Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 280.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер280.02 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Химия > Учебник

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Председатель МО_____/ И.Г Родина./

Утверждена руководителем образовательного учреждения
__________/Г.Ю. Алексина/

«___»___________2011 г. «___»___________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса ХИМИЯ в 9 классе
 
 
 

Составитель:

Родина Ирина Геннадьевна,

учитель химии и биологии.


 
 

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе данной рабочей программы лежит программа основного общего образования по химии, автором которой является О.С. Габриелян.

Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений», содержащий три практические работы («Осуществление цепочки химических превращений», «Получение и свойства соединений металлов», «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ») включён в тему 1 «Металлы». Практикум №2 «Свойства неметаллов и их соединений», также содержащий три практические работы («Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода», «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов») включён в тему 2 «Неметаллы».

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Основной учебник:

Габриелян О.С. Химия 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: «Дрофа», 2010 г.

Учебно-методическая литература:

  1. Химия 9 класс: Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс» - М.: «Дрофа», 2002г.

  2. Преподавание неорганической химии в 9 классе: Методическое пособие для учителей / Ю.В.Ходаков и др. – М.: «Просвещение», 1980г.

  3. Рудзитис Г.Е. Химия: Пособие для учащихся. – М.: «Просвещение»,1987г.

  4. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Начала химии.- М.: «Экзамен», 2001г.

  5. Ардашникова Е.И., КазенниковаН.Б. Общая и неорганическая химия. – М.: «Аквариум», 1998.

  6. Журнал «Химия в школе».

Количество часов по пану:

    • в неделю 2 часа;

    • в год 70 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Макси-мальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Лабора-торные и практи-ческие работы, ч.

Контроль-

ная

работа, ч.

Экскур-

сии, ч.

Самосто-ятельная работа, ч.

1

Вводные уроки

6

6

-

-

-

-

2

Металлы

19

15

3

1

-

-

3

Неметаллы

26

22

3

1

-

-

4

Органические вещества

10

9

-

1

-

-

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

9

8

-

1

-

-




Итого

70

70

6

4

-

-


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока





Количество

часов

Дата

Домашнее задание

1-2

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

2




§ 1 , з.1 с.8

3-4

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Лаб. опыты.

2




§ 2, з.2 с.12

5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1




§ 3, з.7 с.20

6

Обобщение знаний по теме: «Общая характеристика химических элементов»

1




задание в тетради

7

Тема 1. Металлы.

Век медный, бронзовый, железный.

1




§ 4, сообщения

8

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строение их атомов.

1




§ 5, з.3 с.29

9

Физические свойства металлов.

1




§ 6

10

Сплавы.

1




§ 7

11

Химические свойства металлов

Лаб. опыты.

1




§ 8, з.2 с.41


Тема урока





Количество

часов

Дата

Домашнее задание

12

Получение металлов. Лаб. опыты.

1




§ 9, з.6 с.47

13-14

Расчёты по уравнению реакции, если одно из веществ в недостатке

2




задание в тетради

15

Коррозия металлов

1




§ 10

16

Щелочные металлы. Лаб. опыты.

1




§ 11, з.1 (б) с.58

17

Берилий, магний и щелочноземельные металлы. Лаб. опыты.

1




§ 12, з. 5 с.67

18

Алюминий. Лаб. опыты.

1




§ 13, з.6 с.75

19

Железо. Лаб. опыты.

1




§ 14, з.4 с.82

20

Выполнение упражнений и решение задач по теме «Металлы»

1




задание в тетради, подготовка к п/р

21

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений».


1




оформить работу,

подготовка к п/р

22

Практическая работа №2

«Получение и свойства соединений металлов»

1




оформить работу,

подготовка к п/р

23

Практическая работа №3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

1




оформить работу

24

Обобщение знаний по теме: «Металлы».


1




задание в тетради. подготовка к к/р


Тема урока





Количество

часов

Дата

Домашнее задание

25

Контрольная работа №1

1







26

Тема 2. Неметаллы.

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.

1




§ 15, з.1 с.93

27

Химические элементы в клетках живых организмов.

1




§ 16

28

Водород

1




§ 17, з.2 с.103

29

Галогены. Лаб. опыты.

1




§ 18, з.1 с.109

30

Соединения галогенов. Лаб. опыты.

1




§ 19, з.4 с.115

31

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

1




§ 20, з.1 с.121

32

Кислород. Лаб. опыты.

1




§ 21

33

Сера. Лаб. опыты.

1




§ 22, з.3 с.134

34

Соединения серы. Лаб. опыты.

1




§ 23, з.1 с.141

35

Обобщение по теме « Галогены и халькогены».

1




задание в тетради, подготовка к п/р

36

Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».







оформить работу

37

Азот.

1




§ 24, з.2 с.146

38

Аммиак. Лаб. опыты.

1




§ 25, з.8 с.152

39

Соли аммония. Лаб. опыты.

1




§ 26, з.1 (а) с155

40

Кислородные соединения азота. Лаб. опыты.

1




§ 27, з.2 с.158


Тема урока





Количество

часов

Дата

Домашнее задание

41

Фосфор и его соединения.

1




§ 28, з.2 с.163

42

Обобщение по теме «Элементы 5 группы и их соединения»

1




задание в тетради

43

Углерод.

1




§ 29, з. 5 с.172

44

Кислородные соединения углерода.

1




§ 30, з.6 (а) с.178

45

Кремний и его соединения

1




§ 31, з.4 (а) с.185

46-47

Решение задач и выполнение упражнений

2




задание в тетради, подготовка к п/р

48

Практическая работа №5

«Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода»

1




оформить работу,

подготовка к п/р

49

Практическая работа №6

«Получение, собирание и распознавание газов»

1




оформить работу


50

Обобщение знаний по теме: «Неметаллы».

1




задание в тетради. подготовка к к/р

51

Контрольная работа №2

1







52

Тема 3. Органические вещества.

Предмет органической химии.

1




§ 32

53

Предельные углеводороды.

1




§ 33, гомологический ряд

54

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

1




§ 34, з.2 с.210


Тема урока





Количество

часов

Дата

Домашнее задание

55

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Лаб. опыты.

1




§ 35, з.5 с.216

56

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Лаб. опыты.

1




§ 36, з.3 с.220

57

Жиры. Лаб. опыты.

1




§ 37

58

Аминокислоты и белки. Лаб. опыты.


1




§ 38

59

Углеводы

1




§ 39

60

Полимеры

1




§40, подготовка к к/р

61

Контрольная работа №3

1







62

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы ПЗ и ПС химических элементов Д.И. Менделеева

1




конспект

63

Типы химических связей и типы кристаллических решёток

1




конспект

64

Классификация химических реакций по различным признакам


1




конспект

65

Простые вещества. Металлы и неметаллы

1




конспект

66

Сложные вещества. Генетическая связь соединений металлов

1




конспект

67

Генетическая связь соединений неметаллов

1




конспект, подготовка к к/р

68

Контрольная работа № 4










69-70

Обобщающий урок по курсу химии основной школы

2




летнее задание

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знать, понимать

  • основные правила техники безопасности;

  • периодический закон Д.И. Менделеева;

  • свойства соединений химических элементов различных групп ПС Д.И. Менделеева;

  • номенклатуру основных классов органических соединений;

  • понятия «изомер» и «гомолог»



уметь

  • характеризовать химический элемент по положению в ПС Д.И. Менделеева;

  • характеризовать химический элемент по его кислотно-основным свойствам;

  • производить расчёты по уравнению реакции, если одно из веществ взято в недостатке;

  • называть органические вещества и составлять формулы органических веществ по названию;

  • строить формулы изомеров и гомологов


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


  • уметь рассчитывать выход продукта реакции, если одно из веществ взято в недостатке;

  • знать основные способы защиты металлов от коррозии;

  • распознавать химические соединения, используя качественные реакции;

  • знать основные отрасли применения органических веществ


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1

Металлы (19 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (Ш).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»

Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов»

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

Тема 2

Неметаллы (26 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

У r л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат- ион. 12. Ознакомление с природными силиката- ми. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Тема 4

Органические соединения (10 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (9 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск