Скачать 47.84 Kb.
|
Фадеева Мария Лукинична Учитель-логопед КС(К)РУ «Чебоксарская специальная (орреционная) общеобразовательная школа №1»Минобразования Чувашии КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ ПРИ ПОМОЩИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ. Тематический цикл «Ягоды, грибы.» Знакомство с буквой и звуком «О». Цель: Совершенствование навыка словообразования. Задачи: 1.Образовательные: формировать и совершенствовать навык образования существительных уменьшительно-ласкательного значения, образования прилагательных от существительных; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Ягоды, грибы»; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. 2.Коррекционно-развивающие: развивать зрительного внимание и восприятие на основе упражнения «заштрихованные картинки», коррегировать фонематический слух и восприятие через выполнения упражнения «Раздели слово ножками», развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики путем выполнения физкультминутки. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, укреплять учебную мотивацию. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование и материал: предметные картинки, зеркала, зашумленная картинка-загадка «Что ты видишь?», рабочие тетради по числу детей. Словарная работа: малина, клюква, земляника, подосинновик, опенок, лисички; искать собирать, мыть, варить и т.д. Предварительная работа: беседы на тему «Лес.Ягоды.Грибы» Рассматривание картинок с изображением ягод и грибов.Знакомство с буквой «О». Тип урока: комбинированный. Ход занятия: 1.Орг. момент -Здравствуйте, ребята! Посмотрите на улицу, какой сегодня замечательный день. Я рада очередной встрече с вами, поэтому я улыбнусь вам и вы улыбнитесь мне. И вместе мы вспомним наше правило красивой речи: Каждый день, всегда, везде На уроке и в игре, Громко четко говорим, Никуда мы не спешим. (Затем логопед раздает картинки с изображением грибов, а далее показывает детям зашумленную картинку-загадку «Что ты видишь?») -А теперь посмотрите на картинку, кто увидит свой грибок, пройдет на свое место. (Дети рассаживаются по своим местам.) -Давайте поиграем с вами в игру и представим, что мы не знаем друг друга. Что же нам надо сделать первым делом?... Правильно, конечно познакомиться. Игра«Как тебя зовут?» (назвать своё имя; полное имя; уменьшительно-ласкательные формы своего имени). Начинает логопед с изменения своего имени, затем задаёт детям наводящие вопросы. 2. Артикул. гимнастика. Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сесть правильно, положить руки на колени. Под контролем логопеда дети делают артикуляционную гимнастику. - Мы с вами уже знаем сказку о Веселом Язычке., но только представьте себе я забыла, как Язычок выходит гулять, как смотрит на расческу….может быть кто-то хочет помочь мне вспомнить эту сказку…Очень хорошо, попробуем вспомнить (выполняем артикуляционную гимнастику): Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам? Смотрит, как расческа- зубы Нам причесывает зубы. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. На качелях оказался. Вверх взлетел и вниз спускался. То иголка, то лопатка Язычки у вас ребятки. Язычок вернулся в дом, Плотно двери запер он. 3. Дыхательные упражнения. -А дома Язычок увидел, что цветы на подоконнике распустились. Игра «Цветочки». Дети нюхают цветы и произносят на выдохе нарастающую фразу: «Ах», «Ах, как вкусно», «Ах, как вкусно пахнет», «Ах, как вкусно пахнут цветочки». 4. Пальчиковая гимнастика. С ветки ягодки снимаем (одной рукой изображаем ягодный кустик, другой плавно «срываем» ягодки), И в лукошко собираем (изображаем руками корзинку) Полное лукошко - Я поем немножко! - А много ли вы знаете ягод, сейчас мы проверим – я буду загадывать загадки, кто догадается о какой ягоде говориться – поднимет руку. 5. Загадки. Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела...(земляника). Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая...(клюковка) Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с...(малиной) -Я открою вам один секрет, чтобы сделать ягодок больше – нужно назвать их ласково. Давайте вместе попробуем это сделать! Игра «Назови ласково». Логопед показывает детям картинки с ягодами, предлагает назвать ласково ягоды, части ягодного кустика. - А если мама приготовить нам варенье из малины, то какое оно будет… Игра «Что из чего?». 6. Физкультминутка . Мы с ребятами пойдем, Ягоды, грибы найдем. Их в корзинки соберем И домой их принесем. Мы кричим в лесу : «Ау!» Эхо там живет в бору. 7. Работа в тетради №1.Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. - Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите на страничке? Дети. Мы видим лесные ягоды. - Перечислите их названия. Дети. Малина, клюква, земляника. - Мы с вами только что вспомнили названия ягод. Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте ее. Для того чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зеленый карандаш. Выполняйте задание. Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу. 8. Игра «Раздели слово ножками». -А теперь мы с вами снова отправимся в лес. По лесной дорожке мы найдем много разных букв, слогов и потом грибов и ягод. Вы должны сначала хлопнуть в ладоши если услышите букву О. затем вам следует подпрыгнуть на месте если услышите слог с буквой О. Дальше - надо будет топнуть ножкой столько раз, сколько слогов в названии ягодки или гриба. А, п, б, т, у, б, м, п, в, б. Да, бо, пу, бы, во, па. Подосиновик, боровик, малина, морошка, брусника, подберезовик. Логопед. Молодцы! Вы не допускали ошибок! |