Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 233.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.01.2014
Размер233.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Институт естественных наук

Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика решения расчетных задач повышенной сложности по органической химии

Основная образовательная программа


ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс: 4, семестр 7


Москва-2011

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Институт естественных наук

Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика решения расчетных задач повышенной сложности по органической химии
Часть I. Программа учебной дисциплины


ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс: 4, семестр 7


Москва-2011
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №1 от 29.08.2011 г.

Составитель

Старший преподаватель Ковалева Н.А.

Заведующий кафедрой

Доцент, кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Д.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Методика решения расчетных задач повышенной сложности по органической химии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионально­го образования специальности: 032300 «Химия», утвержденного 31 января 2005 г. Общее количество часов на дисциплину – 100 часов.

Курс рассчитан на 1 семестр для студентов IV курса прошедших ознакомительную педагогическую практику и желающих овладеть основными методами обучению учащихся расчетных задач повышенной сложности по органической химии.

Цель курса — формирование у студентов способности планировать, организовывать и практически осуществлять наиболее эффективные пути и способы организации решения расчетных задач повышенной сложности по органической химии в процессе преподавания.

Задачи курса:

  • Ознакомить с разнообразными способами решения задач повышенной сложности по органической химии.

  • Научить составлять условия задач повышенной сложности.


Место дисциплины в основной образовательной программе - промежуточное между органической химией и методикой обучения химии.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся – необходимо иметь знания по химии, педагогике и психологии в соответствии с требованиями вуза.
Дисциплина ориентирует на профессиональную деятельность – учитель химии.
Требования к уровню освоения содержания курса

Содержание курса отражает структуру профессиональной деятельности учителя химии и нацелено на отработку специальных умений:

  • работать с литературой, отражающей решение типовых задач по химии;

  • анализировать условия задач, и планировать пути их решения;

  • отбирать материал для разработки задач по органической химии.

  • уметь составлять условия расчетной задачи повышенной сложности

  • приобрести запас наработанных решенных расчетных задач по различным темам.

  • осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности-развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого учащегося


содержание курса

разделы курса

Темы и краткое содержание

Тема I. Основные понятия химии

  • Количество вещества, масса , молярная масса ,число Авогадро.

  • Массовая доля .

  • Определение формулы вещества по продуктам сгорания.

  • Составление условий задач повышенной сложности.

Тема II. Задачи с участием газов.

  • Молярный объем газа (Vm). Нормальные условия (н.у.).

  • Абсолютная (ƿ) и относительная (D) плотность газа

  • Объемная (ψ) и молярная (χ) доля газа в смеси. Средняя молярная масса газовой смеси (Мср.)

  • Расчеты по уравнениям реакций с участием газов

  • Составление условий задач повышенной сложности.

Тема III. Растворы.

  • Массовая доля растворенного вещества и молярная концентрация раствора.

  • Растворимость (s) и коэффициент растворимости (S)

  • Электролитическая диссоциация, степень диссоциации (α)

  • Составление условий задач повышенной сложности.

Тема IV. Тепловые эффекты химических реакций (Q).

  • Составление условий задач повышенной сложности.

Тема V. Решение комбинированных задач

  • Составление условий задач повышенной сложности.

Тема VI Решение задач «на избыток и недостаток».

  • Влияние порядка смешивания реагентов на последовательности протекания реакций

  • Взаимодействие газа с растворенным веществом.

  • Влияние порядка смешивания реагентов и последовательности протекания химических реакций на результат.

  • Составление условий задач повышенной сложности

Тема VII. Смеси.

  • Определение состава смеси методом исключения

  • Составление условий задач повышенной сложности

Тема VIII Математические методы решения расчетных задач.

  • Введение неизвестных величин.

  • Введение одного неизвестного

  • Введение нескольких неизвестных и составление систем уравнений.

  • Примеры задач с системами из двух неизвестных.

  • Примеры задач с системами из трех неизвестных.

  • Примеры задач с квадратными уравнениями.

  • Введение произвольного параметра.

  • Метод подбора.

  • Многовариантные задачи.

  • Составление материального баланса.

  • Составление условий задач повышенной сложности


форма СЕМЕСТРОВОГО контроля – ЗАЧЕТ

Литература
Основная

  1. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты.:учеб. Пособие /

Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л Андреева. Дрофа, 2005.

  1. Абкин Г.А. Методика решения задач по химии. Пособие для учителей. М., Просвещение 1971

  2. Химия: справочные материалы: книга для учащихся; под ред. Ю.Д. Третьякова. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение 1989.

  3. Химия в формулах. 8-11кл., Справочные материалы/ В.Г. Иванов, О.Н. Гева. Москва, Дрофа, 2004.

  4. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Дрофа, 2005


дополнительная

  1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. П.А. Оржековский, Н.А.Титова, Ф.Ф. Гегеле – Москва :АСТ: Астрель, 2006.

  2. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл. П.А. Оржековский, Н.А. Титова, Ф.Ф. Гегеле – Москва :АСТ: Астрель, 2007.


сайты в Интернете, содержащая информацию по курсу

  • официальный сайт газеты «1-е сентября» http://1september.ru/

  • официальный сайт газеты «химия в школе»


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Институт естественных наук

Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика решения расчетных задач повышенной сложности по органической химии
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной

дисциплины

ООП 050101.65 (032300) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс: 4, семестр 7

Форма обучения: очная


Лекции - 28 часа.

Семинары / практические занятия – 24 часов.

Лабораторные занятия / лабораторный практикум – 0 часов.

Самостоятельная работа - 48 часа.

Зачет –7 семестр

Всего – 100 часов.

Москва-2013
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии протокол №1 от 26.08.2013 г.

Составитель

Старший преподаватель Холина Н.А.

Заведующий кафедрой

Доцент, кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Д.М.


Описание учебно-методического комплекса дисциплины, составной частью которого являются настоящие Методические рекомендации.


  1. Распределение нагрузки по семестрам




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

100

Аудиторные занятия


52

Лекции


28

Практические занятия (ПЗ)


24

Семинары (С)


Лабораторные работы (ЛР) и/или другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа


48

Курсовой проект (работа)


-

Расчетно-графические работы


-

Реферат и/или другие виды самостоятельной работы


-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


Зачет



распределение часов курса по формам и видам работ








Наименование тем

Виды аудиторных занятий (часы)


Сам. работа 48ч

Лекции

28ч

Лаб. занятие.

24ч



Основные понятия химии

4 часа

2 часа

6



Задачи с участием газов

4 часа

2 часа

5



Растворы.

2 часа

2 часа

5



Тепловые эффекты химических реакций.

2 часа

2 часа

5



Решение комбинированных задач

4 часа

4 часа

6



Решение задач «на избыток и недостаток».

2 часа

2 часа

5



Смеси.

2 часа

2 часа

6



Математические методы решения расчетных задач.

4 часа

4 часа

5



Составление условий задач повышенной сложности

2 часа

4 часа

5




28 часов

24 часов

48 часов



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.




ТЕМА ЗАНЯТИЙ


ЛИТЕРАТУРА

1

Основные понятия химии

2,3,4,6

2

Задачи с участием газов

3,4

3

Растворы.

1,5,6

4

Тепловые эффекты химических реакций.

1,3,5

5

Решение комбинированных задач

1,5

6

Решение задач «на избыток и недостаток».

2,3,4,6

7

Смеси.

3,4

8

Математические методы решения расчетных задач.

1,5,6

9

Составление условий задач повышенной сложности

1,3,5


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ.




ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ЛИТЕРАТУРА

1

Основные понятия химии

2,3,4,6

2

Задачи с участием газов

3,4

3

Растворы.

1,5,6

4

Тепловые эффекты химических реакций.

1,3,5

5

Решение комбинированных задач

1,5

6

Решение задач «на избыток и недостаток».

2,3,4,6

7

Смеси.

3,4

8

Математические методы решения расчетных задач.

1,5,6

9

Составление условий задач повышенной сложности

1,3,5

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ.

Количество вещества, масса, молярная, число Авогадро.


