение электролитического ряда напряжения металлов. § 42 "Генетическая связь между классами веществ" включает 3 новых понятия: генетическая связь между классами, генетический ряд металлов, генетический ряд неметаллов. Целью параграфа является рассмотрение понятия о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. В § 43 "Окислительно-восстановительные реакции" вводится 9 новых понятий: признаки и различия реакций по фазе, направлению, по числу, характеру реагирующих веществ, процесс восстановления, окисления, окислитель, восстановитель, электронный баланс, отдача электронов. Целью параграфа является изучение определения степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов; реакции окислительно-восстановительные; процесс окисления, восстановления. Таким образом, в материал темы включено изучение около 80 химических терминов. Кроме того, в процессе обучения помимо химических терминов используется ряд других, относящихся к другим наукам. Естественно, что при таком объеме научной информации необходимо очень ответственно и тщательно разрабатывать и внедрять в учебный процесс методику изучения рассматриваемой темы. 3. Межпредметные и внутрикурсовые связи при изучении темы Физика – электрический ток (упорядоченное движение электронов, проводники первого рода и т.д.). Химия – Периодический закон и система химических элементов; Строение вещества; Виды химической связи; Типы кристаллических решеток; Состав и характерные свойства солей, кислот, оснований и оксидов. 4. Планирование темы Примерное планирование на основе лекционно-семинарской системы и крупноблочного изучения материала с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся представлено в таблице.
Данный подход к планированию позволяет выделить отдельные специализированные уроки передачи и усвоения новых знаний и уроки учета и контроля знаний учащихся. Следует подчеркнуть, что уроки-лекции – это не монологи учителя в течение всего урока, а объяснение нового материала на основе демонстрационных и лабораторных опытов, постановки и решения проблемных вопросов, эвристической беседы с широким применением наглядности и новейших средств обучения. 5. Наглядность и эксперимент Наглядность и эксперимент - это неотъемлемые средства обучения при изучении химии в школе Для проведения эксперимента по теме необходим прибор для определения электропроводимости веществ (ПЭВ). К сожалению, приборы заводского изготовления небезопасны в эксплуатации из-за возможности поражения человека электрическим током. Поэтому лучше изготовить самодельные приборы по следующим схемам. 1. Прибор для регистрации электропроводности веществ с помощью измерительной шкалы. Работа этого прибора осуществляется следующим образом. Перед тем как погрузить электроды в исследуемый раствор нужно убедиться в том, что шкала прибора правильно отрегулирована. Для этого нажимаем на кнопку и устанавливаем стрелку на нуль. Затем кнопку отпускаем и помещаем электроды в раствор. Стрелка начинает отклоняться, и мы фиксируем ее значение. Если стрелка показывает от нуля до пяти, то это хороший проводник или сильный электролит (например, металлы, раствор NaCl и др.). Если стрелка показывает значение от шести до восьми - слабый электролит. Если стрелка показывает значение от десяти до двадцати, то это вещество не является электролитом. Прибор 1 для регистрации электропроводности веществ с помощью измерительной шкалы. 1 - измерительный прибор (гальванометр); 2 - источник питания постоянного тока (батарейка типа Panasonic); 3 - резистор; 4 - кнопка-выключатель; 5 – электроды. 2. Более простым прибором для регистрации электропроводности веществ является прибор с чувствительным светодиодом. Он имеет следующую схему: Прибор II. 1 – чувствительный светодиод; 2 – источник питания (батарейка); 3 – электроды. Прибор позволяет вещества разделить на электролиты, то есть проводящие электрический ток и неэлектролиты - непроводящие электрический ток. При помещении электродов в исследуемый раствор электролита загорается лампочка, не загорается - неэлектролит. Недостаток этого прибора в том, что он не способен определять сильные или слабые электролиты. 3. При отсутствии светодиода можно воспользоваться в качестве индикатора электрической проводимости лампочкой на 6-12 вольт (прибор III). Лучший эффект наглядности могут дать приборы, позволяющие одновременно определять электропроводность нескольких веществ (растворов) – приборы IV и V.
Для изготовления приборов используют мягкие изолированные медные провода; электроды вставляют в два корпуса шариковых ручек, которые связывают между собой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 1-2 см. Выходы проводов (около 1 см) из нижних концов авторучек оголяют (снимают изоляцию). Приборы лучше всего для обеспечения полной безопасности работы с ними подключать к источнику тока 6-12 вольт; в соответствие с этим подбирают лампочку. Вместе с лампочкой можно подключить в схему электроизмерительный прибор. При отсутствии в лаборатории понижающего трансформатора можно в качестве источника использовать электробатарейки, к которым подбираются лампочки. Не исключается возможность изготовления ПЭВ и под сеть напряжением 220 вольт, однако в этом случае следует особо неукоснительно соблюдать правила техники безопасности; допускать учащихся до работы в этом случае категорически запрещается. После каждого тестирования электропроводности вещества электроды необходимо промывать водой и протирать насухо (обязательно при отключенном от сети приборе). |