Скачать 85.85 Kb.
|
МОУ Верхнетойденская СОШ План-конспект урока в 11 классе по теме «Классификация химической реакции» Провела: Учитель химии Богуцкая Л.Н. 6.12.2011 г. С.Верхняя Тойда 2011 г. Тип урока: Комбинированный. Цели: обобщить представления о химической реакции в процессе превращения одного или нескольких веществ в вещество, отличающееся от них по химическому строению и свойствам.; ввести признаки классификации химических реакций и научить применять их в характеристике химических реакций неорганической химии, показать относительный характер различных классификаций химических процессов. Оборудование: Ход урока:
Вопросы для фронтального опроса.
- Для закрепления материала по прошлой теме предлагаю также решить тест «Скорость химической реакции и их классификация». 1.При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между: А) Fe и S В) AgNO3 (раствор) и КВr (раствор) Б) Fe и HCl (раствор) Г) CuO и H2 2. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция между: А) Fe и HCl (1 % раствор) В) FeCl2 (раствор) и AgNO3 (раствор) Б) Fe и HCl (10% раствор) Г) Fe и HCl (30% раствор) 3. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между: А) Zn и HCl (раствор) В) HCl (раствор) и Al Б) HCl (раствор) и Pb Г) Fe и HCl (раствор) 4. Растворение магния в соляной кислоте будет замедляться при: А) раздроблении магния В) разбавлении кислоты Б) повышении температуры Г) увеличении концентрации кислоты 5. Из перечисленных реакций одновременно обратимой, окислительно – восстановительной, экзотермической, каталитической, гомогенной и реакцией соединения является: А) SO2 + H2O ↔ H2SO3 + Q В) 2NH3 ↔3H2 + N2 – Q Б) 2Mg + O2 = 2MgO + Q Г) 2SO2 + O2↔ 2SO3 + Q 6. На основе классификации химических реакций охарактеризуйте реакции: А) CuO + H2 = Cu + H2O Б) 4NH3 + 5O2 ========4NO + 6H2O + Q 7. Укажите значения х и у, которые будут соответствовать коэффициентам в приведённом уравнении химической реакции: х Fe + y O2 = Fe3O4 А) х=2, у=3 В) х=3, у=2 Б) х=3, у=3 Г)х=4, у=3 8. Ниже приведены уравнения химических реакций различных типов. Укажите какие из реакций относят к реакциям соединения: А) Zn + 2HСl = ZnCl2 + H2↑ В) CaCO3 = CaO + CO2↑ Д) 2Al +3Cl2 = 2AlCl3 Б) 3Fe + 2O2 = Fe3O4 Г) H2O + SO3 = H2SO4 Е)CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu 9. Используя закон сохранения массы веществ при химических реакциях, укажите, какое из уравнений составлено верно: А) 4Na + O2→ Na2O В) 2Na + O2→ 2Na2O Б) Na + O2→Na2O Г) 4Na + O2→ 2Na2O 10. Закончите уравнения реакций и расставьте в них коэффициенты: А) Al + ? → Al2O3 В) N2 + ? → NH3 Б) CuO + C → ? + CO2 Г) ? + O2 → H2O 11. Перепишите схемы реакций и поставьте в них пропущенные коэффициенты: А) 2H2O → ?H2 + O2 В) ?Al + ?S → Al2S3 Б) H2 + Br2 → ?HBr Г) ?Ca + O2 → CaO 12. Укажите правильно ли отнесены записанные уравнения к следующим типам химической реакции (если нет – найдите соответствующую цифру): 1. Na2O + H2O = 2NaOH (соединение) 2. 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O (замещение) 3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ (замещение) 4. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (обмена) 5. 2KClO3 = 2KCl + 3O2↑ (разложения) 13. Впишите вместо точек недостающие слова в приведённых ниже предложениях: 1. Чем меньше времени потребуется на протекание реакции, тем ………..её скорость. 2. Скорость химической реакции определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ …………………. реакции. 14. Каким способом достигается увеличение скорости химических реакций, в которой твёрдое вещество реагирует с жидкостью или с газом? Дайте обоснованный ответ. 15. В каком случае скорость химической реакции, протекающая между цинком и соляной кислотой, будет больше: А) если цинк взять в виде крупных гранул Б) если его взять в виде порошка? Дайте обоснованный ответ.
Термин «реакция» в переводе с латинского означает «противодействие», «отпор», «ответное действие». «Химическая реакция» понимается как ответное действие вещества на воздействие на него извне других веществ, учитывая факторы - температуру, свет, эл.ток, излучение, механическое воздействие. Однако под действием этих факторов происходят и физические процессы: плавление, замерзание, кипение, испарение. Следовательно, химическая реакция - это такое изменение веществ, при котором разрушаются старые и образуются новые химические связи между частицами (атомами, ионами) из которых построены вещества. Пример: 2Н2 + Cl2 = 2HCl Н:Н + Cl : Cl → 2Н Cl - Ребята, давайте разберём основные типы химических реакций по определённым признакам и заполним таблицу «Классификация химических реакций».
- Наблюдайте за экспериментами, которые я буду сейчас проводить и записывайте уравнения реакций и их типы. 1) Без изменения состава веществ- nSтв. <=> Sn (Получение пластич.серы) Крист.сера Пластич.сера
Реакции соединения: S + O2 → SO2 CaO + H2O → Ca(OH)2 эксперимент: Р→Р2О5→Н3РО4 4Р + 5 O2→2Р2О5 Р2О5 + 3H2O → 2Н3РО4 Реакции разложения: 2KNO3=2 KNO2+ O2↑ 2KMnO4=MnO2 + K2MnO4 + O2↑ Н2SO4 C2H5OH → C2H4↑ + H2O Реакции замещения: СuSO4 + Fe= FeSO4 + Cu↓ Реакции обмена: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑ NaOH + HCl = NaCl + H2O CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O
2KNO3=2 KNO2+ O2↑ 4)Без изменения с.о. CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O CaO + H2O → Ca(OH)2
6) эндотермические N2 + O2 = 2NO - Q 2KMnO4=MnO2 + K2MnO4 + O2↑ - Q 7)Гетерогенные реакции СuSO4(р-р) + Fe(тв.)= FeSO4 (р-р)+ Cu(тв.)↓ 8)Гомогенные реакции H2(г) + Cl2(г) =2HCl(г) 2Al (тв)+ 3S(тв) = Al2S3(тв) 9)Реакции некаталитические 2Mg + O2 = 2MgO Н2SO4 10) Реакции каталитические C2H5OH → C2H4↑ + H2O 11) Обратимые реакции N2 + 3H2 <=> 2NH3 + Q В неорганической химии большинство реакций - это обратимые реакции. 12) Необратимые реакции В неорганической химии - реакции обмена, сопровождающиеся выпадением осадка, образования воды, выделением газа или очень слабого электролита, и все реакции горения. 4.Закрепление изученного материала. - Ребята, дайте закрепим полученные знания на уроке, охарактеризовав химическое уравнение по признакам классификации. 2MgO = 2Mg + O2↑ - Q
5.Домашнее задание §17, ответить на вопросы 1-3. |