Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 182.4 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер182.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений»




ФИО (полностью)

Бабкина Людмила Никитична



Место работы

МОУ «Киришская СОШ «8»



Должность

Учитель



Предмет

Химия



Класс

11



Тема и номер урока в теме

Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции»



Базовый учебник







  1. Цель урока:

  • Находить зависимость окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения;

  • Предсказывать условия проведения реакции и ожидаемые продукты окисления (на примере окисления алкенов)

  • Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронно- ионного баланса (на примере окисления алкенов)

  1. Тип урока

  2. Формы работы учащихся

  3. Необходимое техническое оборудование

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Тема занятия «Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений».
«Радость видеть и понимать есть самый великий дар природы» (А.Эйнштейн).
Место занятия в теме:
Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции», на предшествующих занятиях рассмотрены:


  • основные понятия теории окислительно- восстановительных реакций

определение степеней окисления атомов в органических соединениях, составление

уравнений реакций методом электронного баланса

  • метод электронно- ионного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций в органической химии

  • Основные окислители и восстановители, применяемые в органической химии


Цели занятия:

  • Находить зависимость окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения;

  • Предсказывать условия проведения реакции и ожидаемые продукты окисления (на примере окисления алкенов)

  • Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронно- ионного баланса (на примере окисления алкенов)

Этапы работы:

  1. Актуализация знаний

Окислительно-восстановительные процессы издавна интересовали химиков и даже алхимиков. Среди химических реакций, происходящих в природе, быту и технике, огромное множество составляют окислительно-восстановительные: сгорание топлива, окисление питательных веществ, тканевое дыхание, фотосинтез, порча пищевых продуктов и т.д. В таких реакциях могут участвовать как неорганические вещества, так и органические. Однако, если в школьном курсе неорганической химии разделы, посвященные окислительно-восстановительным реакциям, занимают значительное место, то в курсе органической химии на этот вопрос обращено недостаточно внимания.

Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителя - перманганата калия КМnО4 в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные ре­акции в КИМах встречаются не только в заданиях С1 и С2. В заданиях СЗ, представляющих це­почку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. В школе часто окислитель записывают над стрелкой как [О]. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реак­ции с расстановкой необходимых коэффициентов.

Окислительно-восстановительные реакции органических веществ – важнейшее свойство, объединяющее эти вещества. Склонность органических соединений к окислению связывают с наличием кратных связей, функциональных групп, атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.

Последовательное окисление органических веществ можно представить в виде следующей цепочки превращений:

Насыщенный углеводород.→  Ненасыщенный углеводород → Спирт→ Альдегид (кетон) →   Карбоновая кислота →CO2 ↑ + H2O.

Генетическая связь между классами органических соединений представляется здесь как ряд окислительно– восстановительных реакций, обеспечивающих переход от одного класса органических соединений к другому. Завершают его продукты полного окисления (горения) любого из представителей классов органических соединений.

  1. Установление зависимости окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения:

Объяснение нового материала происходит в форме беседы с использованием электронной презентации, при этом отрабатываются навыки составления уравнений окислительно – восстановительных процессов методом электронно - ионного баланса.

С помощью мультимедийного проектора демонстрируются видеоопыты:

  • Окисление этанола оксидом меди (II) при нагревании

  • Окисление этилена водным раствором перманганата калия

  • Горение этилена

Повышенная склонность органических соединений к окислению обусловлена наличием в молекуле веществ:

  • кратных связей (именно поэтому так легко окисляются алкены, алкины, алкадиены);

  • определенных функциональных групп, способных легко окисляться ( –-SH, –OH (фенольной и спиртовой), - NH2 ;

  • активированных алкильных групп, расположенных по соседству с кратными связями. Например, пропен может быть окислен до непредельного альдегида акролеина кислородом воздуха в присутствии водяных паров на висмут- молибденовых катализаторах.

H2C═CH−CH3 → H2C═CH−COH

А также окисление толуола до бензойной кислоты перманганатом калия в кислой среде.

5C6H5CH3 +6KMnO4 + 9H2SO4 → 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 +14H2O

  • наличие атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.

Сравним первичные, вторичные и третичные спирты по реакционной способности к окислению:



Первичные и вторичные спирты, имеющие атомы водорода при атоме углерода, несущем функциональную группу; окисляются легко:

первые – до альдегидов, вторые до кетонов. При этом структура углеродного скелета исходного спирта сохраняется.

CH3−CH2−OH + CuO → CH3−COH + Cu + H2O

CH3−CH(ОН)− CH3 + CuO → CH3−COCH3 + Cu + H2O

Третичные спирты, в молекулах которых нет атома водорода при атоме углерода, содержащем группу  ОН, в обычных условиях не окисляются. В жестких условиях (при действии сильных окислителей и при высоких температурах) они могут быть  окислены  до смеси низкомолекулярных карбоновых кислот, т.е. происходит деструкция углеродного скелета.

Несмотря на то, что в ходе любых окислительно-восстановительных реакций происходит как окисление, так и восстановление, реакции  классифицируют в зависимости от того,  что происходит непосредственно с органическим соединением (если оно окисляется, говорят о процессе окисления, если восстанавливается – о процессе восстановления).

Так, в реакции этилена с перманганатом калия этилен будет окисляться, а перманганат калия – восстанавливается. Реакцию называют окислением этилена.

Для составления уравнений окислительно- восстановительных реакций используют как метод электронного баланса, так и метод полуреакций (электронно -  ионный метод).

Для органической химии важна не степень окисления атома, а смещение электронной плотности, в результате которого на атомах появляются частичные заряды, никак не согласующиеся со значениями степеней окисления.

Преимущества метода полуреакций:

  • Рассматриваются реально существующие ионы и вещества

  • Не нужно знать все получающиеся вещества, они появляются при его выводе.

  • При использовании этого метода нет необходимости определять степени окисления атомов отдельных элементов, что особенно важно в случае ОВР, протекающих с участием органических соединений, для которых подчас очень сложно сделать это.

  • Этот метод дает не только сведения о числе электронов, участвующих в каждой полуреакции, но и о том, как изменяется среда.

  • Сокращенные ионные уравнения лучше передают смысл протекающих процессов и позволяют делать определенные предположения о строении продуктов реакции.

Рассмотрим несколько примеров окислительно- восстановительных реакций с участием непредельных углеводородов этиленового ряда:

  1. Строение продуктов окисления алкенов зависит от условий проведения реакции и природы окислителя.

На данном этапе урока отрабатываются у доски навыки составления учащимися уравнений реакций методом полуреакций:

  1.  Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия на холоде приводит к образованию двухатомных спиртов (реакция Е.Е.Вагнера):

CH2=CH2 + KMnO4 + H2O →

C2H4 + 2 H2O – 2e → C2H6O2 +2H+ 3

MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C2H4 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4 H2O → 3 C2H6O2 +6 H+ +2 MnO2 + 8 OH-

3 C2H4 + 4 H2O + 2MnO4- → 3 C2H6O2 +2 MnO2 + 2OH-
Составим молекулярное уравнение:


В ходе этой реакции происходит обесцвечивание фиолетовой окраски водного раствора KMnO4. Поэтому она используется как качественная реакция на алкены


2.  При жестком окислении алкенов кипящим раствором KMnO4 в кислой среде происходит полный разрыв двойной связи:

C4H8 + К MnO4+ H2SO4

Составим уравнение реакции:

C4H8 + 4H2O – 8е → 2C2H4O2 + 8H+ 5

MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 8

5C4H8 + 20 H2O + 8 MnO4- +64 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 32 H2O + 40 Н+

5C4H8 + 8 MnO4- +24 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 12 H2O

Составим молекулярное уравнение:

