Скачать 164.05 Kb.
|
«Необыкновенные приключения хлорофилла» Урок – спектакль Действующие лица и исполнители: Автор : Судья , Прокурор, Адвокат , Хлорофилл. Действия происходят на лесной поляне . От автора. Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события . Он и могли привести к гибели жилого на земле. Но к счастью, этого не произошло . В те времена жили добрые и умные люди, которые думали о будущем . Появляется Хлорофилл. Хлорофилл. Здравствуйте ! Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый! Я хлорофилл , всегда зеленый Пускай прохлада или зной , Но тружусь , как заведенный , И каждый раз иду как в бой . Лишь солнышко проглянет (2 раза) Я первый луч его ловлю . И сразу воздух чистым станет , И сразу всех я накормлю. Автор : Что он такое говорит ? Как может всех накормить? Как может он очистить воздух? Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс . Появляются Судья ,Прокурор и Адвокат. Судья : Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас? Прокурор. (разгневанно): Какой –то ФОТОСИНТЕЗ . Слово непонятное, да процесс вредный. Судья : Кто его главный виновник ? Прокурор : Его главный виновник он, хлорофилл! Судья : странное имя . Адвокат: Его имя в переводе означает «зеленый». Судья: Хлорофилл Хролопластович ? Интересно. А место жительство ? Адвокат : В хролопластах листьев, зеленых стеблей и зеленных плодов . Судья: Род занятий ? Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет , а питательные вещества текут рекой .Колдун, наверное. Может его на костре сжечь? Судья : Нет надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу? Хролофилл: О господи судья! Мне работы всего –то и нужно, что углекислый газ и … Судья : Откуда ты его берешь? Хлорофилл : Из воздуха, господи судья . Прокурор : А какому праву ты расхищаешь природное добро? Адвокат :Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать. Судья : Каким образом ? Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками . Только с Вами поставлю зеленое растение и вы сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один . Накрывают судью и прокурора колпаками. Сидят под колпаками Судья и прокурор, А мы, ребята, с вами Продолжим этот спор, Прокурор: А-а-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно. Судья: всем дышать нужно. Хлорофилл: Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ . Химики о нем говорят проще – СО2. Судья: Конечно, ведь я смог дышать под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы? Хлорофилл: Еще мне нужна вода …чистая. Прокурор: Вот, вот я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его ! Ворует нашу воду И углекислый газ Ну как же быть народу Хочу спросить я вас. Нет, я не понимаю И в толк я не возьму. Сейчас тебя поймаю И посажу в тюрьму. Хлорофилл: Но беру совсем немного воды. Адвокат : Но зато, используя воду углекислый газ и энергия солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит … жизнь Прокурор : Как это, как это как это, не понимаю! Хлорофилл: Но это же так просто. Вода ,по стеблям поднимаясь, Идет к зеленому листу И с СО2 соединяясь Дает нам сахар на свету Вот так творение природы- Волшебный, добрый хлорофилл Способен прокормить народы Хочу уж к вечеру без сил. Судья : как это? Ты, такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг? Хлорофилл:Маг не маг, но могу Адвокат : Да фотосинтезом это называется , фотосинтезом. Ведь что происходит- то? Новые вещества образуются : сахар , крахмал, кислород. Образуется, значит, синтезируются. Все: Фотосинтез идет На свету круглый год Из простых минеральных веществ Солнце свой прольет , Луч на лист упадет, Чтобы всем подарит кислород. И никак не поймет Наш упрямый народ Что он дышит, есть и живет. Потому что с утра, Лишь приходит пора, Сладкий сок производить листва. Прокурор : наконец – то я понял. Ты хороший . Я не буду тебя обвинять. Хлорофилл: многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс. Судья : какой еще процесс? Какое право он имеет что – то разрушить? Почему я в нем не участвую ? Адвокат: Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники. Хлорофилл: Этот процесс – дыхание. Все вы дышите , а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю. Судья:Что – то я ничего не понимаю . Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно . почему же дыхание – разрушитель? Хлорофилл: Вам двигаться нужно? Судья : Необходимо Хлорофилл: Разговаривать вы должны? Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю. Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берете ? Судья : Не знаю. Сама как – то берется. Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите . А я ее из солнца беру. Все: И в зной в непогоду И вечером и днем Нельзя без кислорода Иначе мы помрем. Мы дышим, дышим, дышим И он, и ты и я Энергию из пищи Берем себя друзья. Чтоб бегать, прыгать, плавать, Смеяться и гулять , И очень важно,право, Учиться размышлять. Адвокат :Господа,я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду . Судья: Следовательно. При дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза. Прокурор: правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце. Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело. Судья : Значит. Так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание – энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Все :Фотосинтез – дружочек Вот твой домик - листочек Там творишь ты свои чудеса. Очень нужен ты людям, Мы тебя не забудем, И запомним тебя навсегда. Пусть нам солнышко светить, Чтобы взрослым и детям Было радостно, ясно, светло, Чтобы каждый цветочек, Даже малый листочек, Нам давал и еду и тепло. Мы играли понарошку, У народу на виду, К сожаленью, мы играем Только раз в году. Урок по теме «Основы рационального питания, нормы питания» Задача :сформировать у школьников представление об основах рационального питания. Оборудовании : калькулятор, ручка. Инструктивная карточка с заданиями. Ход урока 1 этап . объяснение учителя. Философскую и нравственную концепцию рационального питания академик И.