Скачать 195.89 Kb.
|
Учебная рабочая программа по химии в 9 классе Пояснительная записка Статус документа Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по химии, «Стандарта основного общего образования по химии» и авторской программы О.С. Габриеляна курса химии для образовательных учреждений. Структура документа Программа включает разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план. Общая характеристика учебного предмета Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Цели Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия». Согласно учебному плану Верхоценского филиала МОУ Сатинской СОШ на изучение химии отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Основное содержание Введение (5 часов) Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭМ. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать: периодический закон; уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов. Тема 1. Металлы (16 часов) Положение металлов в ПСХЭМ и строение их атомов. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства. Химические свойства металлов. Получение металлов. Коррозия металлов. Сплавы, их свойства и значение. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Соединения щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Соединения щелочноземельных металлов. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства. Соединения алюминия- оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Железо. Строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации: Коллекция образцов металлов. Коллекция образцов сплавов. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с раствора-ми кислот и солей. Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Практические работы: ПР №1«Получение соединений металлов и изучение их свойств». Требования к уровню подготовки обучающихся: знать: положение элементов-металлов в ПСХЭМ; правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; уметь: характеризовать химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять формулы изученных неорганических соединений, уравнения реакций; распознавать опытным путем катионы металлов; Тема 2. Неметаллы. (23 часа) Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭМ, особенности строения атомов, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Основные соединения галогенов. Кислород. Распространение в природе. Физические и химические свойства. Сера, строение атома, аллотропия, физические и химические свойства. Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Азот, строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия. Основные соединения фосфора. Углерод. Строение атома, аллотропия. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты, их значение в природе и жизни человека. Кремний, строение атома, свойства и применение. Силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации: Взаимодействие йода с алюминием. Образцы природных хлоридов. Качественная реак-ция на галогенид-ионы. Взаимодействие серы с железом. Получение SO2 взаимодейст-вием меди с Н2SO4 (конц.). Свойства Н2SO4 (разб) как типичной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Получение, собирание и распознавание аммиака, взаимодейст-вие его с НСl. Получение солей аммония. Качественная реакция на NН4+. Образцы нитратов и нитритов. Качественные реакции на NO3- и NO2-. Свойства Н3РО4. Качественная реакция на РО43-. Получение, собирание и распознавание СО2. Качественная реакция на СО32-. Коллекция природных соединений кремния. Коллекция изделий из стекла, керамики. Практические работы: ПР № 2 «Получение аммиака и исследование его свойств». ПР № 3 «Получение угле кислого газа и изучение его свойств» ПР № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов». Требования к уровню подготовки обучающихся: знать: положение элементов-неметаллов в ПСХЭМ; уметь: характеризовать химические элементы-неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять формулы изученных неорганических соединений, уравнения реакций; распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; Тема 3. Органические вещества. (15 часов) Предмет органической химии. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Природные источники углеводородов. Алканы. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов. Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Химические свойства этилена. Понятие о спиртах (метанол, этанол, глицерин). Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Карбоновые кислоты как представители кислородсодержащих органических соединений. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Представления о полимерах на примере полиэтилена. Демонстрации: Образцы природных и синтетических веществ. Шаростержневые модели молекул алканов. Взаимодействие формалина с аммиачным раствором оксида серебра. Синтез этилового эфира уксусной кислоты. Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Цветные реакции белков. Денатурация белка. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон. ПР № 5 «Изготовление моделей углеводородов» Требования к уровню подготовки обучающихся: знать: первоначальные сведения о строении органических веществ – углеводородов (метан, этан, этилен), спиртов и карбоновых кислот, биологически важных веществ (жиры, углеводы, белки); уметь: составлять структурные формулы органических веществ изученных классов; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ; изготавливать модели углеводородов. Тема 4. Химия и жизнь. (7 часов) Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекар-ственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. ПР № 6 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» ПР № 7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» Требования к уровню подготовки обучающихся: знать и уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту; - приготовления растворов заданной концентрации. Учебно-тематический план
Литература и средства обучения
Календарно-тематическое планирование
|