5C4H8 + 8 К MnO4 +12 H2SO4 → 10 C2H4O2 + 8 Mn SO4 + 4 K2SO4 + 12 H2O

3. Промышленное значение имеет частичное окисление алкенов с образованием циклических оксидов, которые широко используются в органическом синтезе:

2 CH2 ═CH2 + O2 → 2 H2С−CH2

‌‌ └O┘

Оксид этилена используют в промышленности для получения эпоксидных смол, СМС, лаков, пластмасс, синтетических каучуков и волокон.
‌‌4. Очень важным промышленным процессом является каталитическое окисление алкенов. При использовании в качестве катализатора влажной смеси двух солей – хлорида палладия и хлорида меди (II)получают ацетальдегид (Вакер- процесс),это лучший настоящее время процесс получения уксусного альдегида в промышленности:
2 CH2 ═CH2 + O2 → 2CH3−COH
5. Полное окисление (горение):
C2H4 + 3 O2 →2 CO2 ↑+ 2 H2O + Q
Задания для закрепления материала:


  • Составьте уравнение окисления пропена раствором перманганата калия в кислой среде:


Решение:

Окисление пропена сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и об­разованию углекислого газа и уксусной кислоты.
СН2=СН-СН3 + КMnO4 + H2SO4
C3H6 + 4 H2O –10 е → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ 1
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2
C3H6 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
C3H6 + 2 MnO4- +6 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ + 2 Mn2+ + 4 H2O

Составим молекулярное уравнение:
СН2=СН-СН3 + 2КMnO4 + 3H2SO4 → CH3COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 + 4H2O



  • Составьте уравнения окисления стирола (винилбензола) раствором перманганата калия в кислой и нейтральной среде:


Решение:
C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + 4H2O →
C8H8 + 2 H2O – 8е → C8H10O2 + 2H+ 3
MnO4- + 2 H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C8H8 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4H2O → 3 C8H10O2 + 6 H+ + 2 MnO2 + 8 OH-
3 C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- → 3 C8H10O2 + 2 MnO2 + 2 OH-
Составим молекулярное уравнение:

3 C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 4H2O → 3 C6H5−CH−CH2 + 2 MnO2 + 2 KOH

‌ı ‌ı

‌ OH OH
Следует обратить внимание на то, что при мягком окислении стирола перманганатом калия КMnO4 в нейтральной или слабощелочной среде происходит разрыв π -связи ,образуется гликоль (двухатомный спирт). В результате реакции окрашенный раствор перманганата калия быстро обесцвечивается и выпадает коричневый осадок оксида марганца (IV).
Окисление же сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и об­разованию углекислого газа и бензойной кислоты, раствор при этом обесцвечивается.

C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + H2SO4

C8H8 + 4 H2O –10е → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ 1

MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2

C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O

C8H8 + 2 MnO4- + 6 H+ → C7H6O2 + СО2 + 2 Mn2+ + 4 H2O

Составим молекулярное уравнение:



C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 3 H2SO4 → C6H5−COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 +4 H2O

  • Составьте уравнение окисления 2-метилбутена-2 перманганатом калия в кислой среде:

Решение:

Если в молекуле алкена атом углерода при двойной связи содержит углеводородный за­меститель (например, 2-метилбутен-2), то при его окислении происходит полный разрыв двойной связи и образование кетона и карбоновой кислоты:

(СН3)2С=СН-СН3 + КМnО4 + Н24

C5H10 + 3 H2O –6 е → C3H6O + С2Н4О2 + 6 H+ 5

MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 6

5C5H10 +15 H2O + 6 MnO4- + 48 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 30 H+ + 6 Mn2+ + 24 H2O

5C5H10 + 6 MnO4- + 18 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 6 Mn2+ + 9 H2O

Составим молекулярное уравнение:

5 (СН3)2С=СН-СН3+6 КМnО4+9 Н24→ 5(СН3)2С=О +5 СН3СООН + 6 МnSО4 +З К24+ 9 Н2О

Задания для самостоятельной работы:

Составьте уравнения окислительно - восстановительных процессов методом полуреакций:

Пример 1

С6Н52Н5 + KMnO4 + H2SO4
Пример 2

CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2O →
Пример 3

CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2SO4
Список литературы


  • «Органическая химия», задачи и практические работы/ А.А. Карцова, А.Н. Левкин

«Авалон», «Азбука классика», С-Петербург, 2005г.


  • «Школьная химия» А.А. Карцова, А.Н. Левкин Изд. «Авалон», «Азбука классика»,

С-Петербург, 2006г.


  • «Химия 10 класс» /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин

«Дрофа» 2003г.


  • ЕГЭ- 2010: Химия: Самые новые реальные задания/ А.С.Корощенко, М.Г.Снастина.-«Астрель»,2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)




  • Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач под ред. Кавериной А.А «Интеллект-Центр» 2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)



  • Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни Доронькин В.Н. и др 2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)




  • материалы сайтов:


http://www.fipi.ru- сайт федерального института педагогических измерений

http://ege.edu.ru- портал информационной поддержки ЕГЭ

http://edu.ru-сайт Федерального портала Российского образования

http://school-collection.edu.ru –сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://www.e-ypok.ru –образовательный сайт «Учимся вместе»

http://ege.spb.ru – Единый Государственный Экзамен в Санк- Петербурге

Приложение № 1

Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия
Ацетилен получаем действием воды на карбид кальция. При пропускании ацетилена через подкисленный раствор перманганата калия наблюдаем быстрое обесцвечивание раствора. Происходит окисление ацетилена по месту разрыва тройной связи с образованием продукта окисления – щавелевой кислоты. В избытке перманганата калия щавелевая кислота окисляется до углекислого газа и воды.



Обесцвечивание раствора перманганата калия служит доказательством непредельности ацетилена.

Оборудование: колба Вюрца, делительная воронка, газоотводная трубка, стакан, штатив.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами.



Демонстрация видеоопыта

Горение ацетилена

Получим ацетилен из карбида кальция и воды. Закроем колбу пробкой с газоотводной трубкой. В конец газоотводной трубки вставлена игла для инъекций. Через некоторое время, когда ацетилен полностью вытеснит воздух из колбы, подожжем выделяющейся газ. Ацетилен горит белым ярким пламенем. При горении ацетилена образуется углекислый газ и вода.

2СН ≡ СН + 5О2 → 4СО2 + 2Н2О

Внесем пробирку в пламя горящего ацетилена. На пробирке оседает сажа. При недостатке кислорода ацетилен не успевает полностью сгорать и выделяет углерод в виде сажи. Светимость пламени объясняется большим процентным содержанием углерода в ацетилене и высокой температурой его пламени, в котором раскаляются несгоревшие частицы углерода.

Оборудование: круглодонная колба, пробка с иглой от медицинского шприца, штатив.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами. Поджигать ацетилен можно только после отбора пробы на чистоту.



Демонстрация видеоопыта

Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

В прибор для окисления спиртов нальем немного этилового спирта. Присоединим к газоотводной трубке прибор для подачи воздуха. Раскалим в горелке медную спираль и поместим ее в прибор. Подадим в прибор ток воздуха. Медная спираль в приборе продолжает быть раскаленной, так как начинается окисление спирта. Продукт окисления спирта - уксусный альдегид.

СН3-СН2-ОН + СuO = CH3 -COH + Cu + H2O

Альдегид обнаруживаем, пропуская через фуксинсернистую кислоту выходящие из прибора газы. Под действием альдегида фуксинсернистая кислота приобретает фиолетовую окраску. Покажем, что медная спираль раскалена. Извлечем спираль из прибора и поднесем к ней спичку. Спичка загорается. Мы убедились в том, что при окислении одноатомных спиртов образуются альдегиды.

Оборудование: прибор для окисления спирта, резиновые трубки, горелка, газометр или аспиратор.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с огнеопасными жидкостями и нагревательными приборами



Демонстрация видеоопыта

Каталитическое окисление этанола

Окисление этилового спирта кислородом воздуха происходит очень легко в присутствии оксида хрома (III). В фарфоровую чашку поместим кусочек ваты, смоченный спиртом. Подожжем вату. Осторожно насыпаем на горящую вату оксид хрома. Пламя гаснет. Но оксид хрома начинает раскаляться. Реакция окисления спирта протекает с выделением энергии. Продукт реакции окисления спирта - уксусный альдегид.

2СН3-СН2-ОН + О2 = 2CH3 -COH + 2H2O

Оборудование: фарфоровая чашка, шпатель.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с огнеопасными жидкостями и концентрированными кислотами. После демонстрации осторожно разбавить содержимое чашки водой, нейтрализовать щелочью.







Окисление этилового спирта раствором перманганата калия

Спирты легко окисляются раствором перманганата калия. В пробирку с этиловым спиртом прильем немного подкисленного раствора перманганата калия. Осторожно подогреем пробирку. Раствор постепенно обесцвечивается. В данных условиях этиловый спирт окисляется, превращаясь в уксусный альдегид.

СН3-СН2-ОН + [О] = CH3 -COH + H2O

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с огнеопасными жидкостями и нагревательными приборами.






Качественная реакция на альдегиды с гидроксидом меди (II)

Одной из качественных реакций на альдегиды является реакция с гидроксидом меди (II). Получим гидроксид меди (II) сливанием растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прильем к полученному осадку раствор формальдегида. Нагреем смесь. На стенках пробирки выделяется металлическая медь.

Н-СОН + Cu(OH)2 = HCOOH + Cu + H2O

Однако чаще в результате этой реакции образуется красный осадок оксида меди (I)

Н-СОН + 2 Cu(OH)2 = HCOOH + Cu2O↓+ 2 H2O



Демонстрация видеоопыта

Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой

Одной из качественных реакций, позволяющих определить присутствие альдегидов, является реакция с фуксинсернистой кислотой. В пробирку с раствором формальдегида приливаем бесцветный раствор фуксинсернистой кислоты. Постепенно появляется фиолетовое окрашивание.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с ядовитыми веществами.




Демонстрация видеоопыта

Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I)

Доказать наличие альдегидной группы в глюкозе можно с помощью аммиачного раствора оксида серебра. К аммиачному раствору оксида серебра добавим раствор глюкозы и подогреем смесь на водяной бане. Вскоре на стенках колбы начинает осаждаться металлическое серебро. Эта реакция называется реакцией серебряного зеркала. Ее используют как качественную для открытия альдегидов. Альдегидная группа глюкозы окисляется до карбоксильной группы. Глюкоза превращается в глюконовую кислоту.
СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Ag2O = СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + 2Ag↓
Реакцию серебряного зеркала используют в промышленности для серебрения зеркал, изготовления колб для термосов, елочных украшений.

Оборудование: колба круглодонная, горелка, стакан, штатив, прокладка огнезащитная.

Техника безопасности. Аммиачный раствор оксида серебра нельзя хранить. После опыта неиспользованный раствор нейтрализуют соляной кислотой.



демонстрация видеоопыта


Приложение №2 к плану-конспекту урока

«Окислительно- восстановительные реакции»
Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР



Горение ацетилена

Видеофрагмент

Опыт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm



Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

Видеофрагмент

Опыт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00fce0c1-7bc5-f654-ebed-e5ed0d2c3ef2/index.htm



Окисление этилового спирта раствором перманганата калия

Видеофрагмент

Опыт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23f51b3d-0639-4645-48e0-95d6ff05438a/index.htm



Каталитическое окисление этанола


Видеофрагмент

Опыт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cab49626-0b60-d066-ae42-b3a0453bac34/index.htm



Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I)

Видеофрагмент

Опыт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57311a71-6110-4f77-a29f-37f5644531eb/index.htm



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск