Скачать 69.22 Kb.
|
Министерство образования РФ Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 55» Урок по химии в 8-ом классе Урок-исследование (2 ч) Подготовила: учитель химии МОУ «Лицей № 55» Анисимова Галина Анатольевна Пенза, 2008 Цель урока: расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о солях: рассмотреть химические свойства, биологическую роль, области практического применения. Совершенствовать практические навыки по выполнению эксперимента. Ход урока: урок начинается поэтическими строками: Нам каждый день природа дарит Прикосновение к алтарю. За жизнь – космический подарок – Тебя, Земля благодарю. Круговращение планеты, Прикосновение стихий, Все – север, юг, зима и лето, Дорога, труд, любовь, стихи, Сплетение души и мысли, Провалы, взлеты вверх и вниз... Какой же смысл – в исканье смысла? Процесс познанья – в этом смысл. Мотивационная деятельность учащихся (постановка проблемы). Учащимся предлагается отправиться в удивительную экспедицию с целью рассмотрения химических свойств и способов получения солей, определить роль солей в живой и неживой природе. Станция «Теоретическая». В ходе беседы учащиеся работают с опорным конспектом «Соли», схемой классификации неорганических соединений (см. Приложение 1,2), отвечают на вопросы: 1. Какую группу веществ называют солями? 2. По каким признакам можно классифицировать соли? 3. Какими путями соли попадают в организм человека? 4. В каком состоянии соли находятся в организме человека? 5. Где соли встречаются в природе? 6. В каких областях народного хозяйства находят применение соли? Станция «Лаборатория учителя». Учащиеся записывают в тетради тему урока. Затем предлагаю им вспомнить химические свойства солей. Учитель проводит демонстрационный эксперимент «Взаимодействие солей с кислотами, щелочами и другими солями». Учащиеся записывают уравнения реакций, определяют их тип, указывают признаки химических реакций. Станция «Я - исследователь». Ставлю перед учащимися задачу выяснить, какие элементы попадают в организм человека с водой, содержащей соли. На столах учащихся находятся стаканы с пробами водопроводной и минеральной воды. Необходимо определить, какие катионы и анионы содержатся в образцах. Учащиеся определяют наличие хлорид-ионов, сульфат-ионов, фосфат-ионов, присутствие катионов кальция и магния. Результаты заносятся в таблицу:
Станция «Эксперимент продолжается». Предлагаю учащимся представить, что наш класс – это экспериментальная химическая лаборатория, в которой 5 групп выполняют заказы совхоза по получению различных солей. Каждая группа получает расчетную задачу. Работа оформляется в тетради в виде таблицы. Практическая работа (задание I группе). Реакция обмена между оксидом меди (II) и соляной кислотой. Цель: изучить взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Практическая работа (задание II группе). Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой. Цель: изучить взаимодействие кислот с оксидами металлов. 1.В лабораторию села обратились местные жители. Для борьбы с вредителями сада срочно нужен сульфат меди(II) – медный купорос. Этой соли нет в магазине. Задание: получить сульфат меди наиболее рациональным способом, профильтровать раствори выделить соль в сухом виде путем выпаривания.
Практическая работа (задание III группе). Реакция обмена между оксидом магния и соляной кислотой. Цель: изучить взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Практическая работа (задание IV группе). Реакция обмена между оксидом кальция и соляной кислотой. Цель: изучить взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Практическая работа (задание V группе). Реакция обмена между оксидом кальция и серной кислотой. Цель: изучить взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Станция «Познавательная». Учащиеся выступают с сообщениями на темы:
Станция «Прощальная». Учащимся предлагаются вопросы на повторение и закрепление пройденного материала. Итоги урока. Учащиеся вспомнили химические свойства солей, качественные реакции на некоторые ионы, научились исследовать солевой состав водных сред, познакомились с влиянием ионов солей на организм человека, прослушали познавательный материал о солях, закрепили практические навыки, а так же и умения решать расчетные задачи. Приложение 1. Приложение 2. |