Учитель – логопед МС (К)ОУ «С(К)ОШИ №3» Овчаренко Т. В.
Открытое логопедическое занятие в 1 классе в рамках семинара-практикума «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Особенности логопедической коррекции устной речи»
Тема: Во саду ли, в огороде овощи и фрукты.
Цели:
Образовательные:
Активизировать словарь по теме “Овощи-фрукты”.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами и относительные прилагательные.
Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными.
Развивающие:
Развитие артикуляционного праксиса.
Развитие фонетических процессов, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;
Развитие грамматических навыков и навыков словоизменения;
Активизация, стимуляция зрительных функций;
Развитие мыслительных процессов, пространственной ориентировки.
Воспитательные:
Формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.
Оборудование: предметные картинки: овощи, фрукты, корзинки с цифрами, картинка ослика, сок, пирог, варенье, карточки для чтения, фасоль, волшебная палочка, поварской колпак, трафареты овощей, картинки «Овощи и фрукты. Большой - маленький»
Ход занятия.
Этап урока
| Содержание.
Деятельность учителя.
| Коррекционная задача.
Деятельность учащихся.
| I
II
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. III.
| Организационный момент
Назвать то, что можно есть.
Картошка, ложка, поварешка.
Апельсин, керосин, мандарин.
Диван, банан, барабан.
Вагон, лимон бульон.
Кабачок, крючок, значок.
Ананас, квас, контрабас.
Бровь, любовь, морковь.
Абрикос, мороз, пылесос. Основная часть.
Сообщение темы урока, нацеливание.
-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
-Где растут овощи?
- Где растут фрукты? Тренировка мимической и артикуляционной мускулатуры:
- Овощи «толстячки» и «худышки». Я назову овощ, а ты покажи его щечками. Если он «толстячек» – надуй щечки, если «худышка» – втяни щечки в себя: (тыква, стручок гороха, кочан капусты, помидор, морковь, зеленый лук, свекла, огурчик, картошка).
- «Банан» – губы сомкнуть, улыбнуться, приподняв уголки губ вверх.
- Круглая «редиска» – вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- Чередование упражнений «банан» и «круглая редиска». (10-12 раз)
- Спрячем «сливу» за щеку. «Уколоть» попеременно то правую, то левую щечку язычком (10 раз).
- «Щечки – яблочки»: попеременно надувать то правую, то левую щечку (10 раз). Развитие дикции и четкости речи.
Отгадать и повторить чистоговорки.
Ор-ор-ор — сорвали красный ………помидор.
Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.
Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.
Ос- ос-ос – на ветке сладкий абрикос.
Отгадывание загадок.
Летом в огороде
Красный, красный толстячок
Солнцу выставил бочок.
Ты ищи его на грядке
Он играть не любит в прятки. (помидор)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …(лимон)
Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой!
не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки!
(апельсин)
Образование прилагательных.
Логопед произносит предложение и бросает вам мяч, а дети находят ошибку, исправляют предложение и бросать мяч обратно.
На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?
Мама купила дочке (сладость) персик. Какой персик купила мама?
Бабушка запрещает есть (грязь) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?
Мы собрали (богатство) урожай помидоров. Какой урожай мы собрали? Игра «Маленькие эльфы»
Дети превращаются в эльфов, подходят к доске, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, называют овощ, фрукт и превращают его в маленький.
зелененькие яблочки,
желтенькие лимончики,
синенькие сливки,
синенький баклажанчик,
красненький помидорчик
Слоговой анализ и синтез. Весь урожай перебрать (разделить на слоги) и разложить в корзины.
(лук, дыня, огурец, тыква, помидор, капуста, баклажан, апельсин, лимон, банан, манго, киви, картофель, абрикос). Детям раздаются разрезные картинки со слогами. Сложить слово из слогов, прочитать его, сверить с картинкой (картинка под ширмой). Прочитать получившееся слово гласными буквами.
Д/игра «Проложи дорожку».
Соединить дорожкой из чечевицы овощи с буквой А.
Офтальмологическая минутка.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху назрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева - свекла, справа- клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва.
Закружилась голова.
Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слёг (закрывают глаза)
Согласование числительных с прилагательными.
Игра «Посчитай овощи и фрукты»
Физкультминутка.
Логопед называет овощи или фрукты, а дети садятся (если это овощ), или стоят на месте (если это фрукт). Игра “Поварята”.
(сок, начинка для пирога, варенье)
Игра «Небылицы».
Составление предложений:
Сварили из груш яблочный компот" и т.д. Д/И «Сушка овощей и фруктов»
На веревочке развешаны фрукты из фетра
Соотнести бумажные трафареты с фруктами из фетра.
Итог занятия. Оценивание детей.
| Развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия.
Дети отвечают на поставленные логопедом вопросы.
Развитие артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры.
Дети отгадывают загадки, опираясь на признаки овощей и фруктов, логопед выставляет картинки.
Развитие грамматических навыков и навыков словообразования.
Развитие навыка образования слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развитие слогового анализа и синтеза.
Формирование навыка чтения.
Развитие звуко- буквенного анализа. Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из чечевицы слева направо.
Расслабление глазных мышц.
Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.
Развитие словоизменения.
Дети достают из корзинки овощи и фрукты с цифрой и отвечают:
две тыквы;
пять помидоров;
три огурца и т. д. Двигательная пауза
Развитие грамматического строя, навыка словообразования
(образование относительных прилагательных)
Дети составляют предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок, яблочную начинку и яблочное варенье ”.
Дети придумывают подобные предложения: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Дети подбирают бумажные трафареты к фруктам из фетра, развешивают их на веревке с помощью прищепок.
|
|