Скачать 78.44 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Конспект демонстрационного логопедического занятия (3 класс) Тема: «Дифференциация звуков [б]-[п] и букв Б, П в слогах, словах и предложениях» Сержант Марина Юрьевна, учитель-логопед начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 1853 Москва 2011 год Цель:
Задачи:
Оборудование: тетрадные листы в линейку; ручки, колокольчики; карточки с заданиями; предметные и сюжетные картинки персонажей из мультфильма «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; компьютер, проектор, акварельные краски. Ход занятия
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Юрьевна, сегодня я проведу у вас занятие. Но сначала я бы хотела познакомиться с вами.
– Ребята, посмотрите, какие красивые облака у нас на экране. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, солнышко светит очень ярко – зажмурьте посильнее свои глаза! Облако перенесло нас в волшебное место, где много чудес. Расслабьте глаза, и открывайте их. Слезьте с облака, потянитесь, выпрямитесь. Ребята, мы с вами попали в сказку.
– Вы узнали, из какой сказки эти персонажи? Вспомните, как их зовут. – Отгадайте, чье имя зашифровано в загадке? Жил на свете очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Искал он ключик золотой. Всюду нос совал он длинный, Кто же это? (Буратино) – Какой первый звук в этом слове? Над простым моим вопросом, Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом, Из полена смастерил? (Папа Карло) – В каком слове вы слышите звук [п]? – Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать? – Правильно. Тема нашего занятия – различение звуков [б] и [п]. – А теперь вернемся в сказку. Ребята, вы помните, что только старая черепаха Тортилла знала тайну золотого ключика. Чтобы отдать его Буратино, мудрая черепаха приготовила много испытаний нашему герою. Вы поможете ему справиться с заданиями?
– Буратино отправился в страну Звуков. Ему нужно научиться четко и правильно произносить звуки [б] и [п] и узнать, в чем их сходства и различия. – Дайте характеристику звука [б]. – Дайте характеристику звука [п]. – Итак, чем же отличаются звуки [б] и [п]? Что общего у этих звуков?
– Скажите, чем мы обозначаем звуки на письме? – Буратино оказался в стране Букв. Ему нужно научиться правильно и красиво писать буквы Б и П. – Какой буквой обозначим звук [б]? Какой буквой обозначим звук [п]? – Вспомните, чем буквы отличаются от звуков? – Ребята, представьте, что у вас такие же длинные носы, как у нашего героя! Встаньте из-за своих парт, попробуйте «написать» эти буквы в воздухе своими длинными носами. (Развитие тактильных ощущений – дети в парах по очереди «пишут» на спинах друг друга буквы Бб или Пп). – Напишите эти буквы у себя на листах. – Теперь Буратино может следовать дальше, в другую страну! Вывод: звуки [б] и [п] обозначаются буквами Б и П.
– По дороге в страну Слогов Буратино встретил… А кого он встретил, вы отгадайте сами! Чье еще имя в сказке начинается со звука [б]? – Буратино встретил кота Базилио и его подругу лису Алису. Они решили перехитрить и запутать Буратино, чтобы он не нашел ключика! Они закрыли его в сыром, темном чулане и дали колокольчики, а что делать – не сказали! – Перед вами колокольчики. Я буду называть вам слоги и слова. Когда вы услышите звонкий звук [б], позвените колокольчиком, а если услышите глухой звук [п] – спрячьте его в своих ладошах! По, бы, па, пы, пу, бу; паук, бумага, клубок, посуда, барабан, пальто, собака, бант, капуста, поляна. – Молодцы, теперь Буратино снова на свободе и готов следовать за новыми заданиями.
– Перед тем как попасть в другую страну, давайте немного отдохнем. Выполнение движений под музыку вместе с учителем-логопедом.
– Буратино оказался в стране Слов. На его пути стояло большое дерево, на листьях которого были написаны слова. Буратино должен найти 4 слова с буквами Б или П. Но тут появился (В чьем еще имени персонажа сказки мы слышим звук [б]?) Карабас-Барабас и решил во что бы то ни стало помешать. Он ударил своим огромным сильным кулаком по дереву, все листья упали, и слова рассыпались! Помогите Буратино составить слова. Логопед раздает детям «листочки» с заданием (+ выводится на экран): Составить слова из слогов: ма, бу, га но, ле, по ти, нок, бо на, по, ля – Сколько слогов в слове? – Какой звук нашего занятия есть в слове? – В каком по счету слоге находится этот звук? – Ура! Буратино очень рад, что вы помогли ему выполнить это задание.
– Буратино встретился со своими друзьями – Мальвиной, Пьеро и Артемоном, чтобы немного отдохнуть и поиграть. Вспомните, какой породы была собака Артемон? Какой первый звук вы услышите в этом слове? – Давайте поиграем в игру «Добавь слог па или ба». Ла…, ры…, тро…, кру…, лам…, тол…, ли…, гу… .
– Следующим, кого встретил в стране Слов Буратино, оказался продавец пиявок Дуремар. Он тоже не хотел, чтобы Буратино нашел волшебный ключик и стер некоторые буквы в словах, которые приготовила черепаха Тортилла. Работа на карточках. Вставь пропущенные буквы. _аук, _укет, _акет, за_ор, _о_угай, _а_очка, _алкон, _у_лик, _лом_а. – Запишите эти слова в 2 столбика: с буквой Б в один столбик, с буквой П – в другой. – В какой столбик вы записали слово «пломба»? Почему? – Ребята, спасибо! Вы и тут помогли Буратино! 9. Дифференциация звуков и букв в предложениях. – Последняя страна, где Буратино ждет еще одно испытание, – это страна Предложений. Здесь нашего героя ожидают новые трудности. – Ребята, злой и завистливый Дуремар перепутал все слова в предложениях. Нужно найти ошибки и составить эти предложения правильно. Помогите, пожалуйста, Буратино! Задание выводится на экран: Папа Карло руки взял в полено. Кот Базилио полю к шёл Чудес. Папа букварь подарил Карло Буратино. Карабас-Барабас сосне бороду к приклеил. – Ребята, сейчас каждый получит карточку, на которой написано запутанное предложение. Запишите его на своих листочках правильно и подчеркните буквы нашего занятия. – Испытание преодолено! Вперед за ключиком!
– Наконец Буратино добрался до черепахи Тортиллы, но она зашифровала место, где находится ключик. Давайте попробуем его расшифровать. В каждой строчке спрятано одно слово, найдите все буквы оранжевого цвета, составьте из них слова, а затем предложение.
– Где же находится золотой ключик? «На дне пруда» – и Тортилла принесла со дна золотой ключик для Буратино, и волшебные листочки для вас. Закрасьте их тем цветом, который вам больше всего нравится. Подуйте на листочки, чтобы они быстрее высохли. – И Буратино, и вы нашли свои ключики!
– Ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятии? Какие звуки различали? Что общего у этих звуков? Чем они различаются? Чем обозначаются на письме? Рефлексия. – Как вы оцениваете свою работу на этом занятии? Поднимите ту картинку, которая больше всего подходит к оценке вашей работы. |