Скачать 53.94 Kb.
|
"Количество вещества. Молярная масса вещества" Цели и задачи урока: 1. Образовательные: а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль. б) Дать представление о постоянной Авогадро. в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц. г) Научить решать задачи по химии. д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию. 2. Воспитательные: а) Формирование познавательной потребности. б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний. в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач. 3. Развивающие: а) Развивать умения применять знания на практике. б) Развивать логическое мышление учащихся. в) Развивать умение анализировать условия. г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания: - Что такое неметаллы? - Что такое аллотропия? - Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn? - сравнить по таблице стр.78 простые вещества. 3. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним: - Что такое химия? - Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение? - Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение? 4. - Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества? - Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками. Допустим, что в 1 мешке - 6 ∙1023 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке: N = 20 мешков ∙6 ∙1023 картофелин = 120 ∙ 1023 картофелин - Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 *1023 частиц этого вещества. МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6∙ 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.) Записываем это определение в тетрадь. - 6 ∙1023 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA. Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо: N = NA∙ n, где N - число молекул NA - постоянная Авогадро, молек./моль n - количество вещества, моль Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.) - Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль. - Как вы думаете я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала. МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.) Записываем это определение в тетрадь. Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .
- Если я возьму 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу: n = m / M и, следовательно, m = n∙M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.) 5. - Теперь решим простые задачи: Задача 1. (Презентация, слайд 6.) Найти массу 24 ∙1023 молекул озона.
Задача 2. (Презентация, слайд 6.) Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?
- Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.) Приложение 1.
(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.) - Решим задачки устно: (Презентация, слайд 8.) 1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода? 2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве? 3. Сколько весят 3 ∙1020 молекул воды? 6. Закрепление. 1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется? 2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется? 3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать? 4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна? 7. Подведение итогов урока, выставление оценок. 8. Домашнее задание: п.15, №2,3 - письменно стр.82 |