Скачать 60.83 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне» составила учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Преображенка Егорова Е.Ю. УМК «Школа России» Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Цели: развивать умение распознавать и проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне, формировать умения применять полученные знания на практике. Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрация, словарь В.И. Даля «Толковый словарь живого русского языка» в 12 томах. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Словарная работа. Пёс Барбос нашёл листок, А в листке словечки. Какие буквы здесь вписать? Помогите, дети! (дети читают слова, вставляют пропущенную букву, и читают стихи-запоминалки) д…рога Мы дорога прочитали, Нота ДО звучит в начале. р…бота В слове РАБОТА «раб» сидит, После Р нам А писать велит. учит…ль Учит ЕЛЬ в слове учитель, Учит ЕЛЬ, а не СОСНУ, Не ОСИНА, не БЕРЁА, ЕЛЬ понравилась ему. к...р…ндаш В слове КАРАНДАШ всегда, Мы пишем 3 гласных А. …рех Круглый ОРЕХ, на О похожий, О в начале слова тоже. вет…р Два слога в слове ВЕТЕР И в каждом Е заметьте. ур…жай Урожай от слова РОД, После Р там О идёт. б…рёза Белые берёзы все. После Б мы пишем Е. сах…р В слове САХАР ты всегда Напиши 2 гласных А. п…тух Петуха назвали Петя, Петь он любит на рассвете. вар…жки В этом слове РЕ звучит, А за нею Ж стоит. Кр…вать КРОВ и РОВ в слове кровать Мы сумеем прочитать. И поэтому КРОВАТЬ С буквой О будем писать. Что общего у этих слов? - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, отгадав загадку. Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе. Он и на стройке, и на пляже. Он и стекле расплавлен даже. Что обозначает это слово «песок»? (ответы детей) В словаре Даля говорится…(читаю определение по словарю)… «Песок – это измельчённый, перетёртый природою камень, мелкие каменные зёрна» В зависимости от того, какая порода преобладает, различают песок кварцевый и слюдистый. От этого зависит и цвет песка. По происхождению пески бывают речные, озёрные и морские. А где используют песок? (ответы детей) Давайте посмотрим, как это слово пишется. ПЕСОК На какой гласный падает ударение? Какой гласный безударный? А знаете ли вы, почему именно Е пишется в этом слове, а не И, ведь слышим–то мы этот звук. Тогда послушайте сказку. В пустыне песни пел песок, Но их никто не слушал: От заунывных «фа» и «соль» Ну просто вяли уши! Но наш песок всё пел и пел И как-то утром ранним Найти поклонницу сумел! Уселась на бархане В одеждах белых буква «Е»: - Ах, как люблю я ноту «ре»! И пел песок назло жаре Для буквы «Е» лишь ноту «ре С тех пор певцом песок зовётся И с буквой «Е» не расстаётся. - Ну, а если быть серьёзными исследователями слова, то мы обнаружим, что когда-то в славянском языке было слово «пес», вот от него-то с помощью суффикса -ок- и образовалось слово ПЕСОК. Эти части так полюбили друг друга, что стали единым целым и образовали новый корень ПЕСОК. 3.Актуализация знаний. Какая орфограмма прячется в этом слове? Какие согласные называются парными? В чём их сходство и различие? Сколько пар согласных букв в русском языке? А звуков? Почему парные согласные нужно проверять? Какие слова называются проверочными? Подберите проверочное слово к слову ПЕСОК. Какой способ проверки использовали? Как ещё можно проверить слово с парным согласным? Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным и только, Будь старательным и только, Всё запомнишь, всё поймёшь. 4. Сообщение цели урока. - Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать парные согласные, а именно, находить слова с парными согласными и подбирать к ним проверочные слова. 5. Тема урока. 1) Я не знаю, как случилось, Только слово заблудилось. Забрело в чужой-то дом, И хозяйничает в нём. Какое слово «заблудилось»? Докажите правильность своего выбора. Чем отличается парный глухой согласный от парного ему звонкого согласного звука? 2) Игра «Баскетбол» - А теперь немного поиграем. Ваша задача: как можно больше сделать точных бросков в корзины. В левую корзину вы будете забрасывать мячи, на которых записаны слова со звонким согласным в корне, а в правую – с глухим. Полёт мяча вам надо показать стрелкой. *Работа по карточкам. Проверка у доски. 3) Сильный ветер вдруг подул, Все буквы в кучу быстро сдул. Вы тихонько подходите, Здесь порядок наведите. … Взаимопроверка. 4) Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов буквы откусили. К себе в норку утащили. Верните буквы в слова. *Работа по карточкам. Проверка. Дополнительно. ска…ка стру…ка кру…ка игру…ка шу…ка берё…ка ко…ка шала… тулу… ло…ка 5) Чтоб ошибок избежать, Зоркость надо развивать. Ты в игре проверить можешь сам Своё внимание к словам. Какие буквы победят в споре? Б/П В/Ф Г/К Д/Т Ж/Ш З/С Ры…ка бро..ь бере… гря…ка сапо…ки ука…ка шля…ка рука… ма… ни…ка кры…ка зама…ка улы..ка шка… лу… лоша…ка бума…ка коля…ка па…ка жира.. ша… клее…ка ладо…ка стаме…ка 6) Рассмотрите картинку и найдите предметы, в названии которых есть парные согласные, которые требуют проверки. Запишите слова в столбик, а рядом – проверочное. 7) Прочитайте стихотворение. Найдите в нём слова с парными согласными, которые требуют проверки и подчеркните их, а рядом – запишите проверочное слово. * Работа по карточкам. Проверка. 6. Обобщение. - Какое правило мы повторили? Для чего мы это делали? - Как проверить слово с парным согласным? Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Парный сразу проверяй, Рядом гласный поставляй. 7. Итог. Источники: 1. Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс» 2. В.И. Даль «Толковый словарь живого русского языка» в 12 томах. 3. Материалы газет «Первоклашка», 4. «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах» Авт.-сост. О.В. Росланова, Волгоград, «Учитель», 2006г 5. «Русский язык 1-4 классы Работа со словарными словами. Занимательные материалы» Авт.-сост. Т.М. Анохина, Волгоград, «Учитель», 2007г 6. О.Е. Жиренко,Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением» 1-4 классы, Москва, «5 за знания», 2005г |