Скачать 43.6 Kb.
|
Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [Ж]. Перечень необходимого оборудования для занятия: Демонстрационный материал: две куклы – Золушка в платье с заплатками и в нарядном платье; панно с изображением жука в левом углу и разных предметов со звуком З на правой стороне (змея, берёза, козлёнок, стрекоза, коза, заяц, забор, роза); лазерная указка; ткань зелёного цвета (полянка); ткань синего цвета (река); яркие цветы, вырезанные из картона; «камни» - мешочки с песком; фонограммы - «Одинокий пастух», «Золушка», «Звуки леса»; магнитофон, фартук, мнемотаблица. Раздаточный материал: картон с пластилиновой основой и выложенными из гороха буквами; тарелочки с горохом и фасолью; жуки и комары на резинке по количеству детей; картинки со звуками [З],[Ж]; схемы звуков с картинками; фломастеры. Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа) Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе (дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) Тема: Дифференциация звуков [З] - [Ж]. Цель: учить дифференциации З-Ж Задачи: Коррекционно-образовательные: - учить сравнивать звуки [з],[ж] по акустическим и артикуляционным признакам; - учить дифференциации звуков [з],[ж] в слогах, словах, предложениях; - совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами НА, НАД, К; умение употреблять в речи множественное число существительных; - закреплять навыки чтения коротких слов с буквами З,Ж. - пополнять и активизировать словарь детей Коррекционно-развивающие: - развивать фонематическое восприятие; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать внимание, память, мышление. Воспитательные: - воспитывать умение быть доброжелательными, говорить спокойно, не повышая голоса; - воспитывать умение действовать в подгруппе. Ход занятия Организационный момент Логопед встречает детей в фартуке. - Ребята, отгадайте, кому я сегодня помогала? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов и она потеряла хрустальную туфельку на ступеньке. (Золушке.) Логопед показывает куклу – Золушку в платье с заплатками. На платье сидит жук. - Дети, скажите, какое сейчас настроение у Золушки? (грустное, печальное…) - А вы хотите, чтобы оно стало весёлым и радостным? Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий, и тогда Золушка превратиться в настоящую принцессу. Определение темы занятия - Посмотрите, кто сидит на платье у Золушки? (Жук.) - Какой звук мы слышим в начале слова жук? [Ж]. - Какой первый звук в слове «Золушка»? [З]. - Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки [З] и [Ж]. Сравнение звуков [З]-[Ж] по артикуляционным и акустическим признакам - Возьмите зеркала, спойте песенку комара и жука и расскажите о том, что делают губы, какое положение принимают зубы и язык, когда мы произносим эти звуки. (При произношении звука [З] – губы в улыбке, язык за нижними зубами, при произношении звука [Ж] – губы вытянуты вперёд, язык виде «чашечки»). - Давайте послушаем, как звучат эти звуки? (Твёрдо). - Какая фишка нужна для обозначения этих звуков? (Синяя). Развитие фонематического восприятия Логопед благодарит детей за правильные ответы и приглашает на полянку. Звучат звуки леса. – Ребята, а у меня кто сидит на фартуке? (На фартуке сидит жук и комар). - Посмотрите, кого много на полянке? (Жуков, комаров). Логопед раздаёт каждому ребёнку жука и комара. - Посадите на левую ладонь жука, а на правую комара. Если в слове услышите звук [ З]- поднимите комара, если [Ж]- жука. (Журавль, зуб, жёлудь, флажок, зал, крыжовник, вокзал, лужайка). Физкультминутка с использованием мнемотаблицы. - А как жука и комара назвать одним словом? (Насекомые). И мы сейчас превратимся в насекомых.
Произношение звуков [З, Ж] в слогах Логопед привлекает внимание детей к преграде на их пути (река). - Дети, перед нами преграда. Давайте подумаем, как её преодолеть (высказывания детей). Давайте пройдём по камням, но при этом произнесём слоговую цепочку (за-жа-за, зы-зы-жи, жо-зо-жо, жу-зу-жу…). Произношение звуков [З, Ж] в предложениях - Молодцы! Преграду прошли успешно. Давайте отдохнём, присядем на «камни». (Дети садятся) Перед детьми выставляется панно. Логопед ведёт лазерной указкой с жука на предметы. - На кого сел жук? (Жук сел на козу). - К кому подлетел жук? (Жук подлетел к зайцу). - Кто смотрит на жука? (На жука смотрит стрекоза) и т.д. Дидактическая игра «Отбери картинки» Дети делятся на две команды и садятся за столы (1 команда «Комары»- отбирают картинки со звуком [З], 2 команда «Жуки»- со звуком [Ж]). Дидактическая игра «Соедини картинку со схемой». Дети меняются названиями команд и соединяют картинку со схемой. Затем оценивают друг друга. Закрепление букв З, Ж, чтение слов - Какой буквой мы обозначаем звук [З]- (З), [Ж] - (Ж). - Золушка просит ей помочь разобрать фасоль и горох и выложить недостающие буквы (З-Ж). Дети выкладывают недостающие буквы, затем читают получившееся слово (звучит фонограмма «Одинокий пастух»). Итог занятия. Логопед показывает куклу-Золушку в красивом платье. (Звучит музыка) - Ребята, посмотрите, Золушка превратилась в принцессу. Скажите, какое сейчас настроение у Золушки? (весёлое, радостное…) Она благодарит вас за помощь и очень хочет, чтобы вы всегда были похожи на неё. Были как она - красивыми, трудолюбивыми, добрыми и отзывчивыми. Используемая литература: 1.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М, Мозаика-Синтез, 2005 2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада с ОНР. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008 4.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М, Владос, 1999 5.Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. М, 2008 6.Степанова Н.М., Аюпова Е.Е. Развитие речи ребёнка-дошкольника. Пермь, 2009 |