П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине» Этнографы утверждают, что привычка к вкусной, ароматной и внешне привлекательной еде одна из самых устойчивых и консервативных. Каждому этапу развития человечества соответствовали свои представления о сбалансированном питании. У древних римлян оно формировалось примерно так: от яиц – до яблок, поскольку тогда было принято начинать обед куриным яйцом и заканчивать его яблоками. Дети и взрослые многих индейских поселений в Южной Америке, оказавшихся пока в стороне от влияния современного мира, с удовольствием едят жаренных муравьев и буквально заболевают от съеденного куриного яйца или жареного цыпленка. В Корее одно из самых больших лакомств – мясо собак. Но кореец не станет лягушку, которую так любят французы. Население многих районов Китая, Японии к молоку и ряду молочных продуктов относятся с предупреждением, а большинство народов, населяющих Центральную Азию, с детства и до старости не мыслить своей жизни без молока. Новгородский купец и путешественник Афанасий Никитин почти 500 лет тому назад писал об Индии «Индеяне же не ядять никого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины». А по рецептам гуаньдунской кухни в Китае для пищи пригодно все, живущее в воде и на суше, в том числе змеи, полевые мыши, дикие и домашние кошки. В некоторых районах Вьетнама принято куриное яйцо, обмазанное глиной,сто дней выдерживать в земле. В результате ферментации желток и белок превращается в блестящее желе с весьма специфическими вкусовыми свойства. Жареные и сырые кузнечики – едва ли не самое изысканное блюдо для значительной части населения Уганды. В то время как их соседи туареги едят ничего, ползает. Плавает или летает . Одно из распространенных польской кухни –тушеная капуста с мясом (бигус). Но в ряде других стран капусту считают кормом для животных. В России пережившей из-за жестоких неурожаев и войн немало голодных лет, обильная еда с давних пор расценивалась как один из главных признаков благополучия человека. Так как значительная часть территории нашей страны находится в Северном полушарии, то для восполнения расхода энергии организмом особо ценилась жирная либо богатая углеводами пища. В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро - , микро-, и ультрамикроэлементы, пищевые волокна. Сбалансированное питание – полноценное питание, характеризующее оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи. Белки,жиры и углеводы – основные компоненты пища и главные источники энергии. Количество энергии о науке о питании оценивается в килокалориях ( ккал). На пример , 1 г жира дает человеку 9 ккал, 1г белка или углеводов – 4 ккал. Пользуясь этими цифрами, врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма. В настоящее время на любой упаковке продукта питания. Кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и ее калорийность. Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания. В ходе практической работы на уроке мы познакомимся с правилами и порядком составления суточного рациона питания. II этап . Проведение практической работы по составлению суточного пищевого рациона. Учащиеся распределяются по парам. Каждая пара выполняет четыре задания. Задание 1 Известно,что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17 летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными табл № 1, подсчитайте сколько вы расходуете килокалорий в сутки ( можно округлять до получаса) таблица 1 Расход энергии на различные виды деятельности
Задание 2 Рассчитайте дневной рацион питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки , обед – 35%, полдник – 15%, для составление меню Используйте данный таблицы 2. суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью ) Должен быть в пределах 2,5 – 3 кг. При составлении меню помните, что на завтрак полезно съесть молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включат закуску (салат из свежих овощей) первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течение дня съедать несколько фруктов . таблица 2 Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд
Запишите в таблицу составленный суточный рацион. Таблица 3 Суточный рацион питания
Задание 3 Определите оптимальное для вас время приемы пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч, минимальный перерыв был не менее 3ч. Кроме того, учтите. Что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2ч. Данные запишите в табл. 4 и сравните их с рекомендуемыми. Таблица 4 Часы приема пищи
Задание 4 Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле : Масса тела ( в кг)=50+0,75(Т-150)+(А-20)/4 Т-рост в см;А – возраст ( в годах) III этап . Обсуждение результатов практической работы и формулировка принципов рационального питания. На данном этапе урока обсуждаются подобранные заранее поговорки пословицы о здоровом питании и продуктах, в которых точно и образно обобщен народный опыт. А также изречения великих людей. Например: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того , сколько требует голод или жажда», «Мы живем не для того, чтобы есть , а едим для того , чтобы жить»(Сократ); «Наши пищевые вещества должны лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами (Гиппократ). Приведем пример подобранных учителем и школьниками пословиц и поговорок о правильном питании и продуктах. Где пиры да чаи, там и немочи. Через рот сто болезней входит. Ешь правильно – лекарство не надобно. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь. Покуда ем, так глух и нем. Самые точные часы – желудок. Укоротить ужин – удлинить жизнь. Ужин не нужен, был бы обед. Не ложись сытым –встанешь здоровым. Ешь досыта. А делай до поту. Кто жаден до еды, тот дойдет до беды. Спеши на работе, на не едой. Лакомств тысяча, а здоровье одно. Обед без овощей – праздник без музыки. Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата . Поешь рыбки – будут ноги прытки. Лук – от семи недуг. Морковь прибавляет кровь. Там , где нет мяса – свекла герой. Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце. На основе выполненной практической работы и анализа пословиц и поговорок в ходе фронтальной беседы формулируются следующие принципы рационального питания:
Для закрепления знаний о здоровом питании и навыков составления рациона питания в качестве домашнего задания можно предложить школьникам разработать меню на следующий день. |