Скачать 30.01 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС. Цель: Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравнения реакций в ионном виде. Оборудование: кристаллизатор, фильтровальная бумага, ножницы, пинцет, таблица «Периодическая система», учебник Рудзитис «Химия 9» Реактивы: литий, натрий, вода, фенолфталеин. План урока:
Ход урока.
- Каких элементов больше- металлов или неметаллов? -Где расположены металлы в периодической системе? -Каковы особенности строения атомов, простых веществ металлов? -Какие химические свойства характерны для металлов? Почему? Назовите Самые типичные металлы, Самые «металличные». (учащиеся называют элементы первой А-группы)
Учитель объявляет тему, сообщает задачи, цели урока) -Где эти элементы расположены в периодической системе? (записать) -Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? (на внешнем энергетическом уровне – 1электрон, это S-элементы) Задание. Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K. ( 3-ое учащихся выполняют задание на доске, остальные в тетради). Демонстрация опыта. Физические свойства щелочных металлов. Учитель обращает внимание на условия хранения металлов- в жестяных банках, литий- в вазелине, так как это лёгкий металл, натрий и другие металлы- в керосине. Пинцетом учитель достает кусочки лития и магния и промакивает их фильтровальной бумагой. Затем делает срез металлов, демонстрируя характерные для металлов свойства- пластичность, металлический блеск. -Какие физические свойства характерны для щелочных металлов? (Учащиеся перечисляют, записывают). -Как вы думаете, почему эти вещества хранятся в таких условиях? (Вещества ОЧЕНЬ активны). Самостоятельная работа с учебником. Задание. Выписать из учебника схему взаимодействия щелочных металлов с другими веществами. Используя схему, составить уравнения химических реакций. I вариант для Li; II вариант для Na. Для уравнений реакций с кислородом и водой составить электронный баланс. (Двое человек выполняют задание у доски на оценку, остальные- в тетрадях. В конце- взаимная проверка в паре) -Какой из щелочных металлов будет активнее взаимодействовать с другими веществами? Почему? Демонстрация опыта. В 2 кристаллизатора налить воду, добавить в один- приготовленный ранее кусочек лития, а в другой- кусочек натрия. -Что наблюдаете? -Какой газ выделился? -Почему эти металлы называют щелочными? (При взаимодействии с водой образуются щелочи). Демонстрация опыта. К полученным растворам добавить фенолфталеиновый. -Что наблюдаете? -Что такое Щелочи? -Какие свойства характерны для щелочей? (взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, растворимыми солями, если образуется осадок). Задание. Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
( Итак, Первой группы элементы Одинаково валентны, Легкоплавки и мягки, Серебристы, как снежки. Только с ними не зевай- К ним воды не наливай! Не послушаешь совета И поплатишься за это! Не услышишь мой призыв- Грянет в классе страшный взрыв! И тогда ты, наш дружок, Испытаешь страшный шок! Потому что двойку сразу Ты получишь за урок. После такого стихотворения уместно огласить оценки за урок Стихотворение из газеты «Химия» 1998г., №13, Конкурс «Я иду на урок». |