  • Определите массу водорода, содержащуюся в 3,01·1023 молекулах метана. (m(H) = 2 г.)

  • Определите относительную молекулярную массу некоторого простого вещества В, если масса одной молекулы В составляет 5,31·10-23 г. (M(B) = 32 г/моль.)

  • Определите число атомов углерода, содержащихся в 0,01 моль пропана. (N(C) = 1,807 * 1022 атомов.)

Массовая доля элемента в химическом соединении или в смеси.


  • Плотность паров монохлорпроизводного алкана по кислороду равна 2,89. Содержание в нем углерода – 51,89%, водорода – 9,73%, хлора – 38,38%. Определите формулу этого вещества.

  • Плотность паров циклопарафина по азоту равна 2,5. Содержание углерода – 85,71%, водорода – 14,29%. Установите формулу вещества.

  • Плотность углеводорода по водороду равна 22. Массовая доля углерода в нем составляет 81,82%, водорода – 18,18%. Установите формулу вещества.

  • Плотность углеводорода по кислороду равна 1,81, массовая доля углерода – 82,76%, водорода – 17,24%. Установите формулу вещества.

  • Плотность фторхлорпроизводного метана по водороду равна 60,5. Содержание в этом соединении углерода – 9,92%, хлора – 58,68%, фтора – 31,40%. Установите формулу вещества.

  • Плотность хлорпроизводного алкана по хлору равна 0,71. Содержание в этом соединении углерода – 23,76%, водорода – 5,94%, хлора – 70,30%. Определите формулу вещества.

  • Предельный углеводород, находящийся при н. у. в жидком агрегатном состоянии, содержит 84% углерода и 16% водорода. Плотность его паров по воздуху равна 3,45. Установите формулу вещества.

  • Хлорпроизводное циклоалкана имеет относительную молекулярную массу 498. Содержание в нем углерода – 14,5%, хлора – 85,5%. Установите формулу циклоалкана, из которого получено это хлорпроизводное.

Определение формулы вещества по продуктам сгорания


  • При полном сгорании некоторого количества ароматического углеводорода ряда бензола (CnH2n-6) образовалось 14,08 г оксида углерода (IV) и 3,6 г воды. Предложите возможные структурные формулы изомеров этого углеводорода. (C8H10 (этилбензол или орто-, мета-, пара-ксилол)

  • При сжигании 26,7 г аминокислоты (CxHyOzNk) в избытке кислорода образуется 39,6 г оксида углерода (IV), 18,9 г воды и 4,2 г азота. Определите формулу аминокислоты. (C3H7O2N (аланин)

  • При сгорании алкана массой 5 г образовалось 15,35 г углекислого газа и 7,33 г воды. Найдите формулу вещества, если плотность его паров по водороду составляет 43.

  • При сжигании 1 г циклопарафина образовалось 3,14 г углекислого газа и 1,29 г воды. Один литр исходного циклопарафина имеет массу 1,875 г (н. у.). Найдите формулу вещества. С каким веществом из другого класса оно изомерно?

Задачи с участием газов.

Молярный объем газа . Нормальные условия .


  • Какой объем (н.у.) займет метан (СН4), масса которого равна массе 40 л азота (н.у.) (V(CH4) = 70 л.)

Абсолютная и относительная) плотность газа


  • В каких объемных отношениях находятся в смеси кислород и метан (СН4), если относительная плотность этой смеси по водороду равна 10. (V(O2):V(CH4)=1:3.)

Объемная и молярная доля газа в смеси. Средняя молярная масса газовой смеси .


  • К 20 л смеси метана и этилена добавили 10 л кислорода. Определите объемные доли веществ в полученной газовой смеси, если известно, что ее плотность по воздуху равна 0,8046. (φ (CH4) = 0,5; φ2) = 0,333; φ (C2H4)= 0,167).

  • В результате сжигания 9,76 г органического вещества в избытке кислорода образовалось 10,08 г воды и 8,96 л (н.у.) смеси углекислого газа с азотом с плотностью по кислороду 1,275. Предложите структурную формулу сожженного вещества, если известно, что его молярная масса меньше 80 г/моль. (HOCH2CH2NH2.)

  • Соль органической кислоты сожгли в 9,8 л (н.у.) кислорода, при этом образовалось 7,29 г воды и 8,288 л (н.у.) смеси трех газов. После пропускания этой газовой смеси через избыток раствора щелочи ее объем уменьшился на 6,048 л, а оставшаяся азото-кислородная смесь имела плотность 1,3482 г/л. Определите формулу сожженного вещества. (C2H5COONH4.)

  • Образец аминокислоты, входящей в состав белков массой 4,68 г сожгли в избытке кислорода. После приведения продуктов сгорания к н.у. выделилось 3,96 г воды и осталось 5,376 л газовой смеси, объем которой уменьшился в 6 раз после пропускания через избыток раствора щелочи. Не поглощенная щелочью смесь газов имела плотность по водороду 15. Определите формулу сожженной аминокислоты.( С3Н7СН(NН2)СООН (валин))

Расчеты по уравнениям реакций с участием газов


  • Смесь этиламина (С2Н5NH2) с избытком кислорода подожгли. После приведения к нормальным условиям объем газовой смеси уменьшился на 36 %. Определите объемные доли веществ в конечной газовой смеси.((О2) = 37,5 %, (СО2) = 50 %, (N2)= 12,5 %.)

  • После пропускания смеси этилена (СН2=СН2) и водорода над никелевым катализатором плотность газа возросла на 25%. Полученный газ не обесцвечивает бромную воду. Определите объемные доли веществ в конечной газовой смеси.(C2H6) = 25 %; (H2) = 75 %.)

  • Смесь бутана с кислородом объемом 14 л (н.у.) подожгли. После приведения к нормальным условиям объем газовой смеси стал 8,75 л. Определите составы исходной и конечной газовых смесей в % по объему, если известно, что кислород был в избытке. (Исходная смесь: (C4H10) = 10,71 %,(О2) = 89,29 %; конечная смесь:(CО2) = 68,57 %, (О2) = 31,43 %.)

  • После сжигания смеси этиламина с избытком кислорода и приведения к нормальным условиям масса газов уменьшилась на 2,52 г, а объем их стал 3,36 л. Определите объемные составы (в литрах) исходной и конечной газовых смесей. (V(C2H5NH2) = 0,896 л, V(О2)исх =4,48 л; V(CО2) = 1,792 л, V(N2) =0,448 л, V(О2)кон = 1,12 л.)

  • 100 мл смеси азота, метана и метиламина при нормальных условиях смешали с 300 мл кислорода и подожгли. После приведения к н.у. объем газовой смеси составил 227,5 мл, а после ее пропускания через избыток раствора щелочи он уменьшился до 142,5 мл. Определите объемные доли газов в исходной смеси.(CH4) = 30 %, (CH3NH2) = 50 %, (N2) = 20 %.)

  • 11,2 л (н.у.) метана нагрели до высокой температуры. При этом часть метана разложилась, в результате чего образовалась газовая смесь объемом 20,16 л и плотностью 0,2778 г/л (н.у.). После пропускания над никелевым катализатором ее объем уменьшился на 22,22 %. Определите объемные доли газов в конечной газовой смеси , если известно, что она не обесцвечивает бромную воду.(СН4) = 14,29 %, (Н2) = 71,43 %, (С2Н6) = 14,29 %.)

Растворы

Электролитическая диссоциация, степень диссоциации


.

  • Определите суммарную концентрацию и число частиц (молекул и ионов), образующихся при растворении 1,2 г уксусной кислоты в 500 мл воды, если известно, что степень диссоциации уксусной кислоты в данных условиях составляет 2 %. Изменением объема пренебречь. (С(частиц) = 0,0408 моль/л, N(частиц)= 1,229 · 1022.)

Тепловые эффекты химических реакций .


  • 12 г моносахарида сожгли в избытке кислорода, при этом выделилось 184 кДж теплоты. После приведения продуктов сгорания к н.у. выделилось 7,2 г воды и осталось 16,8 л газовой смеси (н.у.) с плотностью по водороду 19,2. Определите формулу моносахарида, если известно, что его теплота сгорания равна 2300 кДж/моль. (C5H10O5)

  • В результате сжигания некоторого количества органического вещества, содержащего азот, в 17,92 л кислорода выделилось 180 кДж теплоты, образовалось 10,8 г воды и 14,56 л газовой смеси с плотностью 1,635 г/л, объем которой после пропускания через избыток раствора щелочи уменьшился на 6,72 л. Определите структурную формулу сожженного вещества, если его теплота сгорания равна 1200 кДж/моль.Все объемы и плотность измерены при нормальных условиях. (H2NCH2CH2NH2)

  • Определите тепловой эффект реакции C2H5OH(ж) + CH3COOH(ж) → →CH3COOC2H5(ж) + H2O(ж). Теплоты сгорания CH3COOH, C2H5OH и CH3COOC2H5 равны соответственно: 1366,9; 871,5 и 2254,2 кДж/моль. (Q = - 15,8 кДж.)

  • Определите тепловой эффект реакции: C2H5OH(ж) → C2H4(г) + H2O(ж), если известно, что теплоты образования C2H5OH, C2H4 и H2O равны 277,6; -52,3 и 285,8кДж/моль соответственно.(. Q = - 44,1 кДж.)

ЧАСТЬ 2. РЕШЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Конечный результат и последовательность протекания химических реакций не зависят от порядка смешивания реагентов


  • В 100 мл раствора уксусной кислоты в этаноле с массовой долей кислоты 11,25 % и плотностью 0,8 г/мл растворили 8,05 г натрия. Затем в раствор добавили 20 мл воды и полученную смесь упарили, а сухой остаток прокалили. Определите массовые доли веществ в остатке после прокаливания. (ω(Na2CO3) = 88,83 %, ω(NaOH) =11,17%)

Взаимодействие газа с растворенным веществом.


  • Некоторое количество диметиламина сожгли в избытке кислорода, а продукты сгорания пропустили в 106,2 мл раствора гидроксида калия с массовой долей щелочи 14 % и плотностью 1,13 г/мл. Определите объем сожженного диметиламина, если известно, что массовая доля гидрокарбоната калия в получившемся растворе составила 7,4 %.(V[(CH3)2NH] = 2,24 л.)

Определение состава смеси методом исключения


  • К некоторому количеству смеси пропионовой кислоты и этилового спирта добавили 1,1 мл раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 98 % и плотностью 1,818 г/мл и нагрели. Определите состав полученной реакционной смеси, если известно, что в реакцию этерификации вступило 75 % исходной пропионовой кислоты, что на нейтрализацию реакционной смеси пошло 43,68 мл раствора гидроксида натрия с массовой долей щелочи 10 % и плотностью 1,099 г/мл, и что при взаимодействии такого же количества исходной смеси избытком натрия выделилось 11,2л водорода. ( ω(C2H5COOC2H5) = 42,98 %; ω(C2H5OH) = 35,53 %; ω(C2H5COOH) = 10,39 %; ω(H2SO4) = 3,44 %; ω(H2O) = 7,65 %.)

  • Смесь азота и метана с плотностью по водороду 9,2 нагрели до высокой температуры, при этом часть метана разложилась. Полученную газовую смесь привели к нормальным условиям, после чего оказалось, что ее масса по сравнению с исходной смесью уменьшилась на 0,36 г, а объем увеличился на 40%. Определите объемный состав исходной газовой смеси, если известно, что при пропускании конечной газовой смеси над никелевым катализатором ее объем уменьшается на 0,672 л (н.у.). (Выход в реакциях гидрирования считать 100 %) (V(N2) = 0,672 л; V(CH4) = 2,688 л.)

  • При гидролизе некоторого количества жира, содержащего остатки только пальмитиновой и олеиновой кислот, было получено 23 г глицерина. На полное гидрирование такого же количества жира расходуется 10,08 л водорода (н.у.). Определите молярное соотношение пальмитиновой и олеиновой кислот в продуктах гидролиза и массу взятого жира. (n(пальмитиновой)/n(олеиновой) =1/ 1,5; m(жира) = 213,2 г).

Введение неизвестных величин

Введение одного неизвестного


  • Некоторое количество бензола обработали 200 мл смеси растворов азотной и серной кислот с плотностью 1,6 г/мл и массовой долей серной кислоты 50 %. После проведения реакции массовая доля серной кислоты в неорганическом слое увеличилась до 53,78 %. Органический слой подвергли восстановлению в присутствии чугунных стружек и соляной кислоты. Определите массу взятого бензола и массу полученного конечного продукта, если выход на каждой из обеих стадий составлял 80 %. (m(С6Н6) = 48,75 г; m(С6Н52) =37,2 г.)

  • 8,96 л (н.у.) метиламина сожгли в избытке кислорода. Полученную газовую смесь привели к нормальным условиям и пропустили через озонатор, причем оказалось, что ее плотность при этом увеличилась на 4,17 %, и стала равной 1,643 г/л (н.у.). Определите исходный объем кислорода, и объемные доли веществ в конечной газовой смеси.(V(O2) = 33,6 л. φ(СО2) = 34,8 %, φ(О2) = 39,1 %, φ(О3) = 8,7 %, φ(N2)= 17,4 %.)

Примеры задач с системами из двух неизвестных:


  • Смесь метана с аргоном с плотностью по водороду 10,4 нагрели до высокой температуры, при этом часть метана разложилась и масса газовой смеси уменьшилась на 1,2 г, а ее объем увеличился в 1,6 раза. Определите объемный состав (в литрах) исходной газовой смеси, если известно, что после пропускания конечной газовой смеси над никелевым катализатором ее объём уменьшился на 4,48 л и полученный в результате этого газ не обесцвечивает бромную воду. (V(Ar) = 1,68 л; V(СН4) = 6,72л)

  • Смесь двух насыщенных одноатомных спиртов пропустили через нагретую трубку с оксидом меди, в результате чего масса трубки уменьшилась на 0,48 г, и образовалось 1,18 г смеси двух веществ, при обработке которых избытком аммиачного раствора оксида серебра выделилось 10,8 г осадка. Определите качественный и количественный (в массовых долях) состав исходной смеси спиртов. Выход во всех реакциях считать 100 %. (ω(СН3ОН) = 51,61 %; ω(С3Н7ОН) =48,69 %.)

Примеры задач с системами из трех неизвестных:


  • 100 мл смеси азота, метиламина и этана смешали (н.у.) с 250 мл кислорода и подожгли. После приведения к нормальным условиям объем смеси составил 180 мл, а объемная доля кислорода в ней оказалась 11,11%. Определите состав исходной газовой смеси.( V(N2) = 20 мл; V(CH3NH2) = 40мл; V(C2H6) = 40 мл.)

  • Объем водорода, необходимый для полного гидрирования смеси ацетилена, пропена и паров бензола, вдвое больше объема этой смеси при тех же условиях. Определите состав исходной смеси веществ в массовых долях, если известно, что для сжигания 9,3 г смеси продуктов гидрирования требуется 23,52 л кислорода (н.у.). (ω(С2Н2) = 46,43 %; ω(С3Н6) = 18,75 %; ω(С6Н6) = 34,82 %.)

  • Смесь газообразного алкина с водородом с плотностью 0,4286 г/л (н.у.) пропустили над никелевым катализатором и получили газовую смесь, не обесцвечивающую бромную воду, с плотностью 0,7143 г/л (н.у.). Определите формулу исходного алкина. (С3Н4)

  • 4,88 г смеси стирола, фенола и анилина полностью прореагировало с 587 г бромной воды с массовой долей брома 3 %. На нейтрализацию продуктов реакции потребовалось 200 мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией щелочи 0,5 моль/л. Определите состав исходной смеси веществ (в массовых долях). (ω(С6Н5СН=СН2) = 42,32 %; ω(С6Н5ОН) = 19,26 %; ω(С6Н5NH2) = 38,11 %.)

  • При сжигании 34,6 г смеси муравьиной и насыщенной двухосновной органической кислоты образовалось 20,16 л оксида углерода (IY) (н.у.), а на нейтрализацию такого же количества этой смеси пошло 50 мл раствора гидроксида калия с массовой долей щелочи 40 % и плотностью 1,4 г/мл. Определите структурную формулу двухосновной кислоты.( НООССН2СООН.)

Примеры задач с квадратными уравнениями


  • 5,6 л смеси метиламина с избытком кислорода подожгли. Полученную газовую смесь привели к нормальным условиям и пропустили через избыток раствора гидроксида натрия и получили 80 г раствора с массовой долей щелочи 2,5 %. Определите массу сожженного метиламина и массовую долю щелочи в исходном растворе, если известно, что плотность газовой смеси в результате пропускания через раствор щелочи уменьшилась на 11,3 %. (m(CH3NH2) = 1,55г. ω(NaOH в исходном растворе) = 7,71 %.)

Введение произвольного параметра


  • На полное гидрирование смеси метана, ацетилена и пропена расходуется равный ей объем водорода, а для ее сжигания необходим объем кислорода, превышающий объем исходной смеси в 2,7 раза. Определите плотность исходной смеси по водороду.(DН2 = 12,6.)

Составление материального баланса


  • При сжигании некоторого количества органического вещества в 11,2 л (н.у.) кислорода образовалось 6,3 г воды и 10,64 л (н.у.) газовой смеси, объем которой после пропускания через избыток раствора щелочи уменьшился на 6,72 л. Предложите возможную структурную формулу вещества, если известно, что оно содержит азот и что плотность по воздуху оставшейся газовой смеси равна 1,064. (C3H7O2N аланин или нитропропан).

  • 195. Образец соли двухосновной органической кислоты массой 8,625 г сожгли в 5,6 л кислорода (н.у.), в результате чего образовалось 5,625 г воды и газовая смесь с плотностью 1,747 г/л. После пропускания этой газовой смеси через избыток раствора карбоната натрия ее объем уменьшился на 66,67 %, а после пропускания оставшейся смеси газов через трубку с раскаленной медью осталось 1,4 л (н.у.) газа с плотностью 1,25 г/л. Предложите структурную формулу сожженной соли.( С3H10O4N2 (NH4OOCCH2COONH4)).


ФОРМА СЕМЕСТРОВОГО КОНТРОЛЯ – ЗАЧЕТ
Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Теоретически: Объяснить физический смысл

Относительная молекулярная масса

Относительная атомная масса

Относительная плотность газа по водороду, кислороду, воздуху

Абсолютная плотность газа

Массовая доля

Объемная доля

Молярный объем

Число Авогадро

  1. Практически: вывести формулы

Перевод концентрации массовая доля→молярная концентрация

Перевод концентрации молярная концентрация →массовая доля

Формула расчета средней относительной молекулярной массы смеси газов

Через коэффициент растворимости вывести % концентрацию

Через абсолютную плотность газа выразить Mr

  1. Решить задачи по органической химии повышенной сложности

  2. Составить и решить задачи по органической химии повышенной сложности



Литература
ОСНОВНАЯ

  1. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты.:учеб. Пособие.

  2. Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л Андреева. Дрофа, 2005.

  3. Абкин Г.А. Методика решения задач по химии. Пособие для учителей. М., Просвещение 1971.

  4. Химия: справочные материалы: книга для учащихся; под ред. Ю.Д. Третьякова. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение 1989.

  5. Химия в формулах. 8-11кл., Справочные материалы/ В.Г. Иванов, О.Н. Гева. Москва, Дрофа, 2004.

  6. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Дрофа, 2005.


дополнительная

  1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. П.А. Оржековский, Н.А.Титова, Ф.Ф. Гегеле – Москва :АСТ: Астрель, 2006.

  2. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл. П.А. Оржековский, Н.А. Титова, Ф.Ф. Гегеле – Москва: АСТ: Астрель, 2007.


сайты в Интернете, содержащая информацию по курсу

  • официальный сайт газеты «1-е сентября» http://1september.ru/

  • официальный сайт газеты «химия в школе»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск