Аннотация программы по химии В период подготовки к внедрению ФГОС основного общего и среднего общего образования при преподавании химии необходимо решать следующие задачи:
Создание условий для осознанного усвоения обучающимися основных химических понятий, законов, теорий, формирование на их основе научного мировоззрения восприятия химического образования как элемента общечеловеческой культуры;
Развитие на предметном материале мышления обучающихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении химическими знаниями, умениями и ключевыми компетенциями;
Формирование у обучающихся понимания возрастающего значения химии в жизни общества, чувства ответственности за состояние окружающей среды;
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
Законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки;
Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Программа, представленная для каждого из классов основной школы, рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю.
Программа для каждого из классов среднего общего образования рассчитана на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю) и 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю).
Дополнительный час в неделю в старшей школе необходим для повышения качества знаний, а, значит, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, так как большинство промышленных предприятий Ярославской области являются химическими. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Это означает, что в скором времени основная, а затем и старшая школы должны будут перейти на обучение в соответствии с требованиями новых стандартов.
В связи с этим в период подготовки к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования необходимо ознакомиться с содержанием следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (вступает в силу 1 сентября 2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. - (Стандарты второго поколения)
Примерная программа по учебному предмету. Химия. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html
Школа работает по учебникам О.С. Габриеляна, выпускаемым издательством Дрофа». Данная линия УМК, выпущенная издательством «Дрофа» включает более 60 наименований. Ни по одному предмету, в том числе по химии, нет более полной линии УМК. (О.С. Габриелян и др. Линия учебно-методических комплексов. Химия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2013)
Автор, название, издательство
| Особенности УМК
| Состав УМК
| Методический аппарат
| Изменения, внесенные в учебники в соответствии с требованиями ФГОС
| 1. Габриелян О.С. Химия-8. «Дрофа»;
Габриелян О.С. Химия-9. «Дрофа»
| - ведущая идея курса: знания не заучиваются, а выводятся, на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например, о строении атома;
- основные сведения выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневно жизни;
- линия начинается пропедевтическим курсом;
успешность курса обеспечивают его многопрофильность и многогранность
| - учебники «Химия-8», «Химия-9»
- учебное пособие -8,9 «Химия в тестах, задачах, упражнениях»;
- методическое пособие-8.9 «Химия»;
- учебно-методическое пособие -8 «контрольные и проверочные работы;
- учебное пособие-8 «Химический эксперимент в школе»;
- рабочая тетрадь «Химия-8»;
- тетрадь для лабораторных опытов и практических работ «Химия-8;
- тетрадь для оценки качества знаний-8;
- дополнительные материалы к учебникам: «Вода в нашей жизни»;
- методическое пособие «Настольная книга учителя»;
- Рабочие программы;
- электронные приложения к учебникам
| Вопросы и задания к параграфам сформулированы так, чтобы на практике осуществить деятельностный подход к обучению, в первую очередь в плане формирования информационно-коммуникативной компетентности. Задания, ориентированные на поиск, анализ и переработку информации (подготовка сообщений и презентаций) отмечены специальным символом – стилизованным изображением компакт-диска.
Первая часть в рабочих тетрадях представляет собой четкий, лаконичный и очень информативный опорный конспект учебного материала каждого параграфа, предполагающий сотворчество учителя и ученика. Такой конспект может быть оформлен не только в классе, но и дома или на следующем уроке во время опроса. Во второй части тетради многие задания предложены в формате государственных испытаний – ГИА и ЕГЭ. Выполнение приведенных заданий к параграфам позволит не просто выучить материал, но и получить опыт применения знаний в ходе самостоятельных и контрольных работ
| Изменения, внесенные в учебник для 8 класса в соответствии с требованиями нового стандарта, коснулись, в основном, методического аппарата.
Из учебника для 9 класса исключена глава, посвященная органическим веществам, в которой давалось понятие «валентности, поэтому это понятие вводится уже в 8 классе, как величина, соответствующая «числу ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атомами этого же или других элементов».
Учебник 9 класса претерпел существенные изменения в содержании первой и последней глав. Первая глава, согласно требованиям нового образовательного стандарта, дополнена обобщением знаний о химических реакциях – их классификацией, понятиями «скорость химической реакции», «катализ». Последняя глава посвящена обобщению сведений по курсу основной школы и подготовке обучающихся к ГИА. В остальном содержание и структура учебника остались прежними, а изменения, как и в учебнике 8 класса, коснулись методического аппарата. Содержание учебника 8 класса:
- Введение
- Гл.1. Атомы химических элементов
- Гл.2. Простые вещества;
- гл.3. Соединения химических элементов
- Гл.4. Изменения, происходящие с веществами – Химический практикум № 1. Простейшие операции с веществом
- Гл. 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции
- Химический практикум № 2.
Свойства электролитов
|
В 2013/2014 уч.г. при организации учебного процесса по химии в общеобразовательном учреждении руководствуются перечисленными ниже нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) (минобрнауки.рф/документы/884).
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14
(http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m241.html).
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
(http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html). |