Скачать 71.11 Kb.
|
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 Калининского района Санкт-Петербурга Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме: «Наука химия. Понятие о веществе.» Класс: 8 класс Цель урока: создать условия для развития мотивации к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: по дидактической цели – урок ознакомления с новым материалом; по способу организации – вводный Используемые образовательные технологии:
Форма проведения: сочетание беседы, практической работы, видеопоказа, игры Оборудование и материалы: реактивы (растворы солей), набор ареометров, х/ф «Гудзонский ястреб», видеомагнитофон, телевизор; на каждой парте – вещества в баночках, пробирки, ложечки для веществ, кружка с водой, палочка для перемешивания веществ. Ход и содержание урока 1 этап Цель: познакомить учащихся с историей возникновения химии, дать определение науке «химия». Так как это первый урок химии в 8 классе, учащиеся входят в класс, встают – здороваются и учитель представляется, и говорит, что нам предстоит начать изучение новой науки – науки химии. Что ж начнем урок. Гаснет свет – на кафедре загораются разноцветные огни (горит вата, смоченная растворами солей: лития-красное пламя, меди – зеленое и т.п.). Учитель читает стихи: Взор химика пытлив, ему порядок мил, Среди своих реторт, пробирок и приборов, Таких загадочных для любопытных взоров. Стремится он постичь капризы тайных сил. Он многое их них уже установил. Веди же и меня в загадочное царство! Я верю: только в нем отыщется лекарство От всех бесчисленных печалей и скорбей. Я неспроста начала урок с замечательного стихотворения Армана Сюлли – Прюдома, так как вы действительно, на пороге загадочного царства химии, науки с удивительным прошлым, настоящим и фантастическим будущим, потому что, чего бы не коснулись наши руки, это все – результат химических процессов. Из клинописей, найденных в Древнем Египте, можно судить, что слово «химия» возникло за 3000 лет до нашей эры. Существует несколько версий происхождения этого слова: от слова «хемес» (в честь греческого мудреца Гермеса Трисмегистра); от слова «хима» - в переводе с греческого «выплавка металлов»; от слова «хеми» - старинного названия Египта. А как же появилась наука химия? Еще с глубокой древности человек задавал себе вопрос: «Из чего состоят окружающие его тела, он сам, вся Вселенная?». Египтяне считали основой всего воду, т.к. их благополучие зависело от разливов реки Нил. Греческие мыслители видели основу в воздухе (из воздуха образовывались облака, из облаков – вода, земля и все тела природы.). Аристотель считал, что все тела состоят их четырех принципов: холода, тепла, влажности и сухости. Учение Аристотеля послужило основой для развития алхимии. Учитель задает вопрос: «Кто такие алхимики и чем они занимались?». Слушает ответы детей и подводит итог: алхимики ставили перед собой сверхзадачу – научиться получать из неблагородных металлов благородные (золото). Они считали, что есть некое магическое вещество («философский камень», «эликсир мудрецов» и др.), которое может решить эту задачу. Поиски алхимиков продолжались 12 столетий. Такой длинный период в истории человечества до сих пор вспоминают, например, в художественных фильмах. Учитель предлагает посмотреть фрагмент х/ф Майкла Леманна «Гудзонский ястреб», в котором показана машина по производству золота из свинца, а так же главный герой ищет магический кристалл, который способен производить золото. Конечно, изыскания алхимиков не имели никакой научной основы, но все-таки благодаря поискам «философского камня», они, подчас случайно, открывали новые вещества, описывали их свойства, что, несомненно, помогло химикам будущих столетий. Вот один из таких примеров. В 1669 г. солдат – алхимик Хеннинг Бранд в поисках «философского камня», собирал мочевину в солдатских казармах и упаривал ее до образования красной жидкости, которую он смешал с углем и прокалил. Каково было его удивление, когда он увидле, что полученное им вещество светится в темноте. Счастливая случайность помогла Бранду открыть вещество, которое получило название фосфор (в переводе «светоносец»). Но главным источником знаний в те времена была не алхимия, а практическая деятельность литейщиков, металлургов, фармацевтов. Опыт производства накапливался, передавался из поколения в поколение. В XVI веке были изданы первые книги о химических процессах, созданы первые химические лаборатории. Открытия новых веществ, химических процессов следовали одно за другим, создавалась теория науки, науки – химии. Сегодня химия – одна из передовых и перспективных наук. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что изучает наука химия. Учащиеся отвечают. Учитель подводит итог 1 этапа урока и просит открыть тетради и записать тему урока: «Предмет химии. Вещества. Свойства веществ» И записываем определение: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. 2 этап Цель: формулировка понятий: «вещество», «свойства веществ»; установление разницы между «телом» и «веществом».Динамическая пауза. Теперь давайте ответим на вопрос: Что такое физическое тело и вещество? Вещество – то, из чего состоят физические тела. Физическое тело – предмет природы, который можно исследовать. Игра: А сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять подряд тела и вещества. Если я называю вещество, вы молчите, а если тело, то хлопаете в ладоши. Мяч, алюминий, вода, снежинка, стакан, каучук, железо, ложка, стол, уксусная кислота и т.п. После завершения игры, учитель спрашивает: «Как вещества можно отличить друг от друга?». Дети отвечают: по цвету, запаху и т.п. Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой называют свойствами. Вы уже изучали физические свойства веществ на уроках естествознания, физики, попробуйте их перечислить. Давайте запишем их в тетради: Физические свойства веществ:
Учитель показывает учащимся ареометры, измеряет плотность раствора серной кислоты, щелочи. 3 этап. Цель: изучение физических свойств веществ – практическая работа. Сейчас вам предстоит изучить физические свойства, предложенных веществ и сравнить их. Хочется напомнить вам, что кабинет химии – кабинет повышенной опасности и в нем необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности. Попробуйте сформулировать какие. Учащиеся, вместе с учителем, формулируют правили техники безопасности в кабинете химии. После ознакомления с физическими свойствами веществ вам необходимо заполнить сравнительную таблицу. Раз таблица сравнительная, то нам необходимы признаки сравнения – физические свойства, необходимо установить различия и сходства. Таблица 1 . Сравнение физических свойств веществ
На каждой парте предложены разные вещества. После выполнения практической работы и заполнения таблицы учитель предоставляет слово учащимся, которые рассказывают об исследуемых веществах, выделяют сходства и различия в их свойствах. 4 этап. Цель: подведение итогов урока, рефлексия Урок подошел к концу. Скажите, пожалуйста: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Что вас удивило? Далее учитель задает домашнее задание: выпишите в тетради 5 тел и напротив те вещества, из которых сделаны эти тела; выпишите физические свойства трех веществ, которые есть у вас дома. Список литературы:
|
План-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения... Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия) | Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Название раздела. Тема урока Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Отраслевое соглашение Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Первичная профсоюзная организация Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | 1. Институт международных переговоров Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Программа научного кружка Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель... ... | ||
«теория и практика ведения переговоров на английском языке» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Программа дисциплины «Искусство ведения международных переговоров» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | Конспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина... Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях |