Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 280.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.11.2013
Размер280.09 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
  1   2   3


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Н. Н. Сафонова

ТЕМА: «Хирургические заболевания органов шеи»

Методическая разработка лекции

По дисциплине: «Хирургия»

Специальность 060101 Лечебное дело

Санкт-Петербург

2012 год

УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено на заседании

Зам. директора о УР

хирургической ЦМК

______________ И. Г. Максимова

Протокол №__ от _______ 201__г.




Председатель ЦМК ____________ О. Б. Чеснокова













СОГЛАСОВАНО




Методист




______________________ О. А. Дятковская




Пояснительная записка.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует уровню подготовки по специальности «Лечебное дело» 060101 по дисциплине «Хирургия».

В методической разработке лекции по теме «Хирургические заболевания органов шеи» представлены все элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, вопросы теоретического и практического освоения материала, оснащение, схема интегральных связей, план проведения занятия, словарь терминов, конспект лекции, список литературы, а также контролирующие задания: вопросы для устного опроса, тесты.

В методической разработке использованы современные педагогические приемы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание, навыки работы в команде, а именно: кластеры, дерево предсказаний, инсерт, взаимоопрос.

ГОУ СПО “Санкт-Петербургский медицинский колледж №2»
Предмет: Хирургия

Специальность: лечебное дело 060101

Курс: 2 курс

ТЕМА: «Хирургические заболевания органов шеи»

Продолжительность: 180 мин.

Место проведения: лекционный зал колледжа.

Необходимое оснащение: - методическое (схемы, наглядные пособия, фотографии)

- материальное (компьютер, мультимедийный проигрыватель)

Вид занятия: лекция.

Цель занятия: Сформировать теоретические знания по вопросам хирургических заболеваний органов шеи.

Задачи:

  1. Учебная: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об анатомических особенностях органов шеи. Дать основные понятия о методах обследования больных с хирургической органов шеи; видах врожденной патологии органов шеи и методах ее коррекции; травмах, деформациях, воспалительных заболеваниях области шеи, методах их лечения.

  2. Развивающая: на основе знания клинических признаков заболеваний органов шеи и оценки общего состояния развивать подготовительное логическое мышление и умение ориентироваться в различных ситуациях.

  3. Воспитательная: Воспитывать чувство профессионального долга, ответственности и сострадания у пациентов с заболеваниями органов шеи. Воспитание вежливости, культуры общения, терпения, тактичности.


Студенты должны знать:

  1. Анатомические особенности органов шеи.

  2. Методы обследования больного с хирургическими заболеваниями шеи, трахеи, пищевода.

  3. Виды врожденной хирургической патологии шеи, трахеи, пищевода и методы её коррекции.

  4. Острые воспалительные заболевания шеи: причины, особенности диагностики, течения, лечения, возможные осложнения.

  5. Заболевания щитовидной железы: причины, течение, лечение, возможные осложнения.

  6. Заболевания пищевода: ожог и рубцовый стеноз, особенности течения, лечения, возможные осложнения.

  7. Инородные тела трахеи и пищевода: клинику, диагностику, неотложную помощь.

  8. Уход за больными с хирургической патологией шеи, трахеи, пищевода



План лекции.

  1. Введение. Обоснование актуальности темы. Особенности анатомии шеи, трахеи, пищевода.

  2. Основная часть:

  • врожденные заболевания шеи, пищевода;

  • острые воспалительные заболевания шеи;

  • ранения шеи;

  • ожоги, стриктуры пищевода;

  • заболевания щитовидной железы.

  1. Обобщение темы.

  2. Выборочный контроль.

  3. Подведение итогов.

Обоснование темы.

Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых распространенных в мире. В Великобритании гормоны щитовидной железы получает более 1% населения страны. Большая распространенность болезней щитовидной железы ставит их в один ряд с такими заболеваниями, как сахарный диабет и болезни сердечно-сосудистой системы. По некоторым данным, распространенность заболеваний щитовидной железы еще выше, чем известно на сегодняшний день. Это связано с частым бессимптомным течением многих ее болезней. Именно этот факт, возможно, является основным в том, что пациентами с патологией щитовидной железы все чаще занимаются хирурги. Нередки случаи ожогов пищевода, чаще химических, приводящих к рубцовому сужению. Технический прогресс и несоблюдение мер безопасности приводят к травмам органов шеи, что может привести к фатальным последствиям.

Поэтому медицинский работник должен владеть научно-обоснованной информацией в этой области для оказания неотложной помощи, осуществления лечебной деятельности и для проведения просветительской и профилактической работы среди населения.

Схема интегральных связей.


Истоки

Тема

Вход

Основы латинского языка с медицинской терминологией


Хирургические заболевания органов шеи

Болезни зубов и полости рта

Анатомия и физиология человека

Основы реаниматологии

Основы патологии

Медицина катастроф

Основы сестринского дела

Основы реабилитации

Гигиена и экология человека

Педиатрия

Фармакология

Учебная практика




Профессиональная деятельность

План проведения лекции.

№п/

п

Этап занятия

Цель этапа

Содержание и метод проведения

Время

Обеспечение этапа

1.

Организация занятия

Сконцентрировать внимание студентов, мобилизовать их на работу

Проверка присутствующих, установка общей дисциплины, проверка внешнего вида.

5 мин.

Групповой журнал, рабочие тетради

2.

Формулирование темы и ее обоснование

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности

Беседа. Смотри обоснование темы

5 мин.

Мультимедийная аппаратура

3.

Определение целей занятия

Сформулировать конечные цели

Беседа. Смотри учебные и воспитательные цели.

5 мин.




4.

Предварительный контроль знаний

Выявить исходный контроль знаний студентов по этой теме

Блиц-опрос

15 мин.

Приложение 1

5.

Изложение нового материала

Реализация целей занятия

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием технического и методического оснащения

120 мин.

Мультимедийная аппаратура

6.

Закрепление нового материала

Контроль выполнения целей занятия

Закрепление материала путем демонстрации снимков с ответом на вопросы

10 мин.

Мультимедийная аппаратура

7.

Контроль усвоения лекционного материала

Реализация целей занятия

Решение тестов по теме лекции

15 мин.

Приложение 2

8.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Сформулировать конечные результаты на занятии

Преподаватель оценивает дисциплину на лекции, познавательную работу группы в целом. Объявляет тему следующего занятия.

5мин.




Приложение.

  1. Вопросы блиц-опроса. Приложение 1.

  2. Конспект лекции. Приложение 2.

  3. Тесты для контроля усвоения материала лекции. Приложение 3.

  4. Обеспечение лекции. Приложение 4. (Презентация на диске)

Приложение 1.

Блиц-опрос.

№п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какие анатомические сужения пищевода вы знаете?

Фарингеальное, бронхиальное, диафрагмальное

3.

Каким нервом осуществляется чувствительная иннервация лица?

Тройничным нервом

4.

Сколько гиалиновых хрящей образуют гортань?

9

5.

Как называется место деления трахеи?

Bifurcatio tracheae

6.

Из каких частей состоит щитовидная железа?

Правая и левая доли и перешеек между ними

7.

Назовите основные методы обследования пациентов с хирургическими заболеваниями органов шеи.

  • выяснение жалоб

  • анамнез заболевания

  • анамнез жизни

  • объективное исследование (осмотр, пальпация)

  • лабораторные методы (клинический анализ крови, общий анализ мочи)

  • рентгенологические методы (КТ, рентгенография)

  • УЗИ мягких тканей шеи

  • МРТ

Словарь терминов.

Зоб - патологическое увеличение щитовидной железы вследствие гиперплазии ее ткани, накопления коллоида или разрастания соединительной ткани.

Атрезия - полное отсутствие просвета или естественного отверстия в органе, имеющем строение трубки.

Тиреотоксикоз – заболевание, обусловленное повышенной функцией щитовидной железы.

Ларингомаляция - Недоразвитие гортани - наиболее частая причина стридора у младенцев.

Стридор – шумное дыхание, обусловленное значительным сужением просвета гортани или трахеи.

Трхеостомия – горлосечение, неотложная операция при нарушениях дыхания; метод реанимации.

Стриктура – органическое сужение полого органа, сосуда, протока или канала, сопровождающееся частичным или полным нарушением его проходимости.

Свищ – отсутствующий в норме капал, выстланный грануляционной тканью или эпителием и соединяющий полости тела

Киста – патологическая полость в органах и тканях, имеющая стенку и содержимое.

Приложение 2.

Конспект лекции.

Хирургические заболевания органов шеи.

Введение. Обоснование актуальности темы. Особенности анатомии челюстно-лицевой области.

Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых распространенных в мире. В Великобритании гормоны щитовидной железы получает более 1% населения страны. Большая распространенность болезней щитовидной железы ставит их в один ряд с такими заболеваниями, как сахарный диабет и болезни сердечно-сосудистой системы. По некоторым данным, распространенность заболеваний щитовидной железы еще выше, чем известно на сегодняшний день. Это связано с частым бессимптомным течением многих ее болезней. Именно этот факт, возможно, является основным в том, что пациентами с патологией щитовидной железы все чаще занимаются хирурги. Нередки случаи ожогов пищевода, чаще химических, приводящих к рубцовому сужению. Технический прогресс и несоблюдение мер безопасности приводят к травмам органов шеи, что может привести к фатальным последствиям.

Прежде, чем говорить о заболеваниях, немного об анатомических особенностях шеи.

Esophagus, пищевод, представляет узкую и длинную активно действующую трубку, вставленную между глоткой и желудком и способствующую продвижению пищи в желудок. Он начинается на уровне VI шейного позвонка, что соответствует нижнему краю перстневидного хряща гортани, и оканчивается на уровне XI грудного позвонка. В нем различают части: partes cervicalis, thoracica et abdominalis. Длина пищевода 23-25 см.

Шейная часть пищевода проецируется в пределах от VI шейного до II грудного позвонка. Спереди от него лежит трахея, сбоку проходят возвратные нервы и общие сонные артерии верхняя треть грудного отдела пищевода лежит позади и левее трахеи, спереди к ней прилежат левый возвратный нерв и левая a. carotis communis, сзади - позвоночный столб, справа - медиастинальная плевра. В средней трети к пищеводу прилежит спереди и слева на уровне IV грудного позвонка дуга аорты, несколько ниже (V грудной позвонок) - бифуркация трахеи и левый бронх; сзади от пищевода лежит грудной проток; слева и несколько кзади к пищеводу примыкает нисходящая часть аорты, справа - правый блуждающий нерв, справа и сзади - v. azygos. В нижней трети грудного отдела пищевода сзади и справа от него лежит аорта, кпереди - перикард и левый блуждающий нерв, справа - правый блуждающий нерв, который внизу смещается на заднюю поверхность; несколько кзади лежит v. azygos; слева - левая медиастинальная плевра.

Брюшная часть пищевода спереди и с боков покрыта брюшиной; спереди и справа к нему прилежит левая доля печени, слева - верхний полюс селезенки, у места перехода пищевода в желудок располагается группа лимфатических узлов.

Стенка пищевода состоит из следующих слоев: самый внутренний - слизистая оболочка, tunica mucosa, средний - tunica muscularis и наружный - соединительнотканного характера - tunica adventiti

Просвет пищевода имеет ряд сужений и расширений, имеющих значение при диагностике патологических процессов:

  1. фарингеальное (у начала пищевода),

  2. бронхиальное (на уровне бифуркации трахеи)

  3. диафрагмальное (при прохождении пищевода сквозь диафрагму).

Имеются еще два сужения - аортальное (у начала аорты) и кардиальное (при переходе пищевода в желудок), которые бывают выражены только у живого человека. Выше и ниже диафрагмального сужения имеются два расширения. Нижнее расширение можно рассматривать как своего рода преддверие желудка.

Гортань, larynx, помещается на уровне IV, V и VI шейных позвонков, тотчас ниже подъязычной кости, на передней стороне шеи, образуя здесь ясно заметное через наружные покровы возвышение. Сзади нее лежит глотка, с которой гортань находится в непосредственном сообщении при помощи отверстия, называемого входом в гортань, aditus laryngis. По бокам гортани проходят крупные кровеносные сосуды шеи, а спереди гортань покрыта мышцами, находящимися ниже подъязычной кости (mm. sternohyoidei, sternothyroidei, omohyoidei), шейной фасцией и верхними частями боковых долей щитовидной железы. Внизу гортань переходит в трахею. Хрящевой каркас гортани образован девятью гиалиновыми хрящами, 3 из которых непарные (надгортанный, перстневидный и щитовидный) и 3 парные (клиновидный, рожковидный, черпаловидный).

Трахея, trachea (от греч. trachus - шероховатый), являясь продолжением гортани, начинается на уровне нижнего края VI шейного позвонка и оканчивается на уровне верхнего края V грудного позвонка, где она делится на два бронха - правый и левый. Место деления трахеи носит название bifurcatio tracheae. Длина трахеи колеблется от 9 до 11 см, поперечный диаметр в среднем 15-18 мм.

Шейный отдел охватывается вверху щитовидной железой, сзади trachea прилежит к пищеводу, а по бокам от нее располагаются общие сонные артерии. Кроме перешейка щитовидной железы, спереди трахею прикрывают также mm. sternohyoideus и sternothyroideus, за исключением срединной линии, где внутренние края этих мышц расходятся. Пространство между задней поверхностью названных мышц с прикрывающей их фасцией и передней поверхностью трахеи, spatium pretracheale, заполнено рыхлой клетчаткой и кровеносными сосудами щитовидной железы (a. thyroidea ima и венозное сплетение). Грудной отдел трахеи прикрыт спереди рукояткой грудины, вилочковой железой, сосудами.

Стенка трахеи состоит из 16-20 неполных хрящевых колец, cartilagines tracheales, соединенных фиброзными связками - ligg. annularia; каждое кольцо простирается лишь на две трети окружности. Задняя перепончатая стенка трахеи, paries membranaceus, уплощена и содержит пучки неисчерченной мышечной ткани, идущие поперечно и продольно и обеспечивающие активные движения трахеи при дыхании, кашле и т. п. Слизистая оболочка гортани и трахеи покрыта мерцательным эпителием (за исключением голосовых связок и части надгортанника) и богата лимфоидной тканью и слизистыми железами.

Щитовидная железа, анатомическое строение - Щитовидная железа (glandula thyroidea) - непарный эндокринный орган, функция которого регулируется центральной нервной системой и тиреотропным гормоном передней доли гипофиза.

Железа располагается в области переднего треугольника шеи (trigonum cervicale anterius), ограниченного сверху основанием нижней челюсти, снизу - яремной вырезкой грудины, по бокам - передними краями правой и левой грудино-ключично-сосцевидных мышц. Щитовидная железа состоит из двух долей (lobus dexter et sinister) и перешейка (isthmus glandulae thyroidei) между ними. В 30-35% случаев наблюдается добавочная пирамидальная доля, lobus pyramidalis. Щитовидная железа в норме красновато-серого, иногда темного цвета, что зависит от степени её кровенаполнения. При пальпации - плотная и упругая. Размеры и масса щитовидной железы варьируют. Вес щитовидной железы в возрасте 20-60 лет колеблется от 17 до 40 г. Вертикальный размер долей 50-80 мм, перешейка - 5-15 мм. В поперечнике железа имеет размер около 50-60 мм, в передне-заднем направлении в области долей толщина 15-20 мм, на уровне перешейка 6-8 мм. Объём и вес щитовидной железы у женщин относительно больше, чем у мужчин.

Щитовидная железа окружена прозрачной, прочной фиброзной капсулой, от которой внутрь органа отходят соединительнотканные трабекулы, разделяющие железу на дольки и формирующие для паренхимы органа мягкий опорный скелет.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск