8 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного образования по химии, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта по химии, на основе учебного плана МБОУ « Средняя школа № 2».
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного образования, согласно школьному учебному плану на изучение химии отводится 70 часов ( 35 учебных недели), 2 часа в неделю. В ней предусмотрено проведение 5 проверочных работ и 6 практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, -М: Дрофа, 2010.
Содержание уроков химии в 8 классе.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ- 5 ЧАСОВ.
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Правила безопасности.Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Краткий очерк истории развития химии.
Периодическая система Д.И.Менделеева, периоды большие и малые,
группы и подгруппы.
Относительная атомная и молекулярная масса. Расчетные задачи по химической формуле. Индексы и коэффициенты, массовая доля элемента в веществе.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практическая работа№1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
ТЕМА 2. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ- 10 ЧАСОВ. Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы.Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы.Атомная единица массы.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления). ТЕМА 3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – 7 ЧАСОВ.
Простые вещества металлы и неметаллы.Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Демонстрации
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычислениеколичества вещества,молярной массы, молярного объема.
ТЕМА 4. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – 14 ЧАСОВ.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).Чистые вещества и смеси веществ.Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Взвешивание. Приготовление растворов. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Демонстрации
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Разделение смесей.
Возгонка йода.
Практическая работа №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».
ТЕМА 5. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ -13 ЧАСОВ.
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практическая работа №3 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой». Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».
ТЕМА6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ- 21 ЧАС.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Основные классы неорганических веществ.Простые и сложные вещества.Сложные вещества (органические и неорганические).
Вода и ее свойства.Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот(соляная, серная, азотная, фосфорная, азотная), солей.Ряд напряжений металлов.
Демонстрации
Реакции, иллюстрирующих основные признаки химических реакций.
Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ. В результате изучения химии в 8 классе ученик должен знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации.важнейшие вещества и материалы: основные металлы; серная, соляная, азотная кислоты; щелочи.
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Учебно-тематический план предмета
«Химия»
Класс – 8
Категория слушателей – обучающиеся школы
Срок обучения – 70 часов
Форма обучения – очная
Режим занятий – 2 часа в неделю
Используемый учебно-методический комплекс – УМК Габриеляна
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Практические работы
| Форма контроля
| 1. Введение
| 5
| 1
|
| 2.Атомы химических элементов
|
10
|
| Пров.раб.№1.
| 3.Простые вещества
| 7
|
| Пров.раб.№2.
| 4.Соединения химических
элементов
| 14
| 1
| Пров.раб.№3.
| 5. Изменения, происходящие с веществами.
| 13
| 2
| Пров.раб.№4.
| 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
| 21
| 2
| Пров.раб.№5.
| Итого:
| 70
| 6
| 5
|
Календарно – тематическое планирование уроков химии в 8 классе
(2 часа в неделю, всего 70 часов). ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ – 5. ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ- 6.
Дата
| № урока
| Тема
| Элементы содержания
|
Домашнее задание
|
1 четверть (18 ч.) ТЕМА 1. Введение – 5 часов
|
|
1. (1)
|
Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж.
| Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества.
| § 1, 2, упр.3,6,10.
|
|
2. (2)
| Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
|
| +
стр. 174
|
|
3. (3)
| Краткий очерк истории развития химии.
Химическая символика.
| Химический элемент. Химическая формула.
| § 3.
|
|
4. (4)
|
Периодическая система Д.И. Менделеева.
| Таблица Менделеева, периоды большие и малые, группы и подгруппы.
| § 4, учить знаки.
|
|
5. (5)
| Относительные атомная и молекулярная массы. Расчетные задачи по химической формуле.
| Индексы и коэффициенты, относительная атомная и молекулярная масса, массовая доля элемента в веществе.
| § 5, упр.1-8.
|
ТЕМА 2. Атомы химических элементов - 10 часов
|
|
1. (6)
|
Основные сведения о строении атома.
| Строение атома, ядро (протоны и нейтроны), электроны.
| § 6, упр.3,5.
|
|
2. (7)
|
Изотопы.
| Ядерные процессы, превращение элемента, изотопы, изотопы водорода.
| § 7, упр.1,5.
|
|
3. (8)
| Строение электронных оболочек атомов.
| Электронные слои (энергетические уровни), орбиталь, электронное облако, электронная оболочка.
| § 8, упр. 1,2.
|
|
4. (9)
| Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | Атомы металлов и неметаллов, изменение свойств элементов в пределах одной группы и периода.
| § 9, упр.1.
|
|
5. (10)
|
Ионная связь.
| Ионы положительные и отрицательные, ионная химическая связь.
| § 9, упр.2.
|
|
6. (11)
|
Ковалентная неполярная химическая связь.
| Атомная или ковалентная химическая связь, одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи, длина связи, электронные и структурные формулы.
| § 10, упр.2-5.
|
|
7. (12)
| Ковалентная полярная химическая .связь.
| Электроотрицательность.
| § 11, упр.2-3.
|
|
8. (13)
|
Металлическая химическая связь.
| Металлическая связь, атомы-ионы.
| § 12, упр.1-3.
|
|
9. (14)
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».
|
| Задание в тетради
|
|
10. (15)
| Проверочная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов».
| +
|
|
ТЕМА 3. Простые вещества – 7 часов
|
|
1. (16)
| Простые вещества – металлы. | Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, твердость, температура кипения, металлический блеск, электро- и теплопроводимость.
| § 13,упр.1-5.
|
|
2. (17)
| Простые вещества – неметаллы. | Аллотропия и аллотропные видоизменения, или модификации, аллотропия фосфора, углерода и кислорода.
| § 14, упр.3.
|
|
3. (18)
|
Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества.
| Количество вещества, моль, молярная масса, постоянная Авогадро.
| § 15, упр.1-5.
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 1 Ч.
|
|
2 четверть (14 ч.)
|
|
4. (19)
|
Молярный объем газообразных веществ.
| Молярный объем газов, нормальные условия.
| § 16, упр.1-5.
|
|
5. (20)
| Решение задач с использованием понятий: количество вещества, молярная масса.
|
| § 15, по тетради
|
|
6. (21)
| Решение задач с использованием понятий: молярный объем газов, число Авогадро.
|
| § 16, по тетради
|
|
7. (22)
|
Проверочная работа№2 по теме «Простые вещества».
| +
|
|
ТЕМА 4. Соединения химических элементов – 14 часов
|
|
1. (23)
| Степень окисления. | Понятие о степени окисления, составление формул по степеням окисления элементов.
| § 17, упр.2, 5, 6.
|
| 2.
(24)
| Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
| Оксиды, негашенная известь, гидриды, летучие водородные соединения, соляная кислота, аммиак и нашатырный спирт.
| § 18, упр 1-4.
|
|
3. (25)
|
Основания.
| Основания, катионы и анионы, определение характера среды, индикаторы.
| § 19, упр.2-6, таб.4
|
|
4. (26)
|
Кислоты.
| Кислоты, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, кислотные остатки и основность кислот, определение характера среды, индикаторы.
| § 20, упр.1,3,4.
|
|
5. (27)
|
Соли.
| Соли, номенклатура солей, составление формул кислот по степени окисления.
| § 21, упр.1-3.
|
|
6. (28)
| Обобщение по теме классы неорганических веществ.
|
| по тетради
|
|
7. (29)
|
Кристаллические решетки.
| Кристаллические решетки: ионные, атомные, молекулярные и ионные, твердые вещества: аморфные и кристаллические, закон постоянства состава.
| § 22, упр.1-6.
|
|
8. (30)
|
Чистые вещества и смеси.
| Чистые вещества, смеси, химический анализ.
| § 23, упр.1-4.
|
|
9. (31)
|
Массовая и объемная доли компонентов смеси.
| Массовая доля, проба золота, объемная доля и объемный состав воздуха.
| § 24, упр.2,5-7.
|
|
10. (32)
|
Количественные расчеты, связанные с понятием «доля».
|
| § 24, по тетради
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 2 Ч.
|
|
3 четверть (20 ч.)
|
|
11. (33)
| Практическая работа № 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. |
| +
стр. 185
|
|
12-13 (34-35)
| Обобщение и систематизация по теме «Соединения химических элементов». |
| по тетради
|
|
14. (36)
| Проверочная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов». | +
|
|
ТЕМА 5. Изменения, происходящие с веществами – 13 часов
|
|
1. (37)
|
Физические явления в химии.
| Дистилляция или перегонка, кристаллизация , выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание, центрифугирование.
| § 25. Упр.1-6.
|
|
2. (38)
| Практическая работа № 3. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
|
| +
стр. 180
|
|
3. (39)
|
Химические реакции.
| Признаки химических реакций, условия течения химических реакций, экзо- и эндотермические реакции, реакция горения.
| § 26, упр.1-6.
|
|
4. (40)
| Практическая работа № 4. Признаки химических реакций.
|
| +
стр. 183
|
|
5. (41)
|
Химические уравнения. Реакции разложения.
| Химическое уравнение, закон сохранения массы веществ, правило подбора коэффициентов в уравнениях реакций.
| § 27, упр.1-3.
|
|
6. (42)
| Реакции разложения.
Реакции соединения.
| Реакции разложения, скорость химической реакции, катализаторы, ферменты, реакции соединения, каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции.
| § 29-30, упр.1 стр.155, упр.1-2 стр.159.
|
|
7. (43)
|
Реакции замещения.
| Реакции замещения, ряд активности металлов, условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.
| § 31, упр.1-3.
|
|
8. (44)
|
Реакции обмена.
| Реакции обмена, реакции нейтрализации, условия протекания реакций обмена до конца.
| § 32, упр.3,4,6.
|
|
9. (45)
|
Типы химических реакций на примере свойств воды.
| Электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидроксиды, гидролиз.
| § 33, упр.1-3.
|
|
10. (46)
|
Решение расчетных задач по химическим уравнениям.
| Единицы важнейших величин, алгоритм вычисления по уравнению реакции.
| § 28, упр.1-3.
|
|
11. (47)
|
Решение расчетных задач по химическим уравнениям.
|
| по тетради
|
|
12. (48)
| Обобщение по теме «Изменения, происходящие с веществами».
|
| Подготов к пров раб № 4.
|
|
13. (49)
| Проверочная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами». | +
|
|
|
ТЕМА 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 21 час
|
|
1.(50)
|
Растворение. Растворимость. Типы растворов.
| Растворы, гидраты и кристаллогидраты, насыщенные и ненасыщенные растворы, растворимые, нерастворимые и малорастворимые вещества.
| § 34, упр.1-7.
|
|
2. (51)
| Электролитическая диссоциация. Основные положения. | Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация и ассоциация, сильные и слабые электролиты. Катионы и анионы, кислоты, основания и соли в свете ТЭД.
| § 35, 36, упр.1-6, стр.203.
|
|
3.
(52)
|
Ионные уравнения.
| Молекулярное и ионное уравнение реакции, реакции ионного обмена, реакции нейтрализации.
| § 37, упр.1-5.
|
|
4. (53)
|
Кислоты в свете ТЭД.
| Классификация кислот, химические свойства кислот, ряд напряжения металлов.
| § 38, упр.1-6.
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 3 Ч.
|
|
4 четверть (18 ч.)
|
|
5. (54)
| Урок - упражнения по кислотам. |
| по тетради
|
|
6. (55)
| Основания в свете ТЭД. | Классификация оснований, химические свойства оснований, условия протекания типичных реакций оснований.
| § 39, упр.1-5.
|
|
7. (56)
|
Обобщение знаний по основаниям.
|
| по тетради
|
|
8. (57)
|
Оксиды.
| Классификация оксидов, химические свойства оксидов, условия протекания реакций кислотных и основных оксидов с водой.
| § 40, упр.1-5.
|
|
9. (58)
|
Урок - упражнения по оксидам.
|
| по тетради
|
|
10. (59)
|
Соли в свете ТЭД.
| Классификация солей, химические свойства солей, два правила ряда напряжения металлов, условия протекания реакций солей с металлами.
| § 41, упр.1-5.
|
|
11. (60)
| Обобщение знаний по солям. |
| по тетради
|
|
12. (61)
| Практическая работа № 5. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
|
| +
стр. 241
|
|
13. (62)
| Генетическая связь между классами неорганических соединений.
| Генетическая связь, генетический ряд металлов и неметаллов.
| § 42, упр.2-4.
|
|
14. (63)
| Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач.
|
| +
стр. 242
|
|
15. (64)
|
Окислительно-восстановительные реакции.
| ОВР реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, метод электронного баланса.
| § 43, упр.1,3, 6,7.
|
|
16. (65)
| Упражнения в составлении ОВР методом электронного баланса.
|
| по тетради
|
|
17. (66)
|
Свойства веществ изученных классов в свете ОВР.
|
| по тетради
|
|
18. (67)
|
Обобщение и систематизация знаний по теме « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
|
| по тетради
|
|
19. (68)
|
Подготовка к проверочной работе №5.
|
| Тест.
|
|
20. (69)
| Проверочная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
| +
|
|
|
21. (70).
|
Анализ контрольной работы
|
|
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 4 Ч.
|
|
ИТОГО ЗА ГОД КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ.
|
| |