Скачать 62.21 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Соколовская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса «Эксперименты в химии» Автор: учитель химии Горбатенко Н.И. Пояснительная записка: Химический эксперимент играет существенную роль в обучении химии. Во-первых, он повышает интерес учащихся к предмету; Во-вторых, включение теоретической части позволяет углубить знания учащихся по отдельным вопросам химии; В-третьих, предполагается развитие экспериментальных умений учащихся: общих, организационно-трудовых, конструкторских и измерительных. Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Темы занятий углубляют программу химии данного года обучения. Задачи курса: 1) Развивать познавательный интерес учащихся к предмету; углубить знания по отдельным вопросам курса химии: 2) Развивать логическое мышление учащихся, используя индуктивный и дедуктивный подходы в процессе постановки химического эксперимента; 3) Отрабатывать умение учащихся правильно выполнять химические операции, обрабатывать результаты эксперимента, соблюдать правила безопасности. Программа курса «Эксперименты в химии» Раздел 1. Чудесные свойства электротока. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Электропроводность растворов. Гальванические элементы. Миграция ионов. Лабораторные опыты: «Качественные реакции на ионы», «Миграция ионов», «Возникновение электрических разрядов при кристаллизации», «Электролиз», «Электрохимическая очистка серебра», «Самодельные батарейки», «Диафрагма из выеденного яйца», «Металлические покрытия», «Деревья», «Ледяные узоры», «Меднение изделий». Раздел 2. Где окислитель, там и восстановитель. Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Окислительно- восстановительные реакции. Типы окислительно- восстановительных реакций: внутримолекулярные, межмолекулярные. Гомогенные и гетерогенные реакции. Лабораторные опыты: «Вулкан», «Танец бабочек», «Свинцовая шуба», «Взрыв в банке», «Жидкий хамелеон», «Выполнение надписи на лезвии перочинного ножа». Раздел 3. Катализ и фотохимия. Катализ. Катализаторы и ингибиторы. Примеры каталитических реакций. Реакции, протекающие под действием излучений. Реакции, сопровождающиеся излучением света. Лабораторные опыты: «Катализ на платине», «Химические часы», «Обычная фотография», «Фотосинтез», «Хемилюминесценция», «Флуоресценция». Раздел 4. Комплексные соединения. Состав и номенклатура комплексных соединений. Химические реакции с комплексными соединениями. Лабораторные опыты: «Окрашенные комплексы», «Опыты с золотом», «Сжигание разбавленного спирта». Раздел 5. Немного органики. Спирты. Карбоновые кислоты. Простые и сложные эфиры. Углеводы. Жиры. Белки. Полимеры. Гормоны. Витамины. Лекарства. Лабораторные опыты: «Изготовление ацетатного шелка», «Изготовление медно - аммиачного шелка», «Мыловарение», «Сварим искусственный мед», «Искусственный желудок», «Обнаружение холестерина в яичном желтке», «Фараоновы змеи из лекарственных препаратов». Учебно-тематический план
Литература: 1. Х.Вайсмантель, Э.Гроссе «Химия для любознательных» М., «Химия», 1983г. 2. Орлик Ю.Г. «Химия после уроков» Минск, «Народная асвета», 1979 г. 3. Шульпин Г.Б. «Эта увлекательная химия» М., «Химия», 1984 г. 4. Журнал «Химия в школе» №3 2001 г., №6, №8, №9 2003 г. 5.Брянская учительская газета №31 2007 г. |