Скачать 112.08 Kb.
|
УРОК ХИМИИ УО: ГУО «Гожская средняя школа» Класс: 10 Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии 1 категории Дата: 11.12.2012г Тема: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на скорость химической реакции Задачи урока: обучающие: - продолжить формирование понятия скорость химической реакции; - углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции; - рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции на основании теории столкновения частиц при химических реакциях; Развивающие: - развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов; - развивать навыки экспериментальной и практической работы с веществами; - развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента; воспитательные: - формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых ситуациях; - формировать научное мировоззрение школьников при усвоении мировоззренческой идеи курса: зависимости протекания химических реакций от природы реагентов, внешних условий и др. Форма работы: индивидуальная, парная. Методы работы: частично проблемно – поисковый, лабораторный опыт как метод экспериментального изучения химии. Тип урока: комбинированный Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические карточки, карточки – бонусы, Лабораторное оборудование: пробирки, штативы, спиртовка, вода, Cu, Zn, Al, HCl, H2O2, MnO2, CaCO3 (кус), CaCO3 (порошок), H2SO4, картофель вареный и сырой. Учебник: Химия: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) / И.Е. Шиманович [и др.]; по ред. И.Е. Шимановича. – 2-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 367с.:ил., §30 Технологическая карта урока
1. Организационный момент – приветствие и представление учащихся и гостей (самые молодые и красивые …). Пояснение, что за правильные ответы, удачные вопросы или комментарии получают карточку – бонус, которая поможет заработать хорошую отметку в конце урока. 2. Активизация познавательной деятельности, актуализация знаний (опрос д/з по теме «Скорость реакций» - § 29):
а) w = mв-ва / m р-ра б) св-ва= nв-ва / V в) n = m / M г) v = - ∆c / ∆t
а) v = kc2(SO2) c(O2) б) v = - ∆c (O2) / ∆t в) v = ∆c (SO3) / ∆t г) v = ∆c (SO2) / ∆t
а) б) в) г)
3. Мотивация познавательной деятельности (проблемная ситуация): Показываю учащимся слайд с изображением мусора, свалок. Далее я поднимаю перед классом вопрос: Как вы думаете, куда идет тот мусор, который мы выбрасываем? (Как правило, вывозится на свалки, поступает на мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы. Но, в основном - на свалки.). В настоящее время существующие мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, в состоянии утилизировать только около 5% твердых бытовых отходов. Все остальное вывозится на специализированные полигоны или несанкционированные свалки. Но, огромное количество мусора не попадает даже туда. Таким образом, утилизация твердых бытовых отходов является проблемой. Так, за год только в морях прибавляется 176 000 т пластиковых изделий (упаковка, приспособления для ловли рыбы и т.п.) И с каждым годом это количество только растет, ибо пластмасса практически не разрушается. Далее развивается дискуссия, на которой обсуждаются вопросы: - Насколько быстро разлагается, например, пищевые отходы? - А бумага, древесина, текстиль, металлы? Учащиеся делают вывод, что огромное количество мусора лежит годами. Задача человека - научиться управлять скоростью химических процессов в своих интересах. - Как связана данная проблема с нашим уроком химии? - Что нужно знать, чтобы уметь управлять скоростью химической реакции? - Какие факторы влияют на скорость химической реакции? - Как мы можем это проверить? - Какие опыты мы должны осуществить, чтобы проверить предположения? Обращаемся к высказыванию Леонардо да Винчи (Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок) – На доске. - Как вы понимаете значение этих слов? Физкультминутка (зарядка для глаз) 4. Выполнение лабораторного опыта (изучение нового): Учащиеся работают в 5 парах, проверяя влияние 5 факторов на скорость реакции (заполняют таблицы - отчёты), после чего – представляют результаты опыта, делают вывод. ПРАВИЛА ТБ!!! 1 – Влияние природы реагирующих веществ на скорость реакции; 2 – Влияние температуры; 3 – Влияние концентрации реагирующих веществ; 4 - Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ; 5 – Влияние катализатора. 5. Закрепление и обобщение новых знаний: 1 – учитель предлагает учащимся составить из карточек разных цветов пары (красный – фактор и синий - причина) – это опорный конспект урока. Комментирует некоторые факты при обсуждении. 2 – Возвращение к вопросу утилизации отходов. Предложите способы ускорения разложения бытовых отходов:
- А какие именно отходы вы бы предложили сжечь, и что делать с остальными? При горении некоторых веществ выделяются ядовитые газы, что вызывает дополнительные проблемы. Кроме того, потребность человечества в материалах так высока, что мы не можем "разбрасываться", просто сжигания их. Большинство отходов необходимо пускать во вторичную переработку, предприятия, которые этим занимаются, являются, как правило, достаточно прибыльными.
3 – Физминутка/закрепление: учитель говорит влияние … фактора на … реакцию – встают (увеличивается скорость), садятся (уменьшается скорость реакции). 6. Рефлексия. - С какой целью вы проводили исследовательскую работу? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём причина неудач? 7. Выставление отметок с комментариями и учётом карточек – бонусов. 8. Д/з: §30, зад. 1-4, д.о.* Д.О: вареный картофель + перекись водорода = ничего объяснить сырой картофель + перекись водорода = выделение газа Вопрос1. Влияет ли природа реагирующих веществ на скорость реакции?
Вопрос 2. Как влияет температура на скорость реакции?
Вопрос 3. Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции?
Вопрос 4. Как влияет площадь соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?
Вопрос 5. Как влияет катализатор на скорость реакции